Алишер Навои узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 году стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 году был назначен визирем и получил титул эмира. Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Алишер Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе.
В 1487 году Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488 году, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.
Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 века. Навои творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. "Сокровищница мыслей" - свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-1499 годах хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: "Диковины детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания старости". В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Навои, отличавшиеся удивительной цельностью.
Поэт оставил также "Диван Фани" - сборник стихов на фарси. Вершина творчества Навои - знаменитая "Пятерица", тема которой была подсказана Джами: "Смятение праведных" (1483), "Лейли и Меджнун" (1484), "Фархад и Ширин" (1484), "Семь планет" (1484), "Искандарова стена" (1485). По устойчивой восточной традиции "Пятерица" Навои явилась "ответом" (назира) на "Пятерицы" Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий.
"Смятение праведных", первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Навои, его этические и эстетические взгляды. "Лейли и Меджнун" - поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор.
"Фархад и Ширин" - героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Навои использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса.
Алишер Навои узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 году стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 году был назначен визирем и получил титул эмира. Навои оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Алишер Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Навои вызвали недовольство при дворе.
В 1487 году Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Навои оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488 году, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.
Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 века. Навои творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. "Сокровищница мыслей" - свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-1499 годах хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: "Диковины детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания старости". В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Навои, отличавшиеся удивительной цельностью.
Поэт оставил также "Диван Фани" - сборник стихов на фарси. Вершина творчества Навои - знаменитая "Пятерица", тема которой была подсказана Джами: "Смятение праведных" (1483), "Лейли и Меджнун" (1484), "Фархад и Ширин" (1484), "Семь планет" (1484), "Искандарова стена" (1485). По устойчивой восточной традиции "Пятерица" Навои явилась "ответом" (назира) на "Пятерицы" Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий.
"Смятение праведных", первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Навои, его этические и эстетические взгляды. "Лейли и Меджнун" - поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор.
"Фархад и Ширин" - героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Навои использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса.
"Семь планет", четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. Поэма содержит иносказательные намёки, критикующие реальное окружение Навои, правителей - Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др. "Искандарова стена" - заключительная поэма цикла, её герой - идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.
Книга "Пятерица смятенных" (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология "Собрание утончённых" (1491-1492) - краткие характеристики писателей эпохи Навои, "История иранских царей" и "История пророков и мудрецов", содержащие сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате "Весы размеров". В конце жизни Алишер Навои написал аллегорическую поэму "Язык птиц" (1499) и философско-дидактическое сочинение "Возлюбленный сердец" (1500) - о наилучшем устройстве человеческого общества.
Известное влияние на книгу Навои оказали сочинения Юсуфа Баласагуни и "Гулистан" Саади. Основная идея книги - осуждение "жестоких, невежественных и развратных царей", стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.
В литературе того времени было мнение, что язык тюрки груб для поэзии; Навои в трактате "Спор двух языков" (1499) теоретически обосновал культурное и художественное значение староузбекского языка, называемого тюрки. Навои оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Мировоззрение и творчество Навои не лишено идейных противоречий, социальных иллюзий. Но пафос творчества Навои - в его гуманизме и демократических устремлениях, в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество Алишера Навои имело большое значение для развития в восточных литературах прогрессивно-романтического творческого метода.