Александр Александрович Барыкин - популярный певец, гитарист, композитор. Родился 18