Хосеп Гвардиола
Испанский футболист и футбольный тренер, в настоящий момент возглавляющий мюнхенскую «Баварию». Самый титулованный тренер в истории «Барселоны».
Дата рождения 18.01.1971
Сайты
Деятельность Спортсмены, Футболисты
Страны Испания
Поделиться

Лаборатория Гвардиолы

«Барселона» это не только Гвардиола и 25 футболистов основного состава, это гораздо больше. Сегодня блог «Больше, чем клуб» познакомит вас с людьми, от работы которых напрямую зависят успехи клуба на футбольном поле и вне его. Четвёрка «механиков» Гвардиолы - Сеирулло, Буэнавентура, Альтимира и Кос, физиотерапевты клуба, которые ничего не оставляют на волю случая, заботясь обо всех деталях формы и игрового тонуса «Барселоны».

Перед поездкой в Японию Пеп Гвардиола знал, что его футболисты прибудут бороться за звание лучшей команды мира, проведя 140 активных дней на ногах: 31 сессии в предсезонке, 113 тренировок с начала этой кампании, 27 дней отдыха, 26 официальных матчей и еще 7 с испанской сборной, около 65 дней физической подготовки и 50 дней технической, от 7500 до 8000 минут совместной и более 1000 минут индивидуальной работы, практически полностью прошедшей в спортзале.

Ему об этом сообщили его тренеры по физической подготовке, то есть Пако Сеирулло, Лоренцо Буэнавентура, Франсеск Кос и Аурели Альтимира, на чьем компьютере и собираются эти данные.

Родившийся в Кардедеу (Барселона) в 1968 году, Альтимира был футболистом, воспитанным в Ла Масии, в которой учился вместе с Гвардиолой и Тито Вилановой, а затем играл в «Фигересе» и «Бадахосе». На его компьютере ведется подсчет каждого действия каждого футболиста на каждой тренировке (будь то тренировки в спортзале или упражнения с ремнем у стоек ворот), отработанной каждой мышцей. Он контролирует объем и интенсивность – данные, которые затем интерпретируются, чтобы выявить нехватку той или иной работы, данные, которые анализируются каждое утро, после чего Гвардиола дает распоряжение «работайте самостоятельно» или же «сегодня мне нужны упражнения по выводу мяча».

После этого в игру вступает Сеирулло, который занимается разработкой упражнений на поле. Когда Гвардиола пришел в первую команду и попросил перевести туда Альтимиру, Клуб хотел передать физическую подготовку в новой Ла Масии в полное ведение этого маэстро, но тот не согласился. «Нет уж, Пако тоже остается», - заявил он. И с тех пор, Сеирулло (род. 1945, Саламанка) продолжает свой путь в первой команде. Пако был выпускником второго выпуска Национального института физического образования (INEF) в Мадриде. Испанский рекордсмен в беге на 110 метров с препятствиями, он стал вице-директором и директором Национального института физического образования в Барселоне , в котором до сих пор проводит занятия.

«Пако изобретает пять различных подходов к одной теме за 15 минут, и где была только одна идея, появляется пять развернутых решений. Мы много получаем благодаря Пако каждый день», - утверждает Буэнавентура (род. 1962, Севилья) – третья опора этого стола, который довершает Кос (род. 1965, Террасса, Барселона), доктор наук Университета Барселоны и выпускник Национального института физического образования. Сеирулло, признанный инноватор содержания тренировок, утверждает, что история физической подготовки формируется под влиянием вещей, далеких от футбола, в первую очередь медицинских, философских и психологических аспектов. «Моим единственным вкладом является напоминать, что главный приоритет принадлежит игре, которая берет начало от игрока», - говорит уроженец Саламанки.

Среди многих его заслуг в «Барсе» (он работает в Клубе с 1977 года, сначала в атлетической секции, затем в годы расцвета в секции баскетбола, и затем в первой команде) в историю также вошел план физической подготовки для того Гвардиолы, который был тщедушным юношей, но в свои 15 лет уже жил футболом, как никто. «Он уже тогда был настоящим маньяком этой игры», - вспоминает специалист. Вышло так, что Гвардиола сказал: «Моя игра вот такая. Я хочу, чтобы вы помогли мне». И на базе этого они договорились, как будет вестись работа, и физическая форма была адаптирована под его игру.

«Многие считают, что физическая подготовка – это одно, а игра – другое. Они ошибаются», - говорит Буэнавентура. «В футболе всегда присутствовала такая идея, что поскольку играется 90 минут, нужно быть в состоянии бегать 90 минут, и соответственно отрабатывалась выносливость. С 1995 года мы отстаивали идею, что проблема не в выносливости, а в силе, которая позволяет сохранять скорость максимально возможное время. Мы скорее ищем взрывных футболистов, чем выносливых», - утверждают «механики» Гвардиолы.

«Не существует пиков. Раньше было меньше матчей, и можно было подстраиваться под календарь. Мы должны быть на одном и том же уровне 10 месяцев в году», - отмечает со своей стороны Буэнавентура. Поэтому он настаивает на том, чтобы использовать матч как часть тренировки, и тренировки как дополнение. Идея состоит в том, чтобы сохранить тонус между 75% и 90% и, в отдельные моменты, не тренируясь, выходить на моментальные пики свежести и сил. «Наше будущее измеряется тремя неделями. На больший срок мы не можем планировать. На деле, мы даже не можем узнать, в какой день мы играем, но работать над эффективностью формы нам нужно за три дня», - добавляет он.

«Мы – вот кто по-настоящему страдает из- за беспорядка в расписаниях испанской Ла Лиги», - признаются специалисты, не скрывая зависть перед такой организацией, как Премьер-лига. Поэтому они так ценят принцип выезда на матч непосредственно в день встречи. «Это позволяет нам иметь больше часов тренировок». В теории, базовая работа абсолютно индивидуальна. Остальное же нарабатывается в зависимости от позиции, так, форвард и защитник тренируются по-разному. Они делают одно и то же, но с большим или меньшим числом повторов, таким образом игрок защиты компенсирует то, чего не делает на поле, и наоборот.

Но никогда игрок не делает упражнений в одиночку. Как минимум, они работают в парах, и, где это только возможно, с мячом. Затем, все же, работа адаптируется под игроков в плане индивидуальной дозы нагрузки. Принимая в качестве отправного пункта, что способность демонстрировать эффективность на поле заложена в голове, они все же уделяют большое внимание контролю уровня молочной кислоты, постоянно проводят анализы, и эти данные также попадают в компьютер для дальнейшей перестройки и настройки программ подготовки.

«Прежде всего, мы люди из футбола, и Пеп ценит как научные выкладки, так и интуицию. Часто научные данные служат лишь для подкрепления догадок, того, что подсказывает интуиция», - рассуждает Альтимира, который признается, что игроки «те еще жулики»: «Часто нужно останавливать их, потому что они перерасходуют силы».

«Когда поясняешь им причины, как и почему все это работает, замечаешь, что им интересно, что им нравится знать это», - говорит Буэнавентура, который с детства жил в мире футбола (его отец работал в «Бетисе» более 40 лет) и играл вплоть до категории хувенилей, после чего уехал учиться в мадридский Институт физического воспитания. Он работал в 1988 году с Сенековичем в «Кадисе» «Мага» Гонсалеса, затем с Эспарраго в «Вальядолиде» и в «Эспаньоле» с Бьелсой, который взял его с собой на Чемпионат мира с Аргентиной. Затем он отправился в Италию, где специализировался в области индивидуальной подготовки, в частности в раздевалке «Интера» Купера, хотя и не входил в ряды работников этого клуба.

Он был знаком с Гвардиолой через общих друзей и потому, что читал ему лекции на курсе тренеров. С тех пор Пеп не сомневался, что они будут работать вместе. И, когда пришло время, он позвал его. «Да, мне повезло в этом», - говорит Буэнавентура. В группе работают профессионалы и хорошие люди. «Мы пытаемся всякий раз получше познакомиться с индивидуальными аспектами и затем учесть их, работая над деталями программ», - говорит Буэнавентура. В этом во многом помогают занятия в спортзале, где отрабатываются компенсирующие упражнения для различных групп мышц, а также восстановительные упражнения для набора сил. Этому посвящает себя Кос, «подкручивая гайки» или наоборот ослабляя нагрузки в зависимости от результатов тестов или же когда травма, какой бы незначительной она не была, того требует.

Контроль Коса в спортзале – это недавнее новшество. Вот уже три года, как спортзал не для того, чтобы сидеть там до ночи. «Я знаю только, что с игроками нужно быть осторожным, чтобы они не работали больше, чем им следует. Мне приходится выгонять их из спортзала», - признается он. Следующая остановка после работы на поле, место, посвященное профилактике травм, и важная фаза восстановления, спортзал также связан с компьютером, и таким образом круг замыкается. Все четверо знают, что поставить на ход команду в этом сезоне было равносильно чуду, и что без желания игроков и терпения Гвардиолы это не стало бы возможным. «Я в порядке» и «Что у нас сегодня?» - самое приятное, что могут услышать в радевалке физеотерапевты клуба.

Другие статьи: