Нина Гедевановна Ананиашвили родилась 28 марта 1963 г. в Тбилиси, в семье, не имеющей отношения к балету: отец, Гедеван Давыдович Ананиашвили и два старших брата, Георгий и Леван - геологи, мать, Лия Ивановна Гоголашвили - филолог.
Ребенком Нина часто болела, и для укрепления здоровья родители отдали ее в секцию фигурного катания. К шести годам Нина получила свои первые спортивные разряды, а в возрасте десяти лет стала чемпионкой Грузии в младшей возрастной группе.
В 1969 г. началось ее обучение балету. В Государственном хореографическом училище Грузии ее педагогом стала Тамара Выходцева, наставником маленькой Нины был также великий танцовщик Вахтанг Чабукиани. Впечатляющие успехи Нины привлекли внимание балетных специалистов, которые убедили родителей отправить ее для продолжения обучения в Москву.
В 1976 г. Нина перешла в Московское академическое хореографическое училище, где ее педагогом стала Наталья Викторовна Золотова. На втором году обучения в МАХУ одним из партнеров Нины стал Андрис Лиепа. Еще будучи учащейся МАХУ, Нина Ананиашвили принимала участие в престижных Международных конкурсах артистов балета
В 1980 г. она получила Золотую медаль (младшая группа) на 10-м Международном конкурсе артистов балета в Варне, Болгария.
В 1981 г., выступая в дуэте с Андрисом Лиепа, Нина Ананиашвили была удостоена Гран При (младшая группа) на 4-м Международном конкурсе артистов балета в Москве (А. Лиепа получил Золотую медаль).
В 1981 г. Нина Ананиашвили закончила МАХУ и была принята в труппу Большого театра в должности артистки балета. Там ее педагогами стали Раиса Степановна Стручкова и Римма Клавдиевна Карельская (впоследствии, в 1987, Н.Ананиашвили перешла в класс к Марине Тимофеевне Семеновой). В кордебалетных партиях Ананиашвили не появлялась, танцуя на первых порах сольные номера и па де де в концертах.
В 1982 г., в свой первый сезон в Большом театре, Н.Ананиашвили уже выступила в сольных партиях в балетах "Деревянный принц" и "Шопениана". В балете "Анна Каренина" по приглашению М.М.Плисецкой она танцевала партию Кити в одном с ней спектакле.
В 1982 г. на гастролях Большого театра в Германии (Гамбург) Ананиашвили станцевала свою первую главную партию - Одетту/Одиллию в "Лебедином озере" (версия Ю.Н.Григоровича).
В 1982 г. Ананиашвили впервые выступила в составе зарубежных трупп, станцевав с А.Богатыревым главные партии в "Лебедином озере" в Виннипегском Королевском балете и Альберта Балете (Калгари), Канада.
В 1983 г. Н.Ананиашвили официально переведена на ставку солистки балета Большого театра.
В 1983-87 гг. Нина Ананиашвили пополнила свой репертуар балеринскими партиями классического репертуара. На сцене Большого театра она танцевала в балетах "Шопениана", "Жизель", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Раймонда", "Видение розы", "Ромео и Джульетта".
В 1985 г. Нина Ананиашвили была удостоена Золотой медали (старшая группа) на 5-м Международном конкурсе артистов балета в Москве. В том же году приобрела статус прима-балерины Большого театра.
В 1986 г. Н.Ананиашвили с А.Лиепой получили Гран При на 3-м Международном конкурсе артистов балета в Джексоне, шт. Миссисипи, США.
В 1986 г., после долгого перерыва, связанного с обострением международных отношений, артисты балета Большого театра впервые выехали на гастроли на Запад. Выступление Ананиашвили в "Раймонде" в Лондоне было с воодушевлением встречено публикой и критиками. Этот год стал переломным в артистической карьере молодой 23-летней балерины. Изменения в политической системе страны позволили ей принять многочисленные приглашения зарубежных театров.
В 1988 г. Ананиашвили и Лиепа стали первыми советскими танцовщиками, приглашенными в New York City Ballet. Нина и Андрис, были, строго говоря, вообще первыми guest artists NYCB - до того солистов принимали в труппу на сезон по контракту. В этой знаменитой труппе Нина станцевала главные партии в балетах Джорджа Баланчина "Вариации из "Раймонды"", "Аполлон" (оба - с А. Лиепой), "Симфония до мажор" (c Отто Ньюбертом) .
