Николай Озеров
Советский теннисист, актёр, спортивный комментатор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный мастер спорта СССР.
Дата рождения 11.12.1922
Сайты
Деятельность Актеры, Комментаторы, Спортсмены, Теннисисты
Страны Россия
Поделиться

Биография

Николай Озеров родился в Москве 11 декабря 1922 года в творческой семье.

Его отец - Николай Николаевич - был известным оперным певцом, выступал на сцене Большого театра. Мать - Надежда Ивановна - поступила на театральный факультет Государственного института кинематографии, однако из-за рождения одного за другим двух сыновей (первенец - Юрий - родился в 1921 году, позднее он станет известным кинорежиссером) вынуждена была бросить учебу.

Семья Озеровых жила возле Разгуляя - на Старой Басманной улице. Дом, в котором они жили, Озерову-старшему предоставили в качестве казенной квартиры от Большого театра, где он работал. По словам Николая Озерова, он с детства мечтал петь, как отец, и быть таким же лысым.

Но у него не было такого роскошного голоса, как у родителя. Первое публичное выступление Николая произошло на одном из домашних праздников, когда ему исполнилось четыре года. Он пел арию Джильды из оперы Джузеппе Верди «Риголетто». На Озорова надели парик и юбку и вывели в середину комнаты. Он пел, а сам все время смотрел на пирожки, которые стояли на столе, и мечтал поскорее полакомиться ими.

В детстве Николая Озерова вместе с братом часто брали в Большой театр - приобщали к искусству. Но в отличие от своего старшего брата Николай был гораздо впечатлительнее. В эпизоде, когда отца, игравшего Садко, новгородцы прогоняли со сцены, мальчику было так обидно за него, что он буквально захлебывался слезами. А однажды, когда между сценами образовалась пауза и погас свет, он закричал на весь зал: «Заснул режиссер, заснул!» После этой выходки родители какое-то время не водили его в театр, опасаясь, что он еще что-нибудь выкинет.

Сам Николай Озеров вспоминает: «Первые впечатления детства: дом на Старой Басманной, отец - красивый, подтянутый, всегда чуточку торжественный, уезжает на спектакль в Большой театр. Возвращается радостный, возбужденный, с цветами. Мама, нежная и ласковая, с непременной сказкой перед сном бабушка. Отец был гостеприимным, в доме всегда много его друзей не только из Большого театра, но и из Художественного, писатели, художники, врачи, музыканты.

Вечер. К родителям пришли в гости. Через полуоткрытую дверь видно, как отец водружает на стол старый дедовский самовар, пышноусый Новиков-Прибой шепчет что-то на ухо Неждановой. Рядом с мамой сидит дирижер Голованов. Поглаживает окладистую бороду молчаливый и суровый на вид Отто Юльевич Шмидт.

Чай пьют степенно, с разговорами, не торопясь. Мы с братом Юрием с нетерпением ждем самого главного: начинается домашний концерт. Василий Иванович Качалов читает стихи, Иван Михайлович Москвин - смешные рассказы, отец с Неждановой под аккомпанемент Голованова поют различные дуэты. Пел и Леонид Витальевич Собинов...»

Между тем, помимо искусства, была у Николая Озорова в те годы еще одна страсть - спорт. С девяти лет он стал играть в теннис на станции Загорянская, что в 28 километрах от Москвы. Тренировал его один из старейших жителей поселка Василий Михайлович (кстати, он же вывел в большой теннис целый ряд известных спортсменов: Александра Сергеева, Михаила Корчагина, Семена Белиц-Геймана, Владимира Зайцева, Александра Голованова, Николая Кучинского и других). Спарринг-партером Николая обычно был его брат Юрий, который поначалу подавал большие надежды, чем Николай.

Вскоре Василий Михайлович разрешил Озеровым, кроме основных занятий с ним, посещать и главный спортивный центр Загорянки - три теннисных корта для взрослых. На этой площадке Николай пропадал с утра до вечера, сидел на судейской вышке, смотрел, как играют взрослые, а когда они отдыхали, подходил к какому-нибудь теннисисту и просил: «Дядя, дай поиграть ракеточку».

К 12 годам Николай Озеров был уже шестой ракеткой в детской команде Загорянки (Юрий был четвертой) и тогда же выступил в матчах на первенство Москвы. Причем выступил очень успешно - выиграв два матча, вышел в финал, где встретился с Белиц-Гейманом. И дважды победил его со счетом 6:3. Так, в 1935 году Николай Озеров впервые стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков.

1982 — Государственная премия СССР как автору текста и комментатору официального фильма об Играх XXII Олимпиады «О спорт, ты — мир!».

В конце 1980-х был избран председателем спортивного общества «Спартак».

В начале 1990-х перенёс тяжёлую операцию, с тех пор редко выходил из дома.

Умер 2 июня 1997 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Другие статьи: