БиографияУрсула Ле Гуин одна из самых известных представителей американской научной фантастики 1960-80-х годов. Первый же роман знаменитого цикла о Земноморье поставил Урсулу Ле Гуин в ряды выдающихся мастеров фэнтези, наряду с Дж. Р. Р. Толкиеном и К. Льюисом. Урсула Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли, штат Калифорния, в семье известного антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Первый рассказ написала в возрасте 11 лет но так и небыл опубликован. Урсула Крёбер— девичья фамилия Урсулы Ле Гуин, окончила Рэдклиффский колледж в 1951 году, получила степень бакалавра и в следующем году защитила магистерскую диссертацию в Колумбийском университете «Романтическая литература Средних Веков и Возрождения», специализировалась на французской литературе. Со званием магистра и именной стипендией поехала в Париж работать над диссертацией о забытом французском поэте XV века Жеане Ле Мэре де Бельж. На пароходе Урсула Крёбер познакомилась с молодым историком Чарльзом Ле Гуин и вскоре стала его женой. Дебютом Ле Гуин и стал один из орсинийских рассказов — «An die Misik» (1961 г.); годом позже в журнале «Fantastic» вышел первый фантастический рассказ — «Апрель в Париже». В 1966 году ей удалось напечатать роман «Мир Роканнона». К нему добавились другие книги Хейнского цикла — о планетах и обитателях планет Лиги Миров. Урсула Ле Гуин снискала почёт среди ценителей научной фантастики, стала обладательницей престижных премий «Небьюла» и «Хьюго». Большую славу ей принесли произведения из «Хайнского» цикла (Хайн — гипотетическая сверхцивилизация, «прародительница» разумной жизни в Галактике ), образуя органическую и богатую оригинальными деталями и находками историю будущего. В отличие от П. Андерсона , Л. Нивена, Р. Хайнлайна и др. представителей право-технократического крыла американской научной фантастики Урсула Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию — Лигу Миров, или Экумену, на принципах гуманизма (что облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство (Лига не правит, а только координирует развитие всех цивилизаций, представляя собой своеобразную «галактическую школу») и серьезно ограничивающей «прогрессорскую» деятельность, сводя ее первоначально к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий, культур. Экумена, чья история, описанная в шести романах и полутора десятках повестей и рассказов, простирается на несколько тысяч лет, начиная с 23-24 вв., является беспрецедентной в американской научно-фантастической попыткой построить будущий «вселенский порядок» на принципах скорее гуманитарных, нежели торговых, технологических или политических. Произведения Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе психологическая глубина характеров — землян и инопланетян. Параллельно с Хейнским циклом она опубликовала трилогию «Земноморье» (теперь признанную классикой жанра фэнтези), другие романы, сборники рассказов, стихов. Создавая для каждой из своих книг новый мир, его историю и мифологию, климат и природу, людей и животных, Урсула Ле Гуин уподобляется могущественному волшебнику — столь зримо и осязаемо всё это у неё получается. Но она строит фантазии не на пустом месте: античные, скандинавские, индейские мифы, восточная мудрость, социальные и экологические катастрофы нашего времени — основа ткани этого мироздания. Литературный стиль Урсулы Ле Гуин строг и ясен, сюжеты насыщены драматическими событиями. Героев, таких как посланник Лиги Миров Дженли Аи, волшебник Земноморья Гед или кассир супермаркета Хью Роджерс, автор отправляет в путешествия — через космическое пространство, через моря и горы или через ручей, но всегда в поисках смысла — человеческих дел, имён существ и предметов, течения времени. Один из последних романов Урсулы Ле Гуин называется «Всегда возвращаясь домой».Перед тем, как обратиться к фантастике, Урсула Ле Гуин писала стихи и романы (никогда не публиковавшиеся) о вымышленной европейской стране Орсиния — последние она переработала в середине 70-х годов в сборник рассказов «Рассказы об Орсинии» (1976 г.) и роман «Малафрена» (1979 г.). Ранние произведения,как и трилогия «Земноморье», действие которых происходит в вымышленной центральноевропейской стране, не принадлежат к жанру фантастики. Эти рассказы вышли в печать уже после того, как Ле Гуин достигла славы на поприще фэнтези и научной фантастики. Начиная с ранних шестидесятых, Ле Гуин регулярно публикует фантастические рассказы и повести. Известность пришла к ней в 1969 году с выходом романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла». Ле Гуин писала и продолжает писать фантастические романы, стихи, и детские книги, занимается литературной критикой, однако наибольшую известность она заслужила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Книги Ле Гуин отмечены интересом к конфликтам и взаимодействию разных культур, даосизму, анархизму, психологическим и социальным темам. В более поздних работах она обращается к феминистским темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези (Хьюго, Небьюла). Ле Гуин дополнила «Земноморье» новой трилогией и, кроме всего прочего, написала несколько книг для малышей: «Мышь по имени Том», «Крылатые кошки», «Крылатые кошки возвращаются», «Удивительный Александр и Крылатые Кошки». |
|