Сегодня мы поведаем историю о ЭйДжее (AJ). Нет, мы расскажем не о герое Бена Аффлека, который в конце 90-ых полетел спасать наш мир от надвигающегося астероида, а всего-лишь о чемпионе мира в королевском класе. Он и глазом не моргнул, когда его пригласил босс новой команды, но уже через год было добыто первое чемпионство для команды Уильямс. Он долго шел к этой цели, ему помогали трагедии в других командах, но все же Австралия увидела еще одного чемпиона мира.
По стопам героя нации
Алан Стэнли Джонс родился 2 ноября 1946 года в Мельбурне в семье торговца машинами (удивительно, но и здесь без этой детали не обошлось). Глава семейста Стэн Джонс также в середине 50-ых был известным автогонщиком и однажды даже выиграл внезачетный Гран-при Австралии. Стэну предлагали всерьез заняться автоспорте в Европе, но он отверг выгодные предложения BRM и Феррари. Всю славу для семьи суждено было добыть его сыну, но до тех дней предстоял еще долгий путь. В начале 60-ых Алан уже занимался картингом и стал чемпионом своей родины. Затем он начал осваиваться в соревнованиях Мини-Куперов, чему напрямую помог отец, предоставив авто, но вскоре в Австралии грянул кризис и боевой пыл начал оседать. На тот момент Алану Джонсу уже нечего было терять, он разбил все копилки и в 1970-м поплыл в Англию. По этому же пути раньше прошел "Черный Джек" Брэбхем, но Алана ждали более долгие годы ожидания.
Алан начал жить в Лондоне со своей девушкой Бэв. Из «квартирных излишеств» у них была кровать да один стол. При этом Джонс все же сумел отыскать способ участвовать в гонках, в которых успеха не добивался. В то время к нему перебрался и его отец, который оказывал моральную помощь своему сыну. Он в основном гонялся в Формуле-Форд, но верхом всех неудач стала авария в Формуле-3. Тогда в гонке на Брэндс-Хетч он разбил Лотус и сломал ногу. Три года Алан накапливал лишь опыт, а в 1973 году добыл первую победу в Формуле-3. Эту победу не увидел Стэн Джонс, который скончался от сердечного приступа за день до гонки.
А в конце сезона Алан стал вице-чемпионом серии. В следующем году австралиец добился успехов в Formula Atlantic и уже мог смело надеяться на дебют в Формуле-1. В 1975 году он получил приглашение от дивной команды Хескет, которая отличилась неординарной формульной жизнью. Для команды тот год стал пиковым – Хант добыл для нее первую победу. Несмотря на результаты, второго пилота они приглашали очень редко, но в число них вошел Алан Джонс.
В неопределенности
Выходец из зеленого континента провел в этой команде всего четыре Гран-при и на этом их отношения закончились. На карьерой снова повис большой знак вопроса, но тут помогла травма пилота команды Грэма Хилла. В предыдущей команде Джонс смог лишь раз добраться до финиша, но это не отпугало Грэма и они пригласили именно нашего героя. Там он также проехал четыре гонки, но на этот раз сумел добыть первые очки, приехав в Хоккенхайме на финиш пятым. После германской гонки в стан команды вернулся ранее травмированный Рольф Штоммелен и Алан снова оказался не у дел в Формуле-1.
Через несколько месяцев после этого Грэм Хилл попал в авиакатастрофу, в которой, кроме него, погиб костяк всей команды. Судьба оградила Джонса от этого полета, а в 1976 году им заинтересовалась команда Джона Сертиза. Тот сезон подарил всего три очковых финиша, а максимальный результат был добыт на дождевой Фудзи. Стартовав с 20-го места, Алан по ходу гонки смог подняться на третью позицию и только за несколько кругов до финиша пропустил бывшего напарника Джеймса Ханта. Для британца этот обгон стал чемпионским, а его географический антипод снова стал ждать первого для себя подиума.
Сезон 1977 года Джонс встретил в тумане. Предложений не было – опыт последнего года оказался не нужным. И тут снова в жизни Алана сыграла большую роль трагедия с другим пилотом. На Гран-при ЮАР один из пилотов остановился у обочины и к нему поперек трассы побежал пожарник. В этот момент мимо проносился Тони Прайс и в его голову попал огнетушитель бежавшего спасателя. Травмы оказались несовместимыми с жизнью (видео мы не приводим, так как это не тема нашей статьи, но поверьте – мурашки по телу).
Освободившееся место в Shadow занял Алан Джонс и вскоре он поднялся на верхнюю ступень подиума. В день проведения этапа в Австрии 14 августа прошел дождь, но было ясно, что несколько кругов гонщикам придется пройти по воде. Аки по суху удалось пройти нескольким пилотам. Среди них был и Джонс, который с 14-го места переместился на третье и вполне мог удержать этот результат. Но тут от Марио Андретти и Джеймса Ханта на голову Алану рухнули подарки - оба сошли и подарили Джонсу его первую победу. Несмотря на победу будущего у команды не было - она уже второй год ехала на последних финансовых ресурсах. По окончанию сезона из команды ушел конструктор Тони Саутгейт и менеджер Джекки Оливер, которые создадут свою команду Arrows. А Алан ушел в молодую команду Фрэнка Уильямса. Фрэнк до этого работал в команде Вальтера Вольфа, но по окончанию сезона 1977 года он вместе с Патриком Хэдом ушел из нее. Ушел, чтобы стать историей.
Путь к победе
Williams в 1978, как и многие, натолкнулись на граун-эффект имени Колина Чепмена и не могли сразу же рассчитывать на результат. Поэтому второе место на Гран-при США в конце сезона можно было назвать успешным началом долгого пути. В начале 1979 года уже нужно было отвечать современным течениям, но больших денег на модернизацию болида не было. На четвертом этапе в Лонг-Айленде Джонс приехал третьим на финиш – этот результат привлек внимание арабских спонсоров, которые тогда уже купались в нефтедолларах. Команда начала проектировать новое шасси, а в Великобритании состоялся дебют FW07.
В квалификации Алан Джон побил рекорд трассы на 4,5 секунды! Конечно же, такие показатели позволили австралийцу легко удержать лидерство, но на 39 круге у него отказала система охлаждения. Но Уильямс в обиде не остался - победу одержал второй пилот Клей Регаццони. То, что такой успех был не случайным, доказывал уже Джонс. В оставшихся шести гонках он одержал четыре победы (в то же время чемпион Шектер за весь чемпионат одержал всего три) и дал понял, кто будет главным фаворитом в 1980 году.
Все ожидания были подтверждены, но понервничать Джонсу пришлось. За три гонки до конца у него оставался один конкурент. Нельсон Пике на Брэбхеме отставал от него всего на два очка и не хотел быть лишь "молодым и перспективным". На Гран-при Италии, который в первый и последний раз прошел в Имоле, Пике стартовал пятым, а Джонс - шестым. Старт два претендента провели по-разному. Джонс пропустил на старте Жиля Вильнева, а в это время его конкурент устремился в лидерские ряды. Первые круги Алан провел позади Жиля, который не давал ему шансов для обгона. Их борьба закончилась, когда канадец вылеел в повороте, который в последствии назовут его именем. После этого Джонс уверенно начал обходить соперников, но Пике был уже далеко. В итоге после гонки копакабанец вышел в лидеры чемпионата и все ждали невероятную развязку. Но Пике на двух оставшихся Гран-при сошел, и титул уплыл в руки Джонсу, который добыл две победы.
Долгое прощание
Алан потерял в результатах в следующем году, но ситуация сложилась таким образом, что чемпионство мог принести вылет соперника и победа в нужный момент. Первое и пятое место по итогам чемпионата разделило всего семь очков, а ближе всех к чемпиону Пике были пилоты Уильямс - Рейтеманн отстал на очко, а Джонс на четыре. Была бы в Уильямсе командная тактика, которой так гордились в Маранелло, то чемпионство им было бы обеспечено. А так...
На тот момент для Джонса это стал последний сезон в Формуле-1 и он вернулся на австралийскую землю. Он начал выступления в классе Туринг, а в перерывах между гонками отдавал предпочтение своей ферме. Но в гонках он снова увидел безрезультативность, а занятие на дому у него не вызывало особых эмоций. В 1983 году он снова вернулся в Формулу-1, приняв предложение старых друзей из Arrows. Этап в США, где он не финишировал, стал единственным и он снова оказался в Австралии. Но и на этом карьера в королевском класе для него не закончилась. Через два года он принимает финансово выгодное предложение от новой команды Haas. У них был богатый спонсор, но за полтора сезона ни Джонс, ни команда успехов не добились.
В Австралии Джонс упорно пытался найти счастье в класе Туринг. Одной из любимых гонок для него стала Bathurst 1000, где в 1995 году он все-таки победил. А в 2005 году он стал директором родной команды в гонках А1. Всю свою гоночную карьеру на родине он совмещает с ролью комментатора.
↑ свернуть