Коко Шанель

Коко Шанель (Coco Chanel)

Габриель Бонхеер Шанель
Gabrielle Bonheur Chanel
Была ведущим французским модельером. Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Журнал «Тайм» внёс её в список ста самых влиятельных людей XX века.
Дата рождения 19.08.1883
Сайты
Деятельность Дизайнеры, Модельеры, Парфюмеры
Страны Франция
Поделиться

Шанель номер один. Великая любовница

Она мечтала быть певицей, а стала великим модельером. Она всегда хотела быть женой, но всю жизнь довольствовалась ролью любовницы.

Дело в шляпке

После смерти матери отец отдал ее в монастырь. Когда Габриэль исполнилось восемнадцать, она его покинула, монашкой она быть не собиралась.

В кафешантане провинциального Мулена началась самостоятельная жизнь. Каждый вечер она выходила на сцену с популярной песенкой “Кто видел Коко?”. Завсегдатаи, галантные офицеры местного гарнизона, бисировали и громко кричали “Коко! Коко!” Прозвище стало ее вторым именем.

Поклонникам-артиллеристам она предпочла пехотинца Бальсана. Этьен был красив, весел, остроумен, любил красивых женщин, скачки и хороший стол. Получив наследство, он купил поместье в Руайо. Она попросила взять ее с собой. Но хозяйкой дома Коко не стала, любимец женщин не собирался связывать себя узами брака. Габриэль проводила время в праздности, это ей быстро надоело. Она мечтала о славе, успехе, богатстве. Она неплохо пела, но еще лучше шила шляпки. Это решило ее судьбу.

У Коко был дар выдумывать новые модели. Каждая ее шляпка была произведением искусства, единичным творением, изысканным и изящным. Она была больше чем обыкновенной модисткой.

Она была настоящим художником и своим клиенткам шила шляпки, исходя из индивидуальности каждой. Вскоре в Париже заговорили о Коко Шанель.

Габриэль рассталась с Этьеном, когда он отказал в деньгах на обзаведение собственным делом. Лошади обходились ему очень дорого. И еще он не верил, что из затеи Коко может получиться нечто серьезное. Деньги дал капитан Артур Кейпел, лучший друг Бальсана.

Артура все называли Боем. Ходили слухи, что он незаконнорожденный сын крупного банкира. Он верил в ее талант. Но главное было не в этом – он давно был влюблен в Шанель. Бой был не только страстным любовником; он был мужчиной, на которого она могла опереться во всех своих начинаниях. Он относился к ней с нежностью, доверием и уважением. У красавца Боя было много женщин – он всех бросил. Она это оценила. Бой любил в ней естественность и ироничность, он ввел ее в светское общество и познакомил с новыми людьми. С его помощью она открыла магазин в Довиле, а затем и собственный дом моделей в Биарицце. Она не боялась идти наперекор устоявшимся вкусам и создавала собственный стиль – стиль Шанель. Делала то, на что никто до нее не решался. Укоротила юбки и начала шить свитера из джерси. Ее модели приходятся по вкусу баронессе Ротшильд. Баронесса рекомендует Коко своим светским знакомым – принцессам, маркизам, графиням. Это был успех, ее имя стало известно всей Франции.

Теперь она мечтала только о замужестве, это единственное, чего ей не хватало для счастья.

Артур же не желал менять сложившиеся отношения. Единственное, чего бы он хотел, это пробиться на самый верх, но для этого ему необходимо было породниться со знатным семейством – в жилах капитана текла еврейская кровь. Франция терпела Ротшильдов, но не таких, как Кейпел.

Он начал изменять, она на все закрывала глаза, потому что не хотела терять его - она любила Боя той единственной любовью, что выпадает раз в жизни. И он знал об этом и тоже не хотел терять Коко. Даже тогда, когда объявил ей, что женится на дочери лорда Листера.

Он мотался между Парижем и Лондоном, он метался между Габриэль и Дианой. Это был тупик, из которого, казалось, не было выхода…

Бой погиб в автомобильной катастрофе по дороге в Канны. Дорога была скользкой, стояли предрождественские дни 1919 года.

