Тео ван Дусбург

Тео ван Дусбург

Theo van Doesburg
Нидерландский художник, архитектор и скульптор, теоретик искусства, один из основателей группы «Стиль» и художественного направления «неопластицизм».
Дата рождения 30.08.1883
Сайты
Деятельность Архитекторы, Писатели, поэты, Скульпторы, Философы, Художники
Страны Нидерланды
Поделиться

Биография

Кристиан Эмиль Мари Кюппер родился 30 августа 1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини.

Около 1913 году заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Аудом и Ж. Вильсом. В 1916 году создал в Лейдене с Аудом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго.

В 1917 году знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль". Члены группы работали самостоятельно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма.

Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".

Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.

В 1917 году вместе с Аудом предпринял одну из первых практических попыток создания синтеза живо-писи и архитектуры в интерьере холла виллы Ауда в Нордвикерхоуте близ Лейдена, в котором архитектура трактовалась посредством живописи (использование открытых, чистых цветов в обработке подвесных потолков и геометрических окон). А напряжение усиливалось посредством живописи плоскостей, вписанных в архитектурное пространство.

Ведущая роль окон находится в полной гармонии с принципами "Стиля" и органически связана с про-странством интерьера.

раскрыть