Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец – Быстрицкий Авраам Петрович (1901 г. рожд.), в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать – Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра – Быстрицкая Софья Авраамовна.
Элина, одно из двух «л» потеряла паспортистка, означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.
Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений – все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работал ее отец. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы – все это составляло ее быт в те годы. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может – это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия – преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.
Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание «Сын полка», которого она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. «Случайный вальс» – так назывался спектакль по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо», поставленный в Театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.
Осенью 1944 года она возвращается в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступает в медицинский техникум. В 1947 году оканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в институте. Однако в процессе учебы поняла, что врачом быть не сможет. Следуя давней мечте об актерской профессии, она поступает в балетный класс музыкальной школы. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против ее поступления в театральный. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, он обратился с единственной просьбой – объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Элина принимает компромиссное решение и поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.
Потом был Киевский театральный институт имени И.К. Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И. Чабаненко и Л.А. Олейником. После успешного окончания в 1953 году – три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга («Годы странствий») А. Арбузова, Варя Белая («Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова), Клавдия ( «Повесть о настоящем человеке» по Б. Полевому) и др.
Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности образа – эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу – врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане», и в «Годах странствий» она тоже играла врачей – выросшая в этой среде, она хорошо знала людей этой профессии. Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое эта профессия. Фильм «Неоконченная повесть» вышел на экраны в 1955 году. Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, но тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали... Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты «Советская культура» Элина Быстрицкая была признана лучшей актрисой года.
Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма во Францию. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана Симоной Синьоре и Ивом Монтаном, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надей Леже. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти.
В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г. Раневской. Для спектакля «Белый лотос», где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино – и Раневская предлагает дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в Театре имени А.С. Пушкина. Но эта работа не состоялась.
О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского «Тихого Дона», Быстрицкая узнала в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и попросила принять в них участие: «Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть». Пробы шли полгода. Шолохов сам утвердил Быстрицкую на роль Аксиньи. После этого, по словам Элины Авраамовны, началась самая главная ее дорога в искусстве.
На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внутреннего и внешнего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С.А. Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Артистке пришлось даже потолстеть почти на 15 кг, через силу объедаться сметаной и медом. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье–Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания почетной казачки.
Роль в «Тихом Доне» (1956–1958) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?
В начале 1960-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый дом, удостоена внимания супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала «Америка». Но Быстрицкая была «бдительна» и как истинно советская женщина отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня.
Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.
Когда Элина Авраамовна увидела в Киеве спектакли Малого театра, она стала мечтать о нем. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта – она была принята в труппу знаменитого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, 1959), позже, в 1965 году, она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А. Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять – уже на новом этапе – держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А. Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как Елена Гоголева, Елена Шатрова, Дарья Зеркалова, Михаил Царев, Николай Анненков, Михаил Жаров и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным, Александром Бурдонским. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.
Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром – даром сценической гармонии, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини – яркие, незаурядные личности. Среди них баронесса Штраль в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Лидия («Бешенные деньги») и Глафира («Волки и овцы») А.Н. Островского, горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), Анна Петровна («Иванов» А.П. Чехова), герцогиня Мальборо в «Стакане воды» Э. Скриба, Клотильда Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Ксения Ивановна («Палата») и Мартынова («Главная роль») в пьесах С. Алешина, Панова («Любовь Яровая» К. Тренева), Мария («Выбор» Ю. Бондарева), Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила), Отрадина и Кручинина («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Москалева («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского) и др.
Многие создания Быстрицкой получили общественное признание. Но особенно дорог актрисе отзыв приезжавшего в 1962 году в Москву композитора Игоря Стравинского о ее работе в спектакле «Маскарад» (постановщик Л.В. Варпаховский). Стравинский оценил ее баронессу Штраль как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтов актрисы.
В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Э.А. Быстрицкая сумела не только сохранить их, но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах «Волки и овцы» и «Бешенные деньги». «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории “Бешенных денег” за последнее десятилетие, – писал известный критик Б.В. Алперс. – В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Неожиданно прозвучала у актрисы роль Юлии Филипповны в «Дачниках», созданная в постановке замечательного актера и режиссера Борисом Бабочкиным. Эта роль стала одной из вершин творчества актрисы.
