Аникушин родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатыреву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток па раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим:
в своем искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлеченную художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах "Девочка с козленком", "Пионерка с венком" (обе 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать свое видение в ярком пластическом образе. Учебу в институте прервала война. С первых ее дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.
Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу "Воин-Победитель". Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-60-х гг. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: "Портрет матери", "Портрет П. А. Куприянова" (обе 1948), "Египтянин", "Юноша из Судана" (обе 1957), "Портрет О. Е. Усовой" (1961), "Портрет академика А. Ф. Иоффе" (1964) и др. Напряженно-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А. И. .Воейкову (1957), В. М. Бехтереву (1960), Ю. М. Юрьеву (1961), П. А. Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики - надгробия Е. П. Корчагиной-Александровской (1958) и Р. М. Глиэру (1960).
Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В. И. Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).
Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни - памятником А. С. Пушкину на площади Ис кусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг., после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 г. скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена "Пушкинская" (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-пола, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982) и др.
В творчестве Аникушина 1970-80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углубленного самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" в Ленинграде (1967), в надгробии Н. К. Черкасову (1974), в "Портрете Г. С. Улановой" (1981) и особенно остро - в работе над памятником "Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975). Еще в начале 1960-х гг. мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.
Аникушин родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатыреву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток па раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим:
в своем искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлеченную художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах "Девочка с козленком", "Пионерка с венком" (обе 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать свое видение в ярком пластическом образе. Учебу в институте прервала война. С первых ее дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.
Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу "Воин-Победитель". Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-60-х гг. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: "Портрет матери", "Портрет П. А. Куприянова" (обе 1948), "Египтянин", "Юноша из Судана" (обе 1957), "Портрет О. Е. Усовой" (1961), "Портрет академика А. Ф. Иоффе" (1964) и др. Напряженно-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А. И. .Воейкову (1957), В. М. Бехтереву (1960), Ю. М. Юрьеву (1961), П. А. Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики - надгробия Е. П. Корчагиной-Александровской (1958) и Р. М. Глиэру (1960).
Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В. И. Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).
Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни - памятником А. С. Пушкину на площади Ис кусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг., после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 г. скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена "Пушкинская" (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-пола, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982) и др.
В творчестве Аникушина 1970-80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углубленного самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" в Ленинграде (1967), в надгробии Н. К. Черкасову (1974), в "Портрете Г. С. Улановой" (1981) и особенно остро - в работе над памятником "Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975). Еще в начале 1960-х гг. мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.
Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А. П. Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А. П. Чехова и И. И. Левитана, - первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз "А. П. Чехов и И. И. Левитан", 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.