Хуан Мануэль Фанхио — выдающийся аргентинский автогонщик. Носил прозвище Маэстро.
В 2003 году Михаэль Шумахер установил новый рекорд по количеству титулов - он стал шестикратным чемпионом мира. Это была совершенно новая страница в истории. Казалось, что предыдущий рекорд, который держался долгие десятилетия, так и не будет побит, но пришел новый герой. Это был герой нашего времени, но героем начала существования Формулы-1 был другой человек. Хуан Мануэль Фанхио был признан величайшим гонщиков всех времен и народов. И было от чего. В то время, когда граница между смертью и победой на этапе была очень тонкой (это сейчас - и слава Богу! - пилоты спасаются в невероятных случаях) этот аргентинский боец смог за восемь лет полноценного выступления в Формуле-1 выиграть титул пять раз и еще дважды стать вице-чемпионом.
Вот этот показатель не побит и по сей день. Это была удивительная страница в истории. Когда он первый раз стал чемпионом мира, то ему было 40 лет - время, когда в нынешние времена переквалифицируются в помощники команды или просто уходят в творческий отпуск. Когда он выдал свой лучший Гран-при в 1957 году, ему было 46! Сейчас об улучшении этих показателей просто стыдно заводить разговор.
От механика к гонщику
Родился будущий гений 24 июня 1911 года в аргентинском городе Балкарсе. Его родня была эмигрантами из Италии и поэтому чемпион получил испанско-итальянское имя. Первое имя "Хуан" было дано в честь его покровителя (24 июня - день Святого Хуана), а "Мануэль" пошло от имени Короля Италии Виктора Эммануэля Третьего. Семья была явно не из богатых, и молодому парню пришлось уже в возрасте 11 лет взяться за тяжелый труд. Получив опыт в металообрабатывающей мастерской, он через некоторое время перешел работать в автомастерскую. Тем самым у него родилась пожизненная любовь к автомобилям - запах деталей был для него своеобразным двигателем. В 13 лет он получил работу у местного дилера автомобильной компании Студеббекер.
В задачи Хуана входила и перевозка грузов в ближайшие города. Мастерство вождения по сложным дорогам настолько впечатлило работодателя, что он выплатил Фанхио жалование на год вперед. А первой четырехколесной любовью для маэстро стал Оверлэнд. К сожалению, в 1929-м Хуан получил воспаление легких и, ввиду уровня медицины тех лет, вынужден был пролежать год в постели. После выздоровления он отслужил в армии и вернулся к своему делу с новыми силами. Также этому помог и подарок отца - маленький участок земли, на котором Хуан мог развернуть свою мастерскую. Это место быстро стало центром внимания и собирало много друзей.
В 1936 году, когда ему было 25, Хуан Мануэль принял первый раз участие в гонках. Первым гоночным автомобилем стал Форд-1929. Изначально это было такси, но Хуан Мануэль вместе со своими друзьями его переделал - и стал возможен старт в гонках на грунте. Для того чтобы скрыть от родителей свое участие в опасных соревнованиях, он выступил под псевдонимом "Ривадавия" - имя первого Президента Аргентины. Фанхио не финишировал в гонке из-за поломки, но в тот момент гонщик шел на третьей позиции и был с легкостью "взят на карандаш" местной публики.
Пилот без границ
В 1939 году друзья Хуана Мануэля помогли ему и со второй покупкой – Шевроле-1939. Аргентинец начал выступления в заездах на длинные дистанции и уже в 1940 году выиграл Gran Premio del Norte. Гонщики должны были отправиться из Буэнос-Айреса, переехать через Анды в столицу Перу Лиму и вернуться обратно. Путь длиною в 10 тысяч километров усугублялся еще и тем, что не разрешалась помощь механиков - пилоту и штурману необходимо было самим справиться с возможными механическими трудностями.
