Сэмюэль Рэй Дилэни
Выдающийся современный американский писатель-фантаст. Лауреат литературных премий «Хьюго» и «Небьюла».
Дата рождения 01.04.1942
Сайты
Деятельность Писатели, поэты
Страны США
Поделиться

Биография

Сэмюэль Дилэни родился 1 апреля 1942 года в Нью-Йорке в Гарлеме в 1942 году.

Учился в престижной школе для одаренных детей. С шестнадцати лет начал писать романы, выдерживая их в духе классической литературы (Хемингуэй, Фолкнер, Джойс), Рассылал их по издательствам и даже получал поощрительные стипендии, но ничего не издавалось.

Осенью 1961 года Дилэни бросил колледж и начал писать свой первый научно-фантастический роман "Драгоценности Эптора" (The Jewels of Aptor). Роман был издан и замечен критиками. До двадцатипятилетнего возраста Дилэни написал девять научно-фантастических романов, среди которых: "Вавилон-17" (Babel-17) (1966) и "Пересечение Эйнштейна" (The Einshtein Intersection), ставшие лауреатами премии "Небьюла" в 1966 и 1967 годах; романы "Пленник огня"(1963), "Башня Торона" (1964), "Город тысячи солнц" (1965), позднее объединенные в трилогию под названием "Падение башен"; роман "Баллада о Бете-2" (The Ballad of Beta-2) (1965): большая повесть "Звездная яма (1967) и роман "Нова" (1968).

Два его рассказа, написанные в этот период, тоже удостоились премий. Это "Всегда и Гоморра…" - "Небьюла 1967" и "Время, точно низка самоцветов" (Time Considered as a Helix of Semi-precious Stones), завоевавший сразу две награды - "Небьюла 1969" и "Хьюго 1970".

На этом и заканчивается первый условный период в творчестве писателя. Заканчиваются и премии. Проза Дилэни становится более плотной, насыщенной и сложной для восприятия.

В 1975 году, после напряженной пятилетней работы выходит в свет роман "Далгрин" (Dhalgren) - самый крупный (около 900 страниц) и по сей день считающийся критиками центральным в творчестве Дилэни. Роман не завоевал никаких премий, но книга была распродана тиражом в 700 000 экземпляров. Читателей не остановило то, что роман очень напряженный, сложный по форме и стилю.

Вокруг него разгорелось много споров: некоторые критики даже утверждали, что "Далгрин" вообще не относится к научной фантастике, а его герои неинтересны, и роль их в обществе незначительна. Сам Дилэни сформулировал суть романа так: "Книга утверждает, что "культура" взаимоотношений в шайке преступников, во главе которой стоит человек, находящийся на грани безумия, не менее сложна, чем "культура" взаимоотношений представителей среднего класса, собравшихся на званый обед".

раскрыть