“Шанель номер пять”

После смерти Боя ей казалось, что все кончено, но все же она сумела взять себя в руки. И с головой ушла в новую работу, которая помогала ей преодолевать душевную боль.

Она давно понимала, что мода не может обойтись без парфюрмерии, как и парфюрмерия без моды. После гибели Артура она сделала этот шаг – от моды к парфюму.

Габриэль совершила революцию не только в моде, но и в парфюрмерии. Она первой нарушила все табу и получила совершенно новые духи с устойчивым, загадочным и волнующим воображение ароматом.

Загадка разрешалась просто, но известна она была только Коко и ее сподвижнику химику Эрнесту Бо. Это он разработал несколько видов смесей, соединив вещества растительного происхождения с искусственными эссенциями. Коко выбрала - и не ошиблась. В одном из составов она почувствовала свежий аромат цветущего сада и нежный запах вечера при зажженных свечах, когда вдруг неожиданно возникает любовь… Коко еще раз пошла на нарушение канонов. Свои духи она поместила в прозрачный хрустальный куб с четко очерченными углами. Впечатление усиливал контраст черного и белого. Но главное таилось в названии. Она сама себе не могла объяснить, почему “номер 5”. Но ее имя, соединившись с обычной сухой цифрой, производило на женщин магическое впечатление.

“Шанель номер 5” – духи, которые станут самыми знаменитыми в мире, которые принесут ей богатство, а значит, и независимость, - появились во время ее романа с великим князем Дмитрием Романовым. С ним она вновь почувствовала себя женщиной.

Дмитрий ничем не походил на Артура Кейпела (именно в этом была прелесть). За границей у него не хватало средств на подобающий родственнику царя образ жизни. Но еще больше, нежели в деньгах, он нуждался в любви.

Идиллия продолжалась целый год. Дмитрию было уже 29, ей еще 41. Она была внучкой крестьянина и дочерью ярмарочного торговца. Он – внук Александра II, племянник Александра III, кузен Николая II.

Разбогатевшую французскую плебейку и обнищавшего русского аристократа не связывало ничего, кроме внезапно вспыхнувшего чувства.

Когда чувство угасло, они расстались. Без ссор, взаимных упреков и душевных потрясений. Она ни о чем не жалела.

Мир богемы

Завоевав имя, Шанель вошла в интернациональный мир парижской богемы. Она дружила с Игорем Стравинским, Пабло Пикассо, Жаном Кокто. Все они говорили на одном языке – языке искусства. Габриэль органично вписалась в авангардный круг, она была своей среди этих гениальных людей, потому что сама исповедовала модернистские идеи.

В двадцатых годах она начала работать для театра. Кокто переложил для современной сцены “Антигону” Софокла, музыку написал Онеггер, декорации создал Пикассо. Она одела актеров, разыгрывающих античную мистерию. Выбор Шанель Кокто объяснил тем, что она является великим модельером эпохи, и только ей под силу сделать костюмы для дочерей царя Эдипа. У искушенных зрителей спектакль пользовался успехом, у консервативных критиков вызвал неприятие. Кокто досталось за вольное обращение с классическим текстом, одних раздражали декорации Пикассо, других - музыка Онеггера. Зато все хором хвалили костюмы. Они подчеркивали характер героев, играли символическую роль. Шерстяные костюмы нейтральных тонов производили впечатление подлинных античных одеяний. Габриэль бережно реконструировала на сцене реальность давно ушедшей эпохи.

Несколько лет она работала с Сергеем Дягилевым. Чего не хватало Коко для счастья? Любви…

Любовь по-английски

С Бендором Гросвенором, герцогом Вестминстерским, она познакомилась в Монте-Карло. Герцог был свободен, Коко, расставшись с поэтом Пьером Реверди, одинока. Она всеми силами пыталась удержать Пьера, она все еще мечтала о семейной жизни, пусть с непризнанным гением, нищим безумцем, но Реверди выбрал другой путь – служение Богу…

Герцог хотел найти женщину, которая одновременно была бы пылкой и страстной любовницей, не дающей ему скучать, достаточно умной женой, закрывающей глаза на его неверность, и матерью будущего наследника.

Ему казалось, что Габриэль идеально подходит для этой роли.