Повторить этот успех Фанхио удалось в следующем году, но на этом его карьера взяла паузу - началась война. В этот период, понятное дело, речь не могла идти о гонках. Фанхио продолжил развитие своего бизнеса, занимаясь перевозкой грузов, продажей шин. В это время для него было задачей удержать свою репутацию на должном уровне, что дало бы возможность вернуться в гонки после завершения всех боевых действий. Хуан Мануэль с достоинством прошел через это испытание и в 1948-м президент Аргентины Хуан Перон предоставил возможность таланту выступить в Европе.
Пробный сезон 1948 года выдался очень успешным для Аргентины - помимо Фанхио, хорошие результаты показал и Галвес. Это подвигло правительство Аргентины купить две Мазератти, что позволило обоим гонщикам провести полноценный сезон в 1949 году. Фанхио выиграл шесть из десяти заездов и в августе был с почестями принят в президентском палаце - он был национальным героем.
Первый опыт, первая победа, первый титул
Такое невероятное выступление пилота не могло пройти мимо Альфа Ромео. Итальянская команда для первого в истории чемпионата мира Формулы-1 собрала некую команду Гэлакси. Коллегами аргентинца по команде стали Фарина и Фаджиоли. Трио обречено было пролидировать на первом Гран-при в истории, который прошел в Великобритании, но в итоге именно наш герой выпал из тройки. Сезон взлетов и падений начался для Хуана Мануэля со второго - машина зацепила один из стогов сена, которые ограждали трассу (вот не было тогда четыре ряда отработаных покрышек), и это повредило радиатор. Из-за перегрева двигателя он в результате и сошел.
В следующих четырех гонках Фанхио одержал три победы и перед последним Гран-при опережал в личном зачете Фарину. Первая из этих побед была одержана в Монако, где к победе Фанхио приплюсовал поул и быстрейший круг. Исход той гонки во многом был решен уже на первом круге, когда в повороте Табак случился массовый завал. Но, к сожалению для аргентинца, на заключительной гонке в Монце его снова подстерегли технические проблемы и титул уплыл к итальянцу. Удивительное достижение было у Фанхио - во всех гонках, где он финишировал, он одерживал победы. Решающим оказалась выносливость техники, но и тут аргентинцу несколько не повезло - на Гран-при в Бельгии у Фарины возникли проблемы на последнем круге и он все-таки смог доехать до финиша и взять три очка. Именно эти три очка во многом и стали определяющими.
Следующий сезон стал чемпионским. На этот раз это был уже другой, опытный Фанхио. Ведь главным преимуществом Фарины в 1950 году был опыт, который он получил в 30-ые годы. Но на этот раз за аргентинцем гналась красная Феррари Альберто Аскари. Конюшня из Маранелло существенно улучшила свою машину, и это позволило Альберто на равных соревноваться с "Альфиттой". Альфа-Ромео по ходу сезона даже пришлось вбросить холодное оружие - командную тактику. В те времена было нормальным, если второй пилот уступает место в своей машине лидеру команды даже посреди дистанции. Такой разменной монетой на Гран-при Франции стал Фаджиоли. Он уступил свое место для Фанхио, и тот одержал победу, а тот заезд для Фаджиоли стал последним в его карьере Формулы-1.
Войну за титул в итоге выиграл Фанхио. Он перед последним этапом имел преимущество в три очка - всего ничего,- но по ходу гонки в Испании у Аскари постоянно возникали проблемы с резиной и он вынужден был заезжать три раза на пит-стоп. Фанхио довел дело до победы и стал первый раз чемпионом мира.
Непрогнозируемое затишье
В 1952 году чемпионат для Фанхио закончился, не успев начаться. В те времена внезачетные гонки не были чем-то особенным и проводились они довольно часто. 7-го и 8-го июня должны были состояться две гонки в Белфасте и Монце. В обеих аргентинец хотел принять и принял участие, но трансфер из города в город получился жутко неприятным. Опоздав на рейс из Парижа в Италию, Фанхио решил сдержать слово организаторам гонки в Монце и поехал через Альпы своим ходом.
На треке он появился за полчаса до начала гонки, но он сел в абсолютно не испытанный болид, что и стало причиной аварии. Фанхио ошибся с переключением передач и потерял управление. После ночной поездки у него не было сил справиться с машиной и ее несколько раз перевернуло. Хуан Мануэль выпал без сознания из машины, и после этого несколько часов находился на пороге смерти. К великому счастью он отделался "лишь" переломом шеи. Он не принял участие ни в одной гонке в том чемпионате, но его возвращение было превосходным.
Возвращение
Сезон-1953 для Фанхио ничего не обещал - аргентинец должен был втянуться в гонки после пропущенного года. К тому же, Альберто Аскари продолжил блестящее выступление прошлого сезона. На первых трех Гран-при Феррари приехала к финишу первой, в то время как Фанхио на своей Мазератти не смог даже набрать очки в этих гонках. На Гран-при Бельгии нашему герою пришлось выступить и в качестве наставника. Мазератти на этап пригласила неопытного бельгийского пилота Джони Клаеса. Когда на квалификации ему не удалось пройти достойный круг, он попросил Фанхио "протестировать" автомобиль на трассе. Фанхио показал схожее со своим время на чужой машине и дал совет новобранцу: "Ты должен давить не на среднюю педаль (тормоз), а на правую (газ)". Клаес закончил квалификацию на 10-ом месте.
Возвращение "Маэстро" случилось во Франции. В Реймсе гегемония Аскари закончилась и борьбу за победу повели Хоторн и Фанхио. До последнего круга гонщики постоянно обменивались местами и в итоге Хоторн опередил Фанхио на полкорпуса.
Это не было поражением для Хуана Мануэля - это было его возвращением. Безусловно, навязать борьбу Аскари было сложно, но аргентинец выиграл борьбу за вторую строчку, опередив Фарину на все той же Феррари. Жирная точка в сезоне была поставлена в Италии – победа в гонке. Фанхио дал понять, что следующий сезон он проведет в полной боевой готовности.
Смена команды - не помеха!
Уже во второй год после возвращения в строй Фанхио начал свою великолепную серию из четырех чемпионских титулов подряд. На следующие два года он подписал контракт с Мерседесом, но первые две гонки в 1954 он провел на Мазератти, поскольку в его основной команде не был подготовлен болид. Он выиграл две гонки за итальянскую команду и сел за руль Мерседеса лидером чемпионата.
Смена коня на Гран-при Франции не отобразилась на результате аргентинца, а вот новые разработки Мерседеса в Сильверстоуне доставили немало хлопот. В то время серебристый автомобиль представлял собой подобие кузовного автомобиля - колеса были закрыты. Эту разработку начали рассматривать и другие команды, но на Гран-при Великобритании серьезным образом проявился недостаток - ограниченный обзор. Фанхио стартовал с первой позиции, но несколько раз задевал ограждения и из-за этого не мог проходить повороты в максимальном темпе. Он закончил гонку лишь на четвертом месте, но это место не дало модификациям будущих машин уйти в другое русло - все вернулось на круги своя. Фанхио по итогам чемпионата разгромил соперников и добыл для себя второй титул чемпиона мира.
Сезон-1955 прошел по укороченной программе. Причиной тому стали трагедии с Аскари и жуткой аварии в Ле Мане, где погибло большое количество зрителей. Из шести проведенных этапов Фанхио выиграл в четырех гонках. Примечательной стала первая гонка в Аргентине. В день проведения гонки стояла сильная жара и гонщикам пришлось пройти через адское испытание. Хуан Мануэль стал одним из всего лишь двух пилотов, кто прошел всю дистанцию. Например, гонщики из команды Феррари на протяжении этапа постоянно менялись местами в машинах. Четырем пилотам команды удалось привести две машины к финишу, но отставание от Фанхио было огромным. А на Гран-при Великобритании, предпоследнем этапе, который проходил в Ливерпуле, Фанхио проявил благодушие к своему напарнику Стирлингу Моссу, позволив ему выиграть домашний заезд. Британец после награждения передал победный венок Хуану Мануэлю в знак благодарности.
Бенефис в Феррари
В конце 1955 года Мерседес ушел из гонок через случившиеся трагедии, и Фанхио перебрался команду Лянча-Феррари (перед сезоном две конторы объединились). На этот раз борьба за титул была очень плотной. После переменных успехов по ходу чемпионата перед последним этапом шансы на титул претендовало три пилота - кроме Фанхио это были Стирлинг Мосс (Мазератти) и Питер Коллинз (Лянча-Феррари). У Фанхио по ходу этапа возникли проблемы с техникой и тут ему свой болид должен был отдать третий пилот команды Луиджи Муссо, но тот этого не сделал, отказавшись выполнить приказ. На помощь аргентинцу пришел... Коллинз. Несмотря на то, что он все еще сохранял теоретические шансы на титул, он отдал машину Фанхио с аргументацией: "Фанхио должен был остаться чемпионом мира еще на один год. Он это заслужил! А мне всего двадцать пять, и у меня впереди еще очень много времени". Фанхио стал чемпионом, а Коллинзом восхищались все болельщики. К сожалению, его мечта не успела сбыться - он погиб через два года.
Сезон-1957 года для Фанхио начался более, чем успешно. В первых трех гонках он одержал победы, а в это время его соперников лихорадило. Одним из таких соперников был и Мосс, который перед началом сезона перешел в команду Вануолл. Ставка оказалась для него неудачной, и он смог прервать доминацию Фанхио лишь в Великобритании. Но это не огорчило аргентинца, поскольку его отрыв позволял в случае победы на следующем этапе в Нюрбургринге одержать досрочное чемпионство. В той гонке Хуан Мануэль стартовал с полупустым баком - был расчет на создание отрыва на первой половине дистанции. Это ему удалось, и перед пит-стопом он имел 30 секунд преимущества, но в результате проблем с заменой колеса он потерял огромный кусок времени и вернулся на трассу практически с минутным отставанием...
А далее была самая яркая победа в его истории. С каждым кругом он бил рекорды трассы, проходя 20-километровое кольцо Нюрнбургринга на пределе возможностей. Он не оставил вопрос о титуле на следующий этап - на предпоследнем круге достал лидеров, а затем обошел их. Хоторн: "Если бы я не свернул в сторону, уверен, что старик просто прошел бы через меня." А сам Фанхио скажет, что до этого он так быстро не гнался и вряд ли сможет такое повторить.
"Это конец!"
Сезон-1958 стал заключительным для "маэстро". На Гран-при Франции он финишировал четвертым. В тот день у него была совершенно неконкурентноспособная машина, и Майк Хоторн проявил уважение к Великому пилоту, не обогнав его на круг. Когда Фанхио вышел из машины он сказал своим механикам: "Это конец!". Фанхио всегда был на "ты" со своими механиками. Еще со времен своей юношеской работы он понимал значение этого труда. Понимал, что без надежной машины просто невозможно добывать великие победы. Также понимал, что за идею не всегда есть возможность работать и отдавал 10% призовых механикам после гонки. За такое свое поведение он получал и соответствующую отдачу. Есть история, что на одной из гонок 1953 года у него барахлила машина. Ночью механики подменили машину аргентинца на машину второго пилота команды, что позволило Фанхио оказаться в более выгодных условиях...
Когда он ушел из гонок, ему было 47. Далее он вместе с Мерседесом организовал проект по поддержке молодых пилотов в Аргентине. Успехи из него сделали достойного пропагандиста спорта на родине. Фанхио также открыл музей автомобилей в своем родном городе Балкарсе. Его коллекцию помог пополнить и Ален Прост, который подарил музею свой "Рено-турбо". 15 июня 1995 года он был госпитализирован с диагнозом "пневмония и почечная недостаточность". Через два дня он умер в больнице.
↑ свернуть