Аура центрфорварда«Да я вообще не понимаю, как Ливерпуль мог отпустить его?!» - восклицает шокированный Харри Реднапп. «В аренду!» - добавляет экс-менеджер Тоттенхэма, не скрывая своего восхищения провернутым Вест Хэмом трансфером. Мы тоже в восторге. И в недоумении одновременно.
Сразу стало понятно, почему совладелец Молотобойцев Дэвид Голд лично опекался переходом Кэрролла в его клуб. Помнится, будучи еще у руля Бирмингема, которым тогда ведал нынешний наставник Халла Стив Брюса, Голд много говорил о своем патриотизме. О том, что в его команде центрфорвардом должен быть только англичанин, а сборную Англии по какому-то недоразумению по-прежнему тренирует иностранец, а не Стив Брюс.
В принципе, оба утверждения (не лишенные рационального зерна) выдают в Голде человека из той старой доброй эпохи, когда центрфорварды были главными героями трибун, самыми большими звездами и величественными фигурами. Вокруг «девяток» всегда царила особая аура, что, в общем, не странно. Успешный конец игрового процесса безоговорочно является самым эмоциональным моментом для любой трибуны и террасы, потому этим героям всегда посвящали самые удачные песни – те, в которых незамысловатый припев ложится на ухо так, как мяч после удара головой Дикси Дина – в ворота.
Вопреки последним тенденциям, в мировом футболе едва ли что-то изменилось. Те самые герои могут не носить футболку с «девятым» номером, могут даже не играть в штрафной зоне, но роль большого бомбардира по-прежнему остается самой яркой в игре мячом. Добивающиеся каких-то космических показателей результативности Криштиану Роналду и Лионель Месси возвышаются над остальными благодаря своему неземному таланту, но простые кудесники решающего удара оттого не теряют своей собственной ауры – ауры центрфорварда. Сборная Испании ни на секунду не опровергла важность этих людей на футбольном поле, а лишь подтвердила наличие в своем составе запредельного количества талантов, позволяющих им играть по своим собственным правилам.
Энди Кэрролл вроде бы и не бомбардир. Точнее, давно таковым не является. Воспитанник Ньюкасла был лучшим голеадором Чемпионшипа, уверенно шел в лидерских списках после первого круга своих выступлений в Премьер-лиге, а затем перешел в Ливерпуль. Полтора года на Анфилде поставили под огромное сомнение его способности, и, наверное, не лишены здравого смысла вопросы тех, кто недоумевал, почему вокруг этого молодого нападающего по-прежнему так много разговоров, а якобы претендующий на что-то высокое Ливерпуль еще раздумывает о целесообразности его сохранения в составе. Реднапп недоумевает о том, как Роджерс мог его отпустить – и добавляет в применении к Кэрроллу приставку «топ». Мик Маккарти разделяет мнение коллеги, называя Энди «девяткой сборной Англии на долгие годы вперед».
Приход Кэрролла в Вест Хэм, как показалось по первому тайму его дебютной встречи против Фулхэма, добавил каждому его партнеру по команде уверенности в себе, заставил угрюмого Сэма Аллардайса сиять, а бывшего партнера Энди по Ньюкаслу Кевина Нолана еще ближе обычного приблизиться к физической смерти от нагрузок. Вдохновение по Кэрроллу тут же оправдывается: воспитанник Ньюкасла выигрывает одну подачу за другой и фактически принимает участие в двух голевых комбинациях, покидая поле с травмой, разочаровывающей уже влюбившиеся в него трибуны Аптон Парка.
Где-то здесь зритель, с иронией принимавший футбольные таланта Кэрролла последних полутора лет, и начинает понимать, почему Сэм Аллардайс вел такую отчаянную борьбу за этого футболиста. Понимает, почему, при всем несоответствии игровому стилю Ливерпуля, Брендан Роджерс сомневался в необходимости ухода Энди. Понимает, почему трибуны Анфилда устраивали Энди чуть ли не самую бурную среди всех футболистов овацию, несмотря на его скромные достижения в красной футболке. Понимает восхищение Реднаппа и где-то отчасти соглашается с определением «топ».
Действительно, ведь мог же Большой Сэм приобрести для своей всем известной игровой системы другого большого и крепкого форварда? Задуматься – их ведь пруд пруди. Но у Кэрролла действительно есть класс, которого нет даже у весьма неплохого Карлтона Коула. Можно хохотать, наблюдая за тем, как порой неуклюже форвард сборной Англии обрабатывает мяч, но на уровне мышления «девятки» Кэрролл в 22 года уже достиг очень высоких показателей. Он великолепно читает игру – он точно знает, в какой позиции ему нужно находиться при том или ином построении атаки, он мобильно меняет ее при надобности, он, несмотря на свой грузный вид, делает исключительно верные скидки – и то, что Аллардайс получил такого футболиста в годичную аренду – великая победа Вест Хэма. Нет почти никаких сомнений в том, что завтра Кэрролл начнет забивать, но даже в роли «скидывающего мяч» он способен заработать Вест Хэму в итоговом ранжире три-четыре позиции.
Того же мнения и Рой Ходжсон. Имея возможность выбирать между нападающими разного класса и плана, он неизменно приглашает Кэрролла. Все знают, в чем Энди уступает остальным, но не каждый хочет замечать его преимуществ и его необходимость для сборной Англии, которую понимает опытный специалист Ходжсон. Питер Крауч и Эмил Хески тоже неспроста наиграли больше сотни матчей на двоих – а ведь в теории Кэрролл еще и более забивной игрок.
По части забивания голов в Англии никто не может дать фору Робину ван Перси. В субботу торжество центрфорвардов отметили Энди Кэрролл и подписанный, казалось бы, за бешеные деньги Стивен Флетчер – еще один, кто доказал, что настоящие бомбардиры стоят любых средств. В воскресенье пришел черед лучшего из лучших, и выступления Робина ван Перси на стадионе Сент-Мэри заслуживает поэтических сравнений, а возможно и целой поэмы о геройском бомбардире. Классическая история об одиноком воине. Ведь давайте будем откровенны: МЮ играл по-настоящему слабо, где-то даже слабее Саутгемптона, и итоговый результат, полученный благодаря хет-трику голландца, - огромное счастье для манкунианцев. Красивейшая история, настоящий сценарий – первый гол обратил ван Перси в главную надежду гостей, потерянный шанс забить с пенальти сделал почти антигероем, подведшим партнеров, а решающие выстрелы вновь превратили в спасителя. Манкунианцы пережили целую жизнь – и все благодаря центрфорварду.
24 миллиона, потраченные МЮ на голландца, - самый верный способ сэра Алекса с умом вложить имеющиеся средства. Сравнение с Эриком Кантона поначалу прозвучало как преувеличение, но, если все продолжится в том же духе, вскоре оно будет звучать не только из уст шотландского менеджера. Непростой и спорный персонаж, ван Перси перешел из стана принципиального соперника и вмиг превратился в героя Олд Траффорд – наверное, не хватает Робину только лишь глубокого философского взгляда. Личности Кантона было тесно в роли центрфорварда, насколько бы объемной она ни была. Люди штрафной зоны – они там, в самом центре внимания, они скидывают и бьют, делая последние и самые важные удары по мячу перед достижением желанного его пункта назначения. Ауру центрфорварда не способно уничтожить ничто, она не подвластна времени – ведь именно она, как ничто другое, определяет зрелищность и эмоциональность этой игры. |
|