Хосеп Гвардиола
Испанский футболист и футбольный тренер, в настоящий момент возглавляющий мюнхенскую «Баварию». Самый титулованный тренер в истории «Барселоны».
Дата рождения 18.01.1971
Сайты
Деятельность Спортсмены, Футболисты
Страны Испания
Поделиться

Стремясь к совершенству

«Я пессимист. Разделяю мнение того, кто сказал: «Я пришел в этот мир, чтобы его изменить. Сейчас надеюсь только на то, что он не изменил меня».

Обычно эпохи подходят к своему концу незаметно - по крайней мере, в футболе. О последнем дне доминирования Ливерпуля не сообщали в новостях, нет официального праздника у болельщиков Интера, отмечающих годовщину падения «голландского» Милана, и даже звездные Галактикос начала нового столетия сошли на «нет» одинаково резко и постепенно – мы даже упустили момент, когда Мадрид из грозной силы превратился в предмет для ироничных насмешек. Уход Дель Боске, как ни крути, воспринимался совсем по-другому – во многом из-за того, что не был самовольным.

Кажется, что сейчас все иначе. Решение Пепа взять отдых от футбола, последовавшее за двумя болезненными поражениями, воспринимается с грустью – уход тренера, когда-то считавшегося незначительным дополнением к гениальным футболистам, и впервые не выигравшая ни один из двух важнейших трофеев Барселона действительно создают определенную атмосферу, лаконичной характеристикой которой будет слово «конец».

То, что решение Гвардиолы было принято по завершении тяжелейшей и провальной для каталонцев недели, только добавляет событию соответствующей атмосферы. Барселоне приходилось уступать и раньше, пусть существенное поражение за эти три года было только одно – в полуфинальном матче Лиги чемпионов с миланским Интером. Тогда это легко объяснилось гением Моуриньо, давшего своей команде превышающую все медицинские нормы дозу мотивационного наркотика, но когда спустя два сезона трюк повторил куда более слабый Челси с Роберто Ди Маттео, а тот же Моуриньо добился полной тактической победы над Барселоной в главном матче чемпионата, объяснение звучало иначе. Команда, стремившаяся все эти годы к совершенству, в течение недели потерпела два определяющих, но главное – разных поражения, за которыми следовал единственный вывод: побеждать Барселону можно, и после непрерывных триумфов на всех фронтах команды, поверившей в собственное совершенство, два поражения будут не просто неудачей, а серьезным эмоциональным потрясением.

За такими потрясениями необязательно следует падение или самая минимальная сдача позиций. Что вы, нынешняя Барселона в состоянии забить под двадцать мячей в оставшихся матчах чемпионата, выиграть Кубок Короля и в следующем году на равных бороться с Реалом – хоть бы и сразу в двух турнирах. Эти потрясения бьют не по футболистам, которые все же – инструмент, а по мастерам. Идеологам. И если при первом взгляде решение Гвардиолы, начавшего по ходу сезона подпускать к составу молодежь, выглядело странным, самый малый анализ дает возможность понять, что это как раз таки звенья одной цепи. Гвардиола не готовил наследство для Вилановы, Гвардиола творил – он максимально погрузился в процесс по созданию совершенства, в котором не мог оставить места для поражений. Барселона – та, в которую верил Пеп – не может проигрывать.

И это самое простое и логичное объяснение того, почему никто и никогда в этой жизни не придет к идеалу. Сила эмоций в какой-то момент всегда возьмет верх над разумом.

Разум Гвардиолы невероятно богат, и наверняка найдет свое применение в другом месте. Его историческое соперничество с Моуриньо подошло к концу, так и не определив победителя. Их прямое сравнение всегда было немного некорректным, учитывая принципиальную разницу в их карьерном пути. Измеряя талант тренера и его место в истории, мы часто забываем о том, что они, сродни музыкантам, работают в разных жанрах. Кто-то берет на себя ответственность обучать молодых академическим знаниям; кто-то крушит сцены, желая запомниться миру отчаявшимся безумцем; кто-то пулеметным речитативом доносит до масс свою принципиальную позицию; кто-то, соединив в себе достоинства остальных подгрупп, ставит целью управлять тенденциями и никогда не покидать первых позиций чартов.

И если все произойдет, как должно произойти, Гвардиола сменит свой жанр, заметно приблизившись по звучанию к тому самому историческому противнику.

Сегодня в сети часто упоминалась цифра выигранных Гвардиолой и его Барселоной трофеев, но удивительным образом число, несколько часов отражавшееся в глазах от экрана компьютера, так и не отложилось в памяти. Зато память четко помнит игру каталонцев – вероятно, самую эффектную и недостижимую для любого ее противника, что видели глаза. Помнит, с каким страхом выходили на матчи с Барселоной клубы, десятками лет относящиеся к разряду «топ». Их «автобусы» много и несправедливо критиковали, но подобный способ противодействия – лишняя дань тому, до какой отметки Гвардиола и его игроки довели проповедуемую клубом философию.

Но не до совершенства.

Он уходит в шаге от того, чтобы эту философию на волне всеобщего помешательства признали единственно правильной. Уходит не из страха, а от осознания того, что в конечном итоге это невозможно, и дальше он будет только обманывать всех, включая себя самого. Потенциал нынешней команды позволит ей побеждать еще несколько лет, но поражения, сродни тем, что случились в субботу и вторник, подтверждают бессмысленность этого процесса. Не для команды, не для болельщиков, но для самого Гвардиолы.

Наверное, отсюда и берется уверенность в том, что Пеп вряд ли вернется в Барселону через год и, скорее всего, продолжит тренерскую карьеру в другой стране. Через время ему понадобится новый вызов, а пока один из величайших тренеров в истории Барселоны возьмет время на раздумье. Творцу необходимо созерцать – в стороне, вдали от суеты, шума и непрерывных эмоциональных перепадов.

Возможно, сегодня Гвардиола и пришел к мысли о том, что не способен изменить мир. А уж мы понадеемся на то, что он не изменит Гвардиолу. Потому что стремиться к совершенству – это никогда не плохо, насколько бы утопично ни было по своей сути.

Другие статьи: