Вагит Алекперов
Предприниматель и управленец, генеральный директор производственного объединения «Когалымнефтегаз», президент и совладелец крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКойл».
Дата рождения 01.09.1950
Сайты
Деятельность Бизнесмены
Страны Азербайджан, Россия
Поделиться

Биография

Вагит Алекперов родился в Баку 1 сентября 1950 года, в зеленом поселке Разина. Сын азербайджанца и казачки, он был пятым ребёнком в семье (Сейчас Алекперов благоразумно держит в кабинете Коран и Библию в кожаных переплетах, чтобы избежать кривотолков о том, какой бог для него "главнее"). Отец - Юсуф Кербалаевич Алекперов работал на нефтепромыслах, и Вагит пошел по его стопам. Отца почти не помнит: ему было всего три года, когда 54-летнего Юсуфа, прошедшего Великую Отечественную войну, не стало.

Татьяна Федорова, с которой Юсуф Алекперов познакомился задолго до войны, осталась с детьми одна. Вагит был самым младшим в семье, в которой кроме него росли еще три сестры и брат Вагиф. Он был усидчивым ребенком, не любившим забавы, старшая сестра буквально выгоняла его из дому поиграть. Он хорошо учился в школе, с 18-лет пошёл работать. Первые страницы его трудовой биографии начинаются на нефтепромыслах. В те годы Баку был нефтяной столицей Союза, нефтью была пропитана сама атмосфера города, и нет ничего удивительного в том, что трудовой путь Вагит начал с буровой. Активный, трудолюбивый – начальство было довольно.

Совмещая работу с учебой, в 1974-м он окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности "Горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений". Следующие пять лет – пример головокружительной карьеры: начав с оператора по добыче нефти и газа в "Каспморнефти", вскоре он стал инженером-технологом, затем – начальником смены, мастером, старшим инженером и, наконец, заместителем начальника нефтепромысла. Как Вагиту Юсуфовичу удалось за столь короткое время дослужиться до столь высокой должности? Жизнь на примитивных нефтяных платформах, подверженных взрывам, пожарам, штормам и другим катастрофам, - закаляет характер. В 1974 году он работал на буровой, у устья скважины, когда произошел взрыв. Вагита выбросило с 12-метровой высоты прямо в бурные воды Каспия. Тогда погибли двое рабочих. Он выплыл, благо с детства хорошо плавал. Также рассказывают, что однажды несколько суток Вагит Алекперов провел на платформе в штормовом море без воды, пищи и соли, и выжил.

Он всегда был очень целеустремленным человеком, к тому же прекрасно разбирался в людях и умел понравиться начальству. Плюс – обладал способностью оказываться в нужное время в нужном месте.

В 1979 году таким местом – новым, перспективным – была Западная Сибирь. Тамошние месторождения только-только начинали осваивать, там было где развернуться, показать себя. Там, если поторопиться и правильно повести дело, можно было сделать такую карьеру и заработать такие деньги, какие в Азербайджане и не снились. Что, собственно, Вагит Юсуфович и сделал. В Сибирь он отправился по партийной разнарядке. Поработав пять лет на начальственных постах в "Сургутнефтегазе" и "Башнефти", в 1984-м он вытянул свою козырную карту. Руководители высшего звена, перед которыми Вагит Юсуфович всегда умел выглядеть молодцом, сочли, что его кандидатура, как никакая другая, подходит для должности первого гендиректора объединения "Когалымнефтегаз".

Гендиректор нового объединения (а в Когалыме на тот момент не было ничего, кроме вагончиков-теплушек) – это, с одной стороны, огромная ответственность: надо осваивать месторождения с нуля, причем отвечаешь за все ты лично. С другой стороны, это большие деньги, которые страна не скупясь выделяла на сибирскую нефтяную промышленность, и ничем практически не ограниченная власть. Директор месторождения был на своей территории богом, самодержцем, судьей, отцом солдатам, плюс еще несколько ипостасей. Среди окружающих его имя легенд есть и такая история - когда ремонтники боялись приблизиться к прорвавшейся трубе (любая искра могла вызвать взрыв) - Алекперов подошел к трубе, сел на нее и велел им приступать к работе. Теперь работяги по крайней мере знали - в случае взрыва начальник погибнет вместе с ними. Что говорить, если к директору секретарь райкома лично на поклон приходил.

Возглавив "Когалымнефтегаз", Алекперов задружился с другими местными самодержцами. Самые близкие отношения сложились у него с гендиректором "Урайнефтегаза" Александром Путиловым и главой "Лангепаснефтегаза" Юрием Шафраником.

раскрыть