Имя Быстрицкой стало легендой. Она покорила наших соотечественников в 1950-х годах, покоряет, восхищает и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. И вот вновь встреча зрителей с любимой актрисой. В честь 850-летия Москвы в Коломенском в представлении «Галантный век» Быстрицкая ярко, с присущим ей блеском и мастерством, с тонкой, а порой острой характерностью предстала перед публикой в облике Екатерины Великой, показав свою героиню в разных ипостасях: то в роли умной и прозорливой правительницы, то в роли матушки-царицы, веселящейся и танцующей на свадьбе у своих подданных, то в образе женщины, которой все человеческое не чуждо.
Мир театра знает понятие «большие актрисы», Быстрицкая в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, помогающей сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы. Быстрицкой необходим режиссер не только понимающий и ценящий силу ее таланта, но и готовый пойти ей навстречу. Эта встреча с режиссером и партнером Владимиром Андреевым состоялась в 1998 году на спектакле с символическим для Элины Быстрицкой названием «Перекресток» Л. Зорина на сцене театра имени М.Н. Ермоловой. Когда на сцене Быстрицкая, зрительный зал ощущает особое дыхание... Время не властно над ней. Она красива особой, царственной красотой. Э. Быстрицкая настраивает весь спектакль по своему камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения, показав еще раз сколько возможностей таит ее талант.
Своим творческим опытом Э.А. Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она – профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, в Театральном училище имени М.С. Щепкина.
За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась более чем в десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Георгий Натансон, Григорий Александров. Кроме «Неоконченной повести» (1955) и «Тихого Дона» (1956-1959) наиболее известны работы актрисы в фильмах «В мирные дни» (Лена Алексеенко, 1950), «”Богатырь” идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954), «Добровольцы» (Лёля, 1958), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963), «Негасимое пламя» (1964), «Николай Бауман» (Мария Федоровна, 1968), «Бабий Яр» (2002).
Э.А. Быстрицкая, человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знает, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывает душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н. Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей).
В 1975–1991 годах она – президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были временем становления и расцвета этого вида спорта, во многом это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на олимпийский помост была выполнена. Кроме того, она много времени уделяла заботе о детях, о начинающих гимнастках.
И в общественной жизни Э.А. Быстрицкая остается творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: член Комиссии по культуре при Президенте РФ (1993), член Международной комиссии по здоровью населения при Совете безопасности России, член президиума Академии российского искусства, действительный член Российской академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии «Элита мира». Элина Авраамовна задумала «Центр духовного и физического совершенствования женщины», который в настоящее время строится, и была избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.
В июне 1994 года Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 году в числе лидеров общественно-политического движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ.
Э.А. Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она – народная артистка СССР, народная артистка Грузии, народная артистка Азербайджана, народная артистка Казахстана, лауреат Премии Правительства Москвы, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета». Имеет Благодарность Президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также Благодарность председателя Союза кинематографистов Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 году, Э.А. Быстрицкая удостоена Диплома «Приз Веры Холодной – семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная». В 2004 году ей присвоили звание доктора наук.
Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», многими юбилейными медалями.
Постоянный труд – вот ее кредо. “Для актера, – считает Элина Авраамовна, – нет отдыха, он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать”. А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в бильярд, шахматы, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. Читает книги по парапсихологии. Ее любимый композитор Шопен, музыкальное произведение – «Гран-па» в «Дон Кихоте». Как много лет назад, ее и сегодня увлекают встречи с интересными людьми. Единственный раз в жизни, когда она попросила автограф, был в доме у Маргарет Тэтчер, которую она считает идеалом женского ума, эталоном женщины-политика. Из отечественных политиков этим качествам, по мнению актрисы, вполне соответствовала Галина Старовойтова.
Живет и работает в Москве.
↑ свернуть