В 1988 г. Ананиашвили исполнила в Большом театре поставленную на нее заглавную партию в опере-балете "Млада", дебютировала в главных партиях в балетах "Спящая красавица" и "Золотой век".
В 1988 г. Нина Ананиашвили вышла замуж за юриста-международника Григория Вашадзе.
В 1989 г. Н.Ананиашвили станцевала в премьерном спектакле "Бурнонвилиана" ("Ярмарка в Брюгге").
В последующие годы Нина Ананиашвили превратилась в международную суперзвезду.
Она стала первой русской балериной, приглашенной в труппу Королевского Датского балета, где танцевала в балетах А.Бурнонвиля "Сильфида", "Неаполь", "Фестиваль цветов в Дженцано". Нина Ананиашвили стала вообще первой балериной не датского происхождения, танцевавшей главные партии в этих балетах, являющихся квинтэссенцией творчества великого хореографа.
Нина Ананиашвили сотрудничала с балетом Кировского (Мариинского) театра, выступив в главной партии в премьере возобновления спектакля "Ромео и Джульетта" в постановке Л.Лавровского, а также в "Дон Кихоте", "Лебедином озере" и "Спящей красавице".
Прима-балерина не забывает свой родной город Тбилиси. Первые выступления там, уже в ранге солистки Большого театра, относятся к 1983 г., когда Н.Ананиашвили и Ю.Васюченко выступили в составе труппы местного театра в спектаклях "Дон Кихот" (ред. В.Чабукиани") и "Лебединое озеро". В дальнейшем Нина Ананиашвили танцевала там "Жизель", "Сильфиду" и другие балеты.
Выступая в труппе Королевского лондонского балета (Ковент Гарден), Нина Ананиашвили работала непосредственно со знаменитым британским хореографом Кеннетом МакМилланом, станцевав главные партии в его балетах "Принц пагод" и "Ромео и Джульетта", а также в "Тщетной предосторожности" и "Золушке" Ф.Эштона, "Жар-птице" М.Фокина, в "Симфонии до мажор", "Щелкунчике" и др.
В качестве приглашенной солистки Нина Ананиашвили танцевала также в труппах Римской оперы и театра Ла Скала, Королевского Шведского балета, Гетеборгского балета, Балета Монте Карло, национальных балетных театров Норвегии, Финляндии и Португалии, Бирмингемского Королевского балета, Бостонского балета, Мюнхенского балета, Балета Токио, Балета Белграда, Венгерским национальным балетом, Балетом Софии. В 1992-93 гг. балерина танцевала с труппой Пермского театра оперы и балета "Лебединое озеро" (ред. Н.Боярчикова), "Дон Кихот" (ред. В.Васильева), "Жизель". Вместе с другими выдающимися танцовщиками мира она выступала также в антрепризе "Нина Ананиашвили и международные звезды". Участие в спектаклях известных зарубежных театров позволило балерине значительно расширить свой репертуар - список ролей Нины Ананиашвили насчитывает более 90 партий (см. ниже).
С 1993 г. Нина Ананиашвили является прима-балериной Американского балетного театра, где исполнила ведущие партии в спектаклях "Лебединое озеро", "Сильфида", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Баядерка", "Ромео и Джульетта", "Манон", "Золушка", "Веселая вдова", "Оффенбах в аду", "Симфония до мажор", "Эсмеральда", "Па де де "Сильвия"", "Снегурочка", "Па де де Чайковского" и др.
В 1996 г. Нина Ананиашвили "открыла" молодого хореографа Алексея Ратманского, заказав ему для своей антрепризы балеты "Прелести маньеризма" и в 1998 - "Сны о Японии", показанные с большим успехом на сцене Большого театра, а также в Токио, Париже, Алма-Ате и Тбилиси. "Сны о Японии" были удостоены премии "Золотая маска" Союза театральных деятелей России и Премии ассоциации японских продюсеров как лучший балетный спектакль года.
В 1997 г. Ананиашвили станцевала в Большом театре заглавную партию на премьере балета "Жизель", ред. В. Васильева.
В 1998 г. Нина Ананиашвили в составе труппы Хьюстонского балета исполнила заглавную партию в поставленном на нее балете "Снегурочка" (Бен Стивенсон, партнер - Карлос Акоста). Впоследствии "Снегурочка" была перенесена в Aмериканский балетный театр, где партнером Нины был Анхель Корейя.
В 1998 г. Н.Ананиашвили впервые исполнила в Большом театре "Моцартиану".
Благодаря инициативе Нины Ананиашвили, в репертуаре Большого театра появилась программа балетов Баланчина.
В 1999 г. Ананиашвили участвовала в премьере "Вечера балетов Баланчина" в Большом театре, исполняя, помимо "Моцартианы", партию солистки во 2-й части "Симфонии до мажор".
В 1999 г. Н.Ананиашвили стала также ведущей балериной Хьюстонского балета, где танцевала в балетах "Три прелюда" (Б. Стивенсон), "Манон", "Спящая красавица" (Б. Стивенсон).
В 2000 г. Ананиашвили станцевала главную роль на первом представлении балета П.Лакотта "Дочь фараона".
В декабре 2000 г. Н. Ананиашвили и А. Фадеечев основали Театр танца. За неполные два сезона 2000-2001 и 2001-2002 Театр танца создал свой оригинальный репертуар, куда сначала вошли балеты Алексея Ратманского "Прелести маньеризма" и "Сны о Японии", а в дальнейшем - спектакли "Green" (Стентон Уэлш, 2000), "Opus X" (С. Уэлш, 2001), "Между небом и землей" (оригинальное название "Second Before the Ground", Трей МакИнтайр, 2001) и "Леа" (А.Ратманский, 2001). В сезоне 2002-2003 гг. Театр танца лишился репетиционной базы и сумел показать зрителям (Мариинский театр, Петербург, 2003) только "Прелести маньеризма" и выдвинутый на премию "Золотая маска" балет "Леа". В спектаклях Театра танца вместе с Ниной Ананиашвили принимали участие ведущие артисты Большого театра М. Александрова, А. Горячева, Э. Пальшина, И.Петрова, Д. Белоголовцев, Д. Гуданов, К. Иванов, Ю. Клевцов, Р. Пронин, А.Уваров, С. Филин, солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко В. Дик, солисты Музыкального детского театра Н. Сац Е. Петриченко и Н. Чумаков, премьер Американского балетного театра Дж. Пикконе. Репетитором спектаклей в Театре танца была солистка балета Большого театра Ирина Зиброва.
В 2002 г. в репертуаре Н.Ананиашвили появилась еще одна новая роль - Опереточная дива в балете Энтони Тюдора "Оффенбах в аду" (Американский балетный театр), раскрывшая в ней дар комической балетной актрисы.
Партнерами Нины Ананиашвили были многие известные танцовщики современности: Карлос Акоста, Чарльз Аскегард, Дмитрий Белоголовцев, Питер-Бо Бендиксен, Александр Богатырев, Хулио Бокка, Фернандо Бухонес, Юрий Васюченко, Арне Вилумсен, Вячеслав Гордеев, Кеннет Грэве, Гийом Гриффен, Максимилиано Гэрра, Патрик Дюпон, Игорь Зеленский, Александр Кёлпин, Анхель Корейя, Хосе-Мануэль Карреньо, Михаил Лавровский, Андрис Лиепа, Николя Ле Риш, Владимир Малахов, Ирек Мухамедов, Джузеппе Пикконе, Юрий Посохов, Фарух Рузиматов, Итан Стифель, Андрей Уваров, Алексей Фадеечев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Николай Юббе и др.
В 2004 г. репертуар Нины Ананиашвили пополнился еще одной новой партией: в апреле она исполнила заглавную роль в одном из премьерных спектаклей «Анны Карениной» в Королевском датском балете, Копенгаген (хор. - А. Ратманский, муз. - Ж. Бизе Р. Щедрин; партнер К. Грэве). В этом же месяце в партнерстве с С. Филиным она выступила в трех спектаклях «Лебединое озеро» в Teatro Municipal de Santiago, Чили (версия Ивана Надь - это 11-ая редакция «Лебединого» в репертуаре Ананиашвили). С сентября 2004 - художественный руководитель Национального балета Грузии, директор Хореографического училища им. В.Чабукиани.
В 2006 стала крёстной матерью сына Михаила Саакашвили.
↑ свернуть