Николай Андреевич Андреев русский скульптор, художник-график, архитектор. Родился в Москве 14 октября 1873 в семье плотника-подрядчика. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1885–1891) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у С.М.Волнухина. Испытал большое влияние последнего (а также П.П.Трубецкого). Член «Товарищества передвижников» (с 1904).
Для раннего периода Андреева типичны портретные и жанрово-социальные темы, сочетающие бытовую типажность с импрессионистической свободой лепки. Позднее он часто монументализирует формы, обращаясь к мотивам искусства Древнего мира, греческой и восточной архаики, к полихромии и архитектурному декору; в его творчестве нарастает характерная для модерна «дионисийская» эротика (образы вакханок); вместе с тем он обнаруживает замечательный дар портретиста. Настоящим шедевром явился его памятник Н.В.Гоголю (бронза, гранит, 1904–1909), где тонкая ирония деталей (в барельефных фигурах гоголевских героев, опоясывающих пьедестал) соединилась с высоким трагизмом фигуры самого писателя, углубленного в мир своих мистических видений. Исполнил также для Москвы памятники доктору Ф.П.Гаазу (бронза, гранит, 1910) и – по плану «монументальной пропаганды» – А.И.Герцену и Н.П.Огареву (оба памятника – цемент, 1918–1922).
Сотрудничал с новой властью, в 1920-е годы писал с натуры деятелей политики и культуры, делегатов конгресса Коминтерна (М.Горький, К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Ф.И.Шаляпин, А.В.Луначарский, И.В.Сталин и др.; все – 1921–1922, Третьяковская галерея). Сочетая итальянский карандаш с сангиной, пастелью и мелом, создал особый тип плакатно- парадного, весьма удобного для полиграфического размножения портрета, не лишенного, однако, четкой объективности (недаром Сталин написал поперек своего портрета весьма резкий критический отзыв). В натурных этюдах 1920 зародилась и знаменитая андреевская «лениниана» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Эти образы Ленина достаточно официальны – в особенности графический портрет 1930–1932 (Исторический музей), впоследствии даже включенный в оформление партбилета. Однако во многих композициях, в том числе и скульптурных (статуя Ленин-вождь, 1931–1932, окончена и переведена в мрамор братом мастера, В.А.Андреевым; и др.) проступает все тот же достаточно жесткий объективизм: вождь предстает напористым, хитрым и лукавым человеком.
Среди постреволюционных работ Андреева – подкупающе-бытовой, лишенный ложного пафоса памятник А.Н.Островскому, установленный перед Малым театром (бронза, гранит, 1929). Плодотворно работал также как художник театра, главным образом для Московского художественного театра (Каин Дж.Байрона, 1920; Ревизор Н.В.Гоголя, 1921; и др.).
Николай Андреевич Андреев русский скульптор, художник-график, архитектор. Родился в Москве 14 октября 1873 в семье плотника-подрядчика. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1885–1891) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у С.М.Волнухина. Испытал большое влияние последнего (а также П.П.Трубецкого). Член «Товарищества передвижников» (с 1904).
Для раннего периода Андреева типичны портретные и жанрово-социальные темы, сочетающие бытовую типажность с импрессионистической свободой лепки. Позднее он часто монументализирует формы, обращаясь к мотивам искусства Древнего мира, греческой и восточной архаики, к полихромии и архитектурному декору; в его творчестве нарастает характерная для модерна «дионисийская» эротика (образы вакханок); вместе с тем он обнаруживает замечательный дар портретиста. Настоящим шедевром явился его памятник Н.В.Гоголю (бронза, гранит, 1904–1909), где тонкая ирония деталей (в барельефных фигурах гоголевских героев, опоясывающих пьедестал) соединилась с высоким трагизмом фигуры самого писателя, углубленного в мир своих мистических видений. Исполнил также для Москвы памятники доктору Ф.П.Гаазу (бронза, гранит, 1910) и – по плану «монументальной пропаганды» – А.И.Герцену и Н.П.Огареву (оба памятника – цемент, 1918–1922).
Сотрудничал с новой властью, в 1920-е годы писал с натуры деятелей политики и культуры, делегатов конгресса Коминтерна (М.Горький, К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Ф.И.Шаляпин, А.В.Луначарский, И.В.Сталин и др.; все – 1921–1922, Третьяковская галерея). Сочетая итальянский карандаш с сангиной, пастелью и мелом, создал особый тип плакатно- парадного, весьма удобного для полиграфического размножения портрета, не лишенного, однако, четкой объективности (недаром Сталин написал поперек своего портрета весьма резкий критический отзыв). В натурных этюдах 1920 зародилась и знаменитая андреевская «лениниана» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Эти образы Ленина достаточно официальны – в особенности графический портрет 1930–1932 (Исторический музей), впоследствии даже включенный в оформление партбилета. Однако во многих композициях, в том числе и скульптурных (статуя Ленин-вождь, 1931–1932, окончена и переведена в мрамор братом мастера, В.А.Андреевым; и др.) проступает все тот же достаточно жесткий объективизм: вождь предстает напористым, хитрым и лукавым человеком.
Среди постреволюционных работ Андреева – подкупающе-бытовой, лишенный ложного пафоса памятник А.Н.Островскому, установленный перед Малым театром (бронза, гранит, 1929). Плодотворно работал также как художник театра, главным образом для Московского художественного театра (Каин Дж.Байрона, 1920; Ревизор Н.В.Гоголя, 1921; и др.).