Детство
Родился в Москве в семье актера Театра Сатиры Виталия Безрукова. Отец назвал его Сергеем в честь безмерно любимого им поэта Сергея Есенина.
Виталий Безруков довольно настороженно отнесся к намерению сына стать актером. Но, когда Сергей участвовал в школьных спектаклях, Безруков-старший учил его не играть, а проживать жизнь на сцене. В четырнадцать лет, когда Сергею довелось играть Леонидика в спектакле "Мой бедный Марат", он запомнил свои ощущения - голодно, холодно, мерцает огонь печки-буржуйки. Отец научил его чувствовать это.
Театр
По окончании школы Сергей Безруков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Олега Павловича Табакова. Он, по словам Сергея: "приучал нас к тяготам актерской профессии. Поблажек не делал никому, хотя многим со стороны казалось, что я был его любимчиком. А он просто очень хорошо ко мне относился, но это не давало мне права на какие-либо льготы. Я сам неплохо учился, институт закончил с красным дипломом".
Ещё во время учёбы начал играть в театре своего учителя - Театре под руководством О.П.Табакова, куда и был принят в 1994 году после окончания учебы.
В театре Безруков играл в спектаклях: "Страсти по Бумбарашу" (Студент), "Ревизор" (Квартальный), "Билокси-Блюз" (Юджин Джером), "Затоваренная бочкотара" (Телескопов), "Матросская тишина" (Давид Шварц), "Звездный час по местному времени" (Саратов), "Анекдоты" (Калиневич и Ступак), "Последние" (Петр), "Псих" (Александр). За свои театральные работы Сергей Безруков удостоен многих премий.
Помимо Театра под руководством О.П. Табакова Безруков играет в различных театральных проектах, в антрепризах: "Искушение", "Ведьма" (Театральное агентство "Арт-партнер XXI века"). Занят во МХАТе им. А. П. Чехова в спектаклях "Амадей" (Моцарт), "Священный огонь" (Морис Тэбрет).
За роль Есенина в спектакле "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" (1997), сыгранную в Театре имени М.Ермоловой ему была присуждена Государственная премия.
Самым главным критерием своей работы Сергей считает мнение своего отца: "Отец - мой первый зритель. Ходит на каждый спектакль о Есенине, а я играю его уже семь лет. Он очень трепетно относится к образу Есенина. У отца была мечта сыграть его. Ему было 26 лет, когда он сыграл поэта в фильме Серкова "Анна Снегина". А в театре он так и не реализовал эту мечту. Он говорит: "Я хожу смотреть не на то, как ты играешь Есенина, я хожу смотреть на самого Есенина".
В спектакле "Амадей" Безруков играет вместе со своим учителем О.Табаковым. Надо слышать какими аплодисментами награждают молодого актера, большими, чем его знаменитого учителя.
Олег Табаков: "Редко у кого из молодых судьба начиналась столь празднично. Как сказал бы Виктор Розов, Сергей проглотил атом солнца. При этом у него есть проблемы, он упорно пытается совершенствовать себя. Он имеет смелость пробиваться в трудные горькие минуты существования своих героев. Он набрасывается на работу, аки лев голодный. В нем не растрачен актерский пыл, который дан ему от природы. День жизни для него - это день жизни в театре. Он чрезвычайно много работает вне театра. После завоевания разнообразных наград можно работать вне театра и меньше. Я бы предпочел, чтобы недовольство собою осталось у него прежним, а требовательность к выбору актерских работ повысилась".
"Куклы"
Несколько лет (1994 - 1999) Безруков работал на телевидении - озвучивал 11 персонажей программы "Куклы" (НТВ). По признанию Безрукова любимыми образами были Жириновский и Куликов - "они не то чтобы любимые - их просто легче озвучивать, как яркие образы". "Куклы" в определенной мере раскрутили Безрукова, сделали его более известным. Однако в какой-то момент он почувствовал, что становится заложником образа и покинул передачу, подыскав себе замену в лице И.Христенко.
Кино до "Бригады"
К концу 90-х годов Сергей Безруков был уже очень популярен. Поклонницы дежурили около театра по окончании спектаклей. Однако в кино заметных ролей было немного. Из десятка фильмов самыми заметными были: "Крестоносец-2" Михаила Туманишвили и Александра Иншакова и "Китайский сервиз" В. Москаленко.
Сам Сергей Безруков из своих ранних работ выделяет лишь "Китайский сервиз": "Более или менее моя серьезная работа в кино - "Китайский сервиз". Там уже я попытался сыграть человека сложного и разного. Он не простой, он в развитии. Я всегда недоволен своими работами в кино. Если в театре я за что-то спокоен, в чем-то уверен, то с кино все иначе".
Кстати в "Крестоносце-2" и "Китайском сервизе" вместе с Сергеем Безруковым снималась его будущая жена Ирина Ливанова.
"Бригада"
Большой успех в кино пришел к Сергею Безрукову в 2001 году. Тогда на экраны вышел широко разрекламированный фильм А. Адабашьяна "Азазель". В этой картине Безруков сыграл роль статского советника Ивана Францевича Бриллинга по прозвищу Шеф.
Однако настоящий бум вокруг имени Безрукова возник после выхода в том же году сериала "Бригада", самого дорогого телевизионного проекта на тот момент. В сериале Безруков сыграл криминального авторитета Сашу Белого.
Роль писалась специально под Сергея. Но в какой-то момент у авторов закрались сомнения - а сможет ли он. Эта роль в корне отличалась от всех прежних ролей. До этого считалось, что он актер воздушный, легкий, "солнечный". А тут такая жесткая роль...
Рассказывает жена Сергея - Ирина Безрукова: "На роль Белого пробовалось около 300 человек, но режиссера никто не устраивал, и в итоге он пригласил пробоваться Сергея... Муж нервничал и говорил, что его пригласили, чтобы не утвердить". Когда Сергей заупрямился: "Нарочно сыграю плохо", Ирина ответила: "Правильно, Сережа, сыграй плохо. Это даст всем повод сказать, что Безруков не способен играть серьезные роли". Слова жены зацепили Сергея, и он сыграл так, что его утвердили на роль после первых же проб.
Сергей Безруков рассказывает о своей работе: "…ролей такого плана я еще никогда не играл. Героических ролей было много в театре, а в кино в основном использовали как характерного актера. Сценарий "Бригады" я прочел давно, и мне это показалось интересным. У меня серьезная роль серьезного человека, хотя и молодого. Я играю жестокого человека, но не лишенного обаяния. Это не просто убийца, нет. Я оправдываю своего героя. Я, как актер, на время вживаюсь в своего героя. Но не дай мне Бог вжиться в это по-настоящему, потому что это только в кино может быть забавно, в какой-то степени романтично: пистолеты, разборки. В жизни это все, конечно, жестче, страшнее. Не дай Бог в жизни к этому прикоснуться. В кино можно...".
Сценарий "Бригады" выдержан в лучших традициях гангстерского боевика - приметы времени и нерв современной жизни сочетаются в нём с классическими жанровыми ситуациями и характерами.
Интересно то, что за месяц до начала съёмок продюсер фильма Анатолий Сивушов поселил четырех главных исполнителей - Сергея Безрукова, Владимира Вдовиченкова, Дмитрия Дюжева и Павла Майкова, в Дом отдыха, чтобы они по-настоящему подружились. Возможно и это повлияло на замечательную игру актерского квартета.
Разнообразие таланта
Сергей Безруков не относится к тем актерам, кто раз удачно попав в роль на ней и зацикливается. Сыграв криминального авторитета, он отошел от этой темы. После свадьбы они вместе с Ириной продолжили совместную деятельность в кино, снявшись в сериалах "Офис" (2000) и "Любовь.Ру" режиссера Владимира Басова-младшего, друга Сергея.
Не менее шумный успех, чем "Бригада", принесла актеру и роль в сериале "Участок", где он играл сельского участкового Кравцова, а Ирина - его жену. Интересно то, что по сценарию супруги ссорятся. Сергей долго сомневался сниматься ли жене в сериале. И только, когда его убедили, что супруги в конце-концов помирятся, он дал свое согласие на съемки. Безруков сыграл честного, принципиального и в то же время легкоранимого человека. За эту работу актер был удостоен премии "Золотой Орел" в номинации "Лучшая мужская роль в телевизионном кино".
Сериал настолько понравился зрителям, что иначе как "народный", в средствах массовой информации его не называли. Казалось бы, что еще надо актеру? Любовь зрителей есть, популярность сумашедшая... Но настоящий талант никогда не останавливается на достигнутом. Сыграв в том же 2003 году в веселой комедии Рязанова "Ключ от спальни", где он в который раз продемонстрировал, что его таланту подвласны самые разные характеры, Безруков отказывается от участия в продолжении "Участка".
Решение сына объясняет отец: "Нельзя зацикливаться на сыгранном. Есть актеры, которые играют сами себя, типажность свою. Они что-то яркое показали, и потом их в этом амплуа пользуют и пользуют. Вот сыграл Сергей в "Бригаде", и что - всю жизнь быть Сашей Белым? Или вот этот мент из "Участка"? Сергей - артист многоплановый, одаренный, я бы сказал, он может все, играет разные роли - и Пушкина, и Моцарта... Ему предлагали продолжать роль участкового Кравцова. Опять надеть форму и честь отдавать? Правду про деревню все равно нельзя снять. Вот и сделали пастораль, идеальную деревню, сработали на Сережином обаянии, на его таланте... Сергей, несмотря на свои 30 лет, мудрый. И серьезно относится к своей творческой биографии".
В 2004 году Безруков сыграл роль Василия Сталина в популярном сериале "Московская сага". А год спустя он осуществил свою давнюю мечту - сыграть Сергея Есенина на экране. Сериал с одноименным названием вышел осенью 2005 года и вызвал у зрителей и критиков неоднозначные мнения. Многие упрекали актера за искажение образа великого русского поэта. Разделились мнения и по поводу его Иешуа в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Вне кино
Помимо кино Сергей активно сотрудничает со звукоиндустрией. На его счету работы в постановках "Любовь к трем апельсинам" и "Про Федота-стрельца…" Леонида Филатова (Сергей озвучивает всех персонажей), радиопостановка "Азазель" (роль Фандорина), "Сборник стихов Есенина". Все эти постановки вышли на компакт-дисках.
Продолжает радовать зрителей Сергей Безруков и на сцене театра. В 2002 году в театре им. М. Н. Ермоловой вышел спектакль "Александр Пушкин" по пьесе Виталия Безрукова в его же постановке, в котором Сергей сыграл великого русского поэта. "Мы показываем его опять-таки живым человеком, который страдал, которого унижали, изводили, травили, рассказывает о своем герое Сергей Безруков. - И хулиган он был, и к девкам хаживал, и с няней выпивал, все это было. Почитайте воспоминания, письма его! Но мы с отцом постарались преподнести все эти факты с любовью и почтением, чтобы не выглядело как пасквиль или пошлость. Мы хотим, чтобы зрители успели за время спектакля Пушкина полюбить и ушли с ощущением, что у них украли любимого человека, уже такого близкого и знакомого.
↑ свернуть