БиографияЭдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-1955 гг.) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нем тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди – хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов – Пуччини, Беллини, Доницетти... В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю.А. Шапорина и Н.Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным – создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев. В 1961-1963 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Е. Мурзина, по существу стал его учеником в электронике. Сегодня Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным. Не только потому, что из композиторов, обратившихся к совершенно новой области музыкального искусства, – а это были А. Волконский, Н. Никольский, С. Крейчи, позднее А. Немтин, О. Булошкин, Ш. Калош, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке, В. Мартынов – он единственный связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нем работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие. С первых же дней работы на АНСе Э. Артемьев вел деятельность, которую без таких понятий, как энтузиазм, самоотдача, охарактеризовать нельзя. Острая дискуссия вокруг электронной музыки осложняла и без того ограниченные условия для ее развития. Э. Артемьев же ее пропагандировал, выступал в печати, погрузился в эксперименты, в изучение смежных для нового вида композиции областей – акустики, основ электроники, приобретал навыки стереозвукозаписи, приобщаясь к практике звукоинженера, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки (написал «Заметки об электронной музыке»). Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней. Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен. Эдуард Артемьев – автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности. Сочинения 1960-х – начала 1970-х годов принадлежат к эстетике авангарда. В первые послеконсерваторские годы Артемьев работает с традиционными составами (одновременно он уже осваивает АНС). В этот период им написаны произведения крупных форм: оратория на стихи А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1960 г., дипломная работа), симфоническая сюита «Хороводы» (1960), сюита для женского хора и оркестра «Лубки» (1962 г.), кантата «Вольные песни» (на тексты из народной поэзии, 1967 г.), одночастный концерт для альта (1961 г.), музыка к пантомиме «За мертвыми душами» (1966 г.). Уже в ранних партитурах Артемьева отчетливо просматривается направление, в котором шли поиски воплощения оркестровыми средствами новых музыкальных идей – темброгармонических, сонорных, пространственных – тех, что композитор вскоре так естественно реализует в электронике. В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента (по критериям 1960-х годов оснащенность многоголосного электронного синтезатора Мурзина была уникальной). Это небольшие по продолжительности характерные пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн» (1961 г.), «Этюд» (1964 г.). В этих произведениях Артемьевым найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект. Еще в начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Таким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Э. Артемьева в фильме «Мечте навстречу» режиссера Н. Корюкова (1961 г., совместно с композитором В. Мурадели), документальных лентах «Планета Океан», «Дом в космосе», сюжетах в киножурнале «Хочу все знать», «Альманахе кинопутешествий». В это же время он создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов «Электроника» в Москве и «Советская космическая техника» в Лондоне (1962 г.). Обе работы были отмечены медалями. Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967 г.), в которой он приходит к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике. В «Мозаике» тембры – «соноры» становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. Композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968 г.), Венеции (1969 г.), Оранже (1970 г.) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нем созданную, знакомя западных коллег с деятельностью московской электронной студии. «Мозаика» для Артемьева – произведение этапное. В ней композитор нашел свой путь, способ художественного выражения, открыл для себя новые приемы электронного синтеза, многоканальной записи, раскрыл себя как архитектор и поэт звука. «Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств» Артемьев осуществил в композиции «12 взглядов на мир звука: вариации на один тембр» (1969 г.), которая по уникальности технического замысла отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки. В 1967 году Артемьев пишет музыку к фильму режиссера С. Самсонова «Арена» (киностудия «Мосфильм»). С тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь композитора, став для него, по его собственному признанию, «прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов» – от чисто внешних звуковых эффектов, спроецированных на «ирреальный» видеоряд, до синтеза в электроакустической палитре фильма различных стилистических пластов. Эдуард Артемьев – один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах. Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: «Солярис» (1972 г.), «Зеркало» (1975 г.) и «Сталкер» (1980 г.) – причем в «Солярисе» как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, а также в спектакле «Гамлет», постановку которого Тарковский осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола. Работа над «Солярисом» знаменательна еще и тем, что к этому фильму Артемьевым была создана первая электронная партитура – одна из немногих сохранившихся партитур ранней отечественной электронной музыки. Середина 1970-х годов знаменует начало нового этапа в творчестве Эдуарда Артемьева, его музыка обретает иные черты. Композитор проявляет повышенный интерес к рок-культуре, в которой его привлекла в первую очередь новая «эстетика» звука, подразумевающая яркую, открытую эмоциональность, повышенный экспрессивный тонус высказывания, его «направленность на слушателя», демократизм музыкального языка. «Для меня самое сильное “оружие” музыки – ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать», – считает