Он засыпал ее письмами, цветами и фруктами, собранными собственноручно в собственных теплицах и оранжереях. Орхидеи, клубника, мандарины пароходом переправлялись через Ла-Манш, живые шотландские лососи плыли по воздуху со специальным курьером. Однажды он прислал ей шкатулку с необработанным, огромных размеров, изумрудом. Но Габриэль продолжала держать осаду. Она не хотела быть очередной любовницей самого богатого и эксцентричного человека в Англии – она хотела быть только женой.

Габриэль сдалась, когда в британских газетах заговорили о намерении герцога Вестминстерского покончить с холостой жизнью. Она поверила, что счастье еще возможно. Она убедила себя, что герцог именно тот человек, который ей нужен. Однажды Коко задержалась на его яхте, он отдал приказ поднять якорь…

Ее мужчины были источником ее вдохновения. Во время продолжительного романа с Бендором она привнесла во французскую моду английские мотивы - строгий покрой, спортивный стиль. Они жили то в Англии, то на французском побережье. Жизнь была похожа на праздник. Они то выходили в открытое море, то путешествовали по суше на собственном поезде Бендора. В герцогском замке Итонхолле принимали членов самых знаменитых британских фамилий. Праздник кончился, когда герцог стал настаивать на наследнике. Она была не против, но ей было уже 46. И как Коко ни старалась, у нее ничего не получалось. Чуда не произошло.

Герцог стал обманывать ее с другими. Она могла простить ему многое – некоторую бесцеремонность, некоторую интеллектуальную недостаточность, некоторое отсутствие вкуса. Не могла простить одного – ложь в отношениях, которые связывали их на протяжении многих лет. Они стали ссориться. В 1930 он принял решение жениться… на дочери барона Сисонби.

Франко-немецкая пастораль

Художник Поль Ирибарнеге, более известный под именем Ирбид, был ее любовником и мог стать мужем. Но судьба распорядилась иначе, он неожиданно погиб на теннисном корте в 1935 году.

Когда немцы вошли в Париж, она вошла в критический возраст. Но Коко была не из тех, кто опускает руки, даже перед необратимым. Она поняла, что семейное счастье ей недоступно… и в 56 лет завела очередного любовника. Любовника-немца. В оккупированном Париже это был вызов - интимную связь с оккупантами французы считали предательством.

Она была старше его на тринадцать лет. Но бывшего шпиона это беспокоило меньше всего. Его устраивала жизнь в Париже, жизнь с Коко. Он не хотел покидать ни этот город, ни эту женщину, дарившую ему такое жгучее физическое наслаждение, - Габриэль понимала, что любит последний раз… Он делал все, чтобы сохранить обретенное счастье. Жил затворником, никуда не выходил из дому и ни с кем не общался. Ему хватало Шанель.

Это была почти идиллия, франко-немецкая пастораль. Иногда она вспоминала молодость и становилась той самой Коко из Мулена. Ее голос почти не изменился, остался таким же нежным, чистым и высоким..

Счастье кончилось, когда Франция обрела свободу. Гюнтер был вынужден уехать в Швейцарию. Габриэль предпочла оставить родину, нежели его. Добропорядочные швейцарцы считали их мужем и женой. Но Гюнтер не собирался жениться на Габриэль. Он еще прекрасно выглядел, она в 64 начала стремительно стареть. Жизнь на берегу Женевского озера не складывалась, ему занять себя было нечем, ее убивало ничегонеделанье.

Она сделала его богатым и в свои семьдесят уехала в Париж. Чтобы вновь взяться за работу.

Старые друзья и любовники умерли. Во Франции считали, что она устарела, а в ее любимой Англии - что потерпела фиаско. Новое признание пришло оттуда, откуда она не ожидала.

Ее новые модели завоевали Америку. За океаном они пользовались фантастическим успехом. Ее вновь признали на родине. Новые кумиры не затмили ее былой славы. Строгая эстетика Шанель вновь оказалась ко времени и к месту. Ее платья заполнили гардеробы парижских модниц. Продажа духов “Шанель” приносила фантастическую прибыль - состояние 88-летней Коко оценивалось в 15 миллионов долларов.

Она умерла, когда работать больше не было сил.

Другие статьи: