Путь в политику1986 Мы превратились в страну повального воровства. Мы, чуть ли не все воруем что-нибудь. Несём с заводов, с фабрик: сахар, конфеты, кофе, гайки, транзисторы, бумагу, дерево, трубы; воруем у предприятия, где работаем, рабочее время – придём позже, уйдём раньше, в середине рабочего дня сделаем личные дела. Мало нам этих часов, украдём дни, принесём бюллетень, коли надо. В какой ещё стране воруют автомобильные щётки? Миллионы машин стоят без щёток, тысячи человеко-часов потрачены на то, чтобы снять и надеть щётки на лобовое стекло. Иностранцы удивляются, просят объяснить. А как и кому это можно объяснить? Мы все повязаны воровством. Только одни воруют по-крупному, другие – по мелочи. Воровство в особо мелких размерах! В нравственном смысле это катастрофа! 1986 Оскар Уайльд сказал: «Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать своё впечатление от Прекрасного». Это всего лишь одна из характеристик портрета. Но она правильная. И ещё: критик не может не быть пристрастным. Он кровно заинтересован в судьбе искусства, в его завтрашнем дне. Каждая неудача художника огорчает его, как собственная неудача, но, зато, и любая находка должна радовать его, и он не пропустит её, не обойдёт вниманием. Так рачительный хозяин непременно нагнётся и поднимет лежащий на дороге в пыли гвоздь. 1988 Купил я недавно книжку в подарок (собирался на день рожденья). Прекрасное карманное издание, на мелованной финской бумаге. Книжка называется: «Неповторимое чудо – частушка», издательство «Молодой Гвардии». Вот, думаю, чудный подарок. Хорошо, что догадался полистать несколько страниц. Как же вам передать содержание этой книжки? Полагаю, что даже с многоточиями вместо матерных слов напечатать такую частушку непросто. Но всё-таки попробую процитировать. Беру наугад. Ой, п…а, моя п…а, Полюбила парня я, Наш бухгалтер Вера Васильевна приобрела для внучки книжку «Заветные сказки». И шрифт и формат детский. Сидит на работе, у себя за столом, читает. Вдруг бледнеет, краснеет, зовёт меня: - Станислав Сергеевич, вы посмотрите, что здесь напечатано! Беру, читаю: «Давно это было, когда ещё ножей не было, х…м говядину рубили…» Смотрю на обложку – никакого предупреждения, что детям нельзя. Сказки Афанасьева. Да, есть такое произведение: похабные сказки Афанасьева. Даже издавали их раньше, уж больно остроумные. Но тысячу раз предупреждали (и на обложке и на титульном листе): только для взрослых. Одним словом: дорвались! Дорвались до свобод. Читатель вынужден защищаться. И не только от похабщины. От бесконечной лжи, от неустанных разоблачений, от потоков мерзости. А как же защищаться? Только одним способом: презрительно отвернувшись. То же самое с и с театром, и с кино… Если мы выпускаем фильм под названием «Бля!», на что мы рассчитываем? На какую реакцию публики? Всё, что случилось, закономерно и оправдано. Яму, в которую скатились, мы вырыли сами. 1989 Мы оказались не готовыми ни к свободе, ни к демократии. Резко всплыли. Нас поразила кессонная болезнь. На лицо все признаки: помутнённое сознание, затруднённая речь… Свободы раздавили нас. Как тут не вспомнить Столыпина: «Я говорю – надо дать свободы. Но при этом добавлю: предварительно нужно создать граждан и сделать народ достойным свобод». Гражданами мы оказались плохими. Кликните по фотографии и вы получите увеличенное изображение
1989 Огромная богатая страна! Леса, воды, пушнина, рыба, чуть не семьдесят процентов мировых черноземов, колоссальные минеральные богатства — нефть, газ, редкие металлы, золото... И нищета! Удручающая, лишающая достоинства нищета. Когда страна богатая, а народ бедный — это преступление. К сожалению, оно пока не расследуется, да и не у нас суда, куда можно было передать такое «дело». - И сколько же вас живёт в деревне, бабушки? - Три человека. - А молодые есть? - Нету молодых. - Чем же вы питаетесь, магазина-то нет? - В Пермскую ходим. - Это сколько километров? - Пять. - А огород есть? - Есть, как же без огорода… - Что у вас в огороде растёт? - Морковочка, лук, картошка. - А молоко где берёте? - Нету молока. - Как жизнь, бабуси? Хуже, лучше – в последнее время? - Ой, лучше!.. В десять раз хуже. - Про перестройку-то слышали? - Перестройка то и настроила, что покушать нечего. - Сахарку то нет? Чайку попить не с чем? - Перестроила перестройка. Это не перестройка, а… Сказала бы, да рот после этого крестить надо. - А мыло то есть? - Не у кого ничего нету. Ничего нету, миленькие! Плохая жизнь стала… - Совсем никудышная. - А раньше всё было. Покушать-то было чё. Пойдёшь, сахарок купишь… Квасок сделала – поешь, попьёшь, пьяненькой напьёшься. Раньше конфетки купишь, прянички, а сейчас ничего нету. - А откуда про перестройку слышали? - Радио-то говорит. - Что говорят? - Хвалятся. Заседание идёт… Говорят, пенсию добавить хочут… - Ну и на что же её сейчас хватает? - На что – на хлеб! Картошку я сама сажу… - Дай вам Бог долгой жизни, бабушки! Может быть, жизнь к лучшему изменится. - Нет, хуже ещё будет. - Думаете, хуже? - Хуже. День ото дня всё хуже и хуже…
Вот такой у нас состоялся разговор с двумя старушками по дороге. Когда садились в автобус, одна из бабушек спросила: - Президент-то, он в Москве правит? - Почему в Москве? В стране. - Вы уж скажите ему, что чайку-то не с чем попить. - Неладная, мол, жизнь-то стала. Скажите? - Обязательно скажу, бабуси. Обязательно 1990 Россия... Необъятные просторы, богатейшие земли… Ныне — истерзанная земля, обессилевшая, отдавшая свои соки неразумным детям. Россия. Почему она стала такой? И почему мы, дети ее, живем так трудно и так глупо? Где путь к возрождению? Людям без роду, без племени, без корней и без родителей, без истории и исторического опыта никогда не выбраться на этот путь. Поэтому, наверное, надо вспомнить, кто мы, кто наши родители, что есть мать-земля, наша Россия?
1990
Как так случилось? Почему? Бежали вроде вперед, а оказались сзади. Вырвались из ада, продирались в темноте через кусты и колючки... вот замелькали огоньки впереди, кубарем скатились с обрыва, а это — другой ад, еще хуже прежнего. Читателю, интересующемуся истоками, могу предложить такую простенькую схему (возможно, она ошибочна, но это еще надо доказать!). Российский государственный корабль лег на верный курс в 1906 году, при Столыпине. Началось «великое выздоровление страны» (А. И. Солженицын). В феврале 17-го корабль повернул влево. В октябре большевики «поправили» курс — Россия круто повернула вправо. Так мы шли семьдесят лет, все больше удаляясь от цели: по-настоящему свободной России, «свободной от нищеты, невежества и бесправия» (П. А. Столыпин). В апреле 1985 года на капитанский мостик поднялся новый капитан — корабль стал тяжело разворачиваться влево. Как-то незаметно мы пересекли линию истинного курса, и теперь нас сносит влево все больше и больше. Что же делать? Для начала нужно вернуть корабль на истинный курс. Нужен капитан. Капитан, который учился не чертовщине (как все предыдущие наши командиры), а, фигурально выражаясь, морскому делу. Цель ясна — свободная Россия. По-настоящему свободная. Свободная, напомню, от нищеты, невежества и бесправия. Все нынешние свободы оказались свободами призрачными. Свобода выйти на площадь и крикнуть «Чубайс — дурак!» — это не свобода. Это распущенность. Свобода — это освободить людей от обнищания. Сейчас, а не через тридцать лет. Через тридцать они погибнут, если не физически, то духовно.
1990
Любой молодой человек на опыте своих родителей, на всём опыте окружающей жизни видит, что честным трудом в этой стране прожить нельзя. Поэтому нужны большие усилия родителей, чтобы остановить его не дать вступить на преступный путь. Чаще всего этого не удается сделать, и поэтому ежедневно добровольные рекруты из числа молодёжи вливаются в ряды преступной армии страны. Криминальная статистика отмечает: преступность резко помолодела. Чтобы спасти наших детей, нужно не так уж много. Нужно, чтобы молодые люди поверили: честным трудом прожить можно. А значит, завтра станет еще лучше, послезавтра станет лучше намного. Вот и все. Что следует делать — пусть подскажут ученые. Если нужно залезть в долги, значит, надо залезть в долги. Если нужно от чего-то отказаться, значит, надо отказаться. Альтернативы у нас нет. И более священной задачи у нас нет. 1992
Хуже всех сейчас живут старики и люди, стоящие на пороге старости. Всю жизнь они много и честно трудились на благо державы. Жили в нищете, в бараках, в коммуналках. Думали: завтра будет лучше. Потом надежда исчезла. "Ладно,— махнули они на себя рукой,— но зато наши дети будут счастливы!". Выросли дети, а просвета все нет. Осталась слабая надежда: "Внуки...". Но выросли и внуки. Что им делать? Ждать они устали и надежд никаких не питают. Тогда что? Помирать, так и не увидев, что жизнь изменилась к лучшему?
1992 Обидно! Прожить такую тяжелую жизнь и в конце пути убедиться, что все напрасно, что и впереди никакого просвета. Тяжело и обидно. Особенно старикам, пенсионерам. Но есть и еще одна категория людей, которые ждать, пока все наладится, не хотят и не могут. Это наше молодое поколение. Мы жалуемся, что они не уважают нас. А за что им нас уважать? Вон, в каком состоянии мы оставляем им страну. Они презирают нашу нормированную гласность, гласность для избранных, и правильно делают. Известно ведь, что полуправда — хуже лжи, а наши газеты, радио, телевидение просто поменяли хозяев. Они не верят ни нашим призывам, ни нашим обещаниям. И ждать они не хотят и не могут. 1992 Дети. Вот наша главная тема. Где бы мы ни были, мы наблюдали за детьми. Потому что понимали: будущая Россия — это ее граждане. Какими будут граждане, такой будет и страна. Дети у нас прекрасные, что говорить. Это мы всегда умели — детей делать. Сейчас, правда, все реже. Смертность превысила рождаемость. Неужели мы ослепли? Неужели Бог снова отнял у нас разум? Не видим самого губительного для страны процесса. Слово митрополиту Иоанну: — Мы изуродовали души наших детей отравой потребительства и грязного разврата, растлили целое поколение молодежи, низведя до скотского уровня тупого биологического прозябания. Одно изуродованное поколение уже выросло, подрастает другое. Ему нанесены такие моральные увечья, после которых уже не оправиться. Детская проституция, детская порнография (есть уже и такое), дети — наемные убийцы, дети на службе в мафии... А-а, кого теперь этим удивишь! А как они разговаривают между собой, наши дети, вы слышали? Я гуляю с собакой — хожу мимо школы. Сидят три ученицы на качелях. К ним приближаются два одноклассника. Одна из девочек, растягивая слова, с нарочитым украинским акцентом, громко говорит: — Ой, девки-и, снимайте плавки-и! Идут передо мной двое пацанов, разговаривают: — Ты Люську трахал? — Не... Она — целка. Ничего, кроме минета, не умеет... Разговор в моем подъезде: — Где Ленка? — Дома... Учится... — На кого? На дебила? — А тебя это ебет?.. Покорно прошу извинить меня, но из песни слова не выкинешь. Дети на лету схватывают все, чему их учат взрослые. Матерные слова, как и иностранные, прочно закрепляются в русском языке. Дети смотрят кино, крутят видик, иногда перелистывают газеты. 1993 Как-то, под Хабаровском, мы попали в детский приемник. Они сейчас переполнены в каждом российском городе. Сюда собирают детей, убежавших из дома. Они там содержатся, пока родители не заберут их. В основном там мальчики, но есть и девочки. Разговорились с пацанами. — Ребята, какие вам профессии нравятся? Кто кем хочет быть? — Кооператором! — Кооператором! — А ты? — Не, я кооператором не буду. — А кем ты хочешь стать? — Коммерсантом. — Почему? — Ну... денег много. — А ты думаешь, коммерсанты — это те, которые в ларьках работают? — Нет, почему, можно магазин открыть... Одежду всякую продавать... — А я уже работал в ларьке. У брата. Два "лимона" стырил и убежал. — И что с ними сделал? — Пропил, проел... — Как тебя зовут? — Антон. — Разве может человек с таким именем быть бандитом? Ребята хором: — Может! — Знаешь, был писатель с таким, как у тебя, именем. Антон... Кто подскажет? — Пушкин!.. — Нет, не Пушкин. Антон Павлович Чехов... Кто из вас хочет быть писателем? — Писателем — неинтересно. — А космонавтом? — А шофером? — Я! Я хочу быть шофером. — Почему? — Там "шару" всегда можно сделать... Ребята смеются. — У него все профессии к воровству сводятся... — Ты воруешь? — Ага. — Тебе что, в тюрьму хочется? — Не, на воле лучше. — Ты думаешь, можно воровать и не попасть в тюрьму? Опять хором: — Можно! — Можно, но только осторожно... — В тюрьме тоже жить можно. — А что ты там будешь делать? — Перстаки. — Перстаки? Что это такое? — Наколки на пальцах. — А потом, когда выйдешь из тюрьмы? — Можно в Китай поехать. — Там что будешь делать? — Китайцев бомбить, чего еще! — Китайцы богатые? — Богатые. Вы на Первую Речку съездите, посмотрите, какие у них вещи... — Поднимите руки — кто курит? — Тут все курят, дядя. — А ты, Леночка? — Я с семи лет курю. — Здесь-то вам не дают? — Не дают. — Здесь табака нету, уши отваливаются. Но вот когда на волю выйдешь, так пьяный два месяца ходишь. — Я один раз выпил — меня в вытрезвитель отвезли... — А я как-то большой стакан водки выпил, кислой капустой закусил... Так меня в больницу увезли, желудок прочищали... — Так... Значит, пьете, курите... Наркотики употребляете? — Нет, наркотики — дорого. — Сколько? — 5 тысяч — папироса. — "Химка" дешевле, 700 рублей — одна мастырка... Ну, и так далее. Разговор был длинный. 1993 Есть проблема, вообще не терпящая отлагательства. Дети — будущее России. Какими вырастут дети, такой станет и страна. Я проехал по всей России. Невозможно смотреть, что делают с детьми, как их калечат. С такими моральными увечьями им никогда не стать полноценными гражданами. Что же, мы будем безучастно смотреть, как эти компрачикосы калечат наших детей? Немедленно нужен закон о защите детей. Они быстро криминализируются. Нужен закон об ужесточении наказания, о расширении круга лиц, которых должно привлекать к ответственности за вовлечение детей в преступный промысел. 1993 Появился у меня в Забайкальске приятель. Максим, 10 лет. Крупный ас — по вагонам. Утром милиция его задержала (нес сумку с китайским барахлом) — вот мы и познакомились. А вечером неожиданно снова встретились на путях. Сели на рельс, поговорили. — Не надоело воровать-то? — Пошто? — Подстрелить могут. — Ух, да! Вчера прямо над ухом пуля просвистела. — Ладно брехать! Кто в тебя будет стрелять? В воздух охранник стрелял... — Он пьяный был. Точно говорю, метрах в двух от меня, в рельс пуля ударила... — Ты куришь? — Ага. — Какие сигареты предпочитаешь? — "Мальборо". — Почем? — В вагоне-ресторане — тысяча четыреста. — Сколько у тебя уходит в день? — Если "Мальборо", то — две пачки. Максим сидит и крутит в руках бумажки — несколько двухсотрублевых купюр. — Денег у тебя много? — Не-а... — Что, вот это — все?— показываю на купюры в его руках. — Это? Какие это деньги!— взял и выбросил купюры. Их понесло ветром по путям. — Нехорошо. — Пошто? — Нехорошо бросаться деньгами. — Разве это деньги? — А вот скажи, Максим, денежная реформа, этот вот обмен денег тебя коснулся? — Ага. Пропали денежки. — Много? Покосился хитрым глазом. — Да говори, я же не милиция. — Полтора миллиона. — Что же не обменял? Или не продал — подешевле? — А кто купит? Тут у всех такие деньги (весь посёлок занимается одним промыслом – грабят железнодорожные вагоны, идущие из Китая). — У тебя родители есть? — Мать. — Она работает? — Болеет. — Помогаешь ей? — Ага. — Сколько даешь? — Хватает. — А себе что-нибудь покупаешь? Аппаратуру там, видик... — Был китайский магнитофон. Фуфло! День поработал и сломался... Мотоцикл вот купил. Японский. — У тебя же прав нет. Зачем он тебе? — Пусть стоит. — А книги у тебя есть? — Пошто? — Пошто, пошто! Грамоту знаешь? — Ну. — Читаешь какие-нибудь книги? — Ага. — Какие? Какой тебе писатель нравится? Подумал секунду: — Толстой... Лев. — Да ну! И какие ты книги его читал? — Все. — Все девяносто томов? — Ага... Такой у нас состоялся разговор с мальчишкой из Забайкальска. Дети Забайкальска занимаются не только грабежом вагонов. Грабеж — дело ночное. Днем они трудятся рикшами у китайцев. Перевозят им грузы. Платят китайцы хорошо, ребята не жалуются. Спрашиваю: — Довольны жизнью? — Довольны!— радостно вопят в ответ. 1994 Вопросы нравственности, культуры, духовности приобретают сейчас важнейшее для России значение. Обнищать материально — еще не все потерять. Обнищать духовно — потерять всякую надежду. А такая опасность над нашей страной нависла. Поэтому в моей избирательной платформе не может не стоять задача ВОЗРОДИТЬ ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ! Посмотрите, что сегодня происходит. Честный труд осмеян. Старательный человек, радеющий не только за себя, но и за общее благо, выглядит Дон Кихотом. Для значительной части молодежи кумирами стали типажи, когда-то вызывавшие общественное презрение. Конечно, есть и другие наши молодые граждане. Но тут важны пропорции и тенденции. Я выступал в университетах с лекциями и дивился тому, какая у нас, говоря современным языком, продвинутая студенческая молодежь. Но это одна сторона. А вот другая: по улицам ходят, извините, стада молодых баранов, ничего не читающих (а значит, в их воспитании не принимают участие великие духовные учителя), не стремящихся к знаниям, не понимающих поэзии и музыки. Они живут ритмом, как туземцы, они готовы для прозябания в колонии. Нашим нынешним начальникам, включая «новых», нынешним богачам не нужны культура и наука, питающие нацию, дающие ей силу. Они не видят кощунства в показной демонстрации богатства. В самых голодных краях колонны «мерседесов» встречают начальников или знатных гостей и везут их на роскошные банкеты. Им невдомек, что негоже объедаться икрой, когда другие роются в помойках. Засилие западной массовой культуры, которую наше телевидение сделало основным зрелищем, внедряет в неокрепшие умы и души культ силы, моральную неразборчивость, опасное подражательство ничтожным стандартам жизненного поведения. Духовность разрушается быстро, а восстанавливается долго и трудно. Тем более нужна серьезная мобилизационная работа на этом направлении. Нужно поднять роль образования и воспитания в стране, авторитет и материальное положение учителя. Активизировать деятельность учреждений культуры. Иметь государственную политику в области духовно-нравственного подъема общества. Осуществлять общественное воздействие на частные средства массовой информации. Главное: Россия всегда держалась на духовности. Единственная возможность покорить нашу страну — переломить ее духовный хребет. Выстоять, достойно войти в XXI век, соответствовать требованиям современного передового общества, не отстать в производительности, технологиях, культуре труда и жизни можно только на высоком подъеме духа. |
|