композитор. Артемьев видит творческие перспективы в ассимиляции достижений профессиональной академической школы и рок-культуры на базе электронной техники. Главным качеством его музыки становится способность к любым соединениям – жанровым, стилистическим, «техническим», открытость разным музыкальным традициям. Ярким примером этому служит кантата «Ритуал» (1980 г., 1987 г. – новая редакция под названием «Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, написанная для торжественного открытия Олимпийских игр в Москве (1980 г.) и представляющая собой, по словам автора, «синтез всех известных техник». Другие сочинения этого периода – симфония «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы (1974 г.); электронная рок-композиция «Мираж» (1974 г.); поэма для рок-ансамбля и фонограммы «Человек у огня» (1977 г.); вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1981 г., оперная версия – 1988 г.), Три поэмы для сопрано и синтезатора на стихи Поля Целана и Сигитаса Геды (на литовском языке) – «Белый голубь», «Видение» и «Лето» (все 1982 г.); симфония «Пилигримы» (1982 г.); многие киномузыкальные работы («Сибириада», «Охота на лис», «Конец вечности», «Лунная радуга» и др.). Примерно с конца 1980-х годов в произведениях Артемьева появляется новое качество. Унаследованные от стиля 1970-х годов демократические устремления, не связанные столь непосредственно с рок-эстетикой, смыкаются с идеями авангарда и поставангарда, рациональное – с интуитивным. В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» – заново написанные пьесы «Тема», «Поезд», «Болезнь», «Станция», «Слушая Баха», «Исход», «Они шли долго», «Сон», «Медитация», «Океан», «Картина Брейгеля», «Возвращение», «Посвящение А. Тарковскому». Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создает образ поэтического мира режиссера. Альбом с записью этого произведения Э. Артемьева был выпущен голландской фирмой «Boudisque» в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского. Композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года. «Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, – писала газета “Diario de Lisboa”. – Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии». Необычно по замыслу и материалу произведение «Фантом из Монголии» (1991 г.) для женского голоса и синтезаторов. Композиция «I would like to return» («Я хотел бы вернуться», 1993 г.) являет собой чистый образец компьютерной музыки и во многом автобиографична. В структурном плане произведение отражает этапы эволюции технологии электронной музыки от ее зарождения до наших дней. Тенденция к синтезу стилей и жанров воплотилась в произведении Артемьева «Здесь и там» (1996 г.): терцет для тенора, сопрано и рок-певца с симфоническим оркестром на стихи Ю. Ряшенцева объединил традиции академического оперного ансамбля и пения в стиле рок. В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Первоначально задумывая свое произведение в жанре рок-оперы, композитор постепенно пришел к полистилистике, наряду с рок-группой используя симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современная электронно-акустическая технология. Эдуард Артемьев – один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Более 150 «озвученных» им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач. Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссерами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими. С Н. Михалковым сделаны все картины («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), осуществлена постановка «Механического пианино» в Италии на сцене Театра ди Рома. Сотрудничество с А. Кончаловским, начатое в «Сибириаде», в работе над оперой «Преступление и наказание», продолжилось на сцене парижского театра «Одеон» в чеховской «Чайке», а также на студиях Голливуда в фильмах «Дуэт для одного», «Гомер и Эдди», «Ближний круг», «Одиссей». В Голливуде Э. Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллером, Д. Голденом, Ю. Нейманом (к/к «Double Jeopardy», «Burial of the Rats», «Heart of the deal»). «Артемьев великолепно чувствует экран, – отмечает В. Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах “Охота на лис” и “Остановился поезд”, – он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». По словам Н. Михалкова, Артемьев обладает «поразительными способностями стилиста». Традиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к «Гобсеку», возвышенный трагизм барокко – в «старинной» музыке для инструментов Страдивари («Визит к Минотавру»), ретро начала XX века – в картине «Раба любви», музыкальная медитация дзэн-буддизма – в «Сталкере»... Из недавних работ Эдуарда Артемьева – музыка к фильмам «Водитель для Веры» режиссера Павла Чухрая (2003 г.) и «Доктор Живаго» Александра Прошкина (2006 г.). Большой популярностью пользовались пластинки с записью его киномузыки, в частности диск-альбомы «Картины-настроения» и «Картины-настроения. II», куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск «Территория любви» с фрагментами из музыки к фильмам Н. Михалкова. Киномузыка Артемьева вызывает большой интерес и за рубежом. Во Франции выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала А. Кончаловского «Сибириада» (1979 г.), компакт-диски с музыкой к картинам Н. Михалкова «Урга» (1991 г.) и «Утомленные солнцем» (1995 г.). В США – «Ближний круг» с музыкой к кинокартине А. Кончаловского (1992 г.). В Голландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция «Посвящение А. Тарковскому», специально написанная для этого случая (1989). В 2000 году французская компания «Musea» переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании «Мелодия» вокально-инструментальную композицию «Тепло земли» на стихи Юрия Рытхэу. Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания «Электрошок Рекордз» выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа «Музыкальные приношения» и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли «Мозаика» и «12 взглядов на мир звука» Э. Артемьева). Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Он читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории, проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры. Живет и работает в Москве. |
|