Знаменитый американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, обладатель множества кинопремий (в т.ч. трёх «оскаров»).
Родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке, США.
Отец Стоуна был евреем, мать — католичкой французского происхождения, поэтому в качестве компромисса будущего кинорежиссёра воспитывали в евангелистическом духе (тем не менее, ныне Стоун считает себя буддистом).
Закончив колледж в Пенсильвании, Стоун вернулся в Нью-Йорк и поступил в Йельский университет, но проучившись там менее года, забросил учёбу и отправился в Южный Вьетнам в качестве преподавателя английского (в Свободном тихоокеанском колледже), ещё через год перебрался в штат Орегон, а затем — Мексику.
В 1967 году был призван в армию и опять отправился во Вьетнам. Во Вьетнаме Стоун воевал более года — с сентября 1967 г. по ноябрь 1968 г., участвовал в крупном сражении за базу огневой поддержки Burt и был дважды ранен. Вернувшись с войны с несколькими боевыми наградами (в том числе «Бронзовой звездой» и «Пурпурным сердцем»), Оливер поступил в Нью-Йоркский Университет, где учился у самого Мартина Скорсезе.
В кино Стоун дебютировал в 1971 году с короткометражной лентой «Последний год во Вьетнаме». Впоследствии режиссёр отобразил свой личный военный опыт во «вьетнамской трилогии», состоящей из картин «Взвод», «Рождённый четвёртого июля» и Небеса и земля». Если «Взвод» — по большей части автобиографическое произведение, то в «Рождённом четвёртого июля» Стоун обращается к судьбе ветерана-инвалида Рональда Ковика, ставшего антивоенным активистом, а в «Небесах и земле» впервые представляет взгяд на Вьетнамскую войну «с той стороны» — от имени вьетнамской девушки, претерпевающей все лишения, вызванные войной.
Оливер Стоун был награждён тремя премиями Американской киноакадемии «Оскар». Первую он получил в 1978 год за лучший адаптированный сценарий к фильму Алана Паркера «Полуночный экспресс». Две остальные награды были вручены ему уже как режиссёру двух фильмов из «вьетнамской трилогии» — «Взвод» и «Рождённый четвёртого июля».
Несмотря на то, что в начале 1980-х годах Стоун работал преимущественно над сценариями фильмов с относительно низкой художественной ценностью и значительным количеством сцен насилия («Конан-варвар», «Год дракона»), в этот период он претерпел окончательную эволюцию своих взлягдов от умеренно-правых до левых и выступил с рядом политических фильмов, первым из которых был «Сальвадор», повествующий о жестоком терроре финансируемых администрацией Рейгана «контрас» (в котором погибают тысячи людей, в том числе архиепископ Рамеро, павший от руки убийцы после церемонии в церкви) в этой центральноамериканской стране.
В 1991 году выходит смелый фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», пересматривающий выводы комиссии Уоррена относительно убийства президента Кеннеди. В фильме отображено независимое расследование, проведённое прокурором Нового Орлеана Джимом Гаррисоном, который утверждал, что опроверг изложенную в докладе комиссии официальную версию о «волшебной пуле» и роли «убийцы-одиночки» Харви Ли Освальда в покушении. Стоун идёт ещё дальше и прямо указывает на заинтересованность корпораций и спецслужб, тесно связанных с уголовным миром (в частности, с предпринимателем Клеем Шоу), в устранении президента Кеннеди, позволившем развязать полномасштабное вторжение во Вьетнам. Фильм вызвал горячие споры в американском обществе.
В 2009 году Оливер Стоун выпустил документальный фильм «К югу от границы». В котором по сюжету Оливер Стоун отправляется в турне по Южной Америке, чтобы взять интервью у левых лидеров ряда стран, деятельность которых резко критикуется в американских средствах массовой информации.
↑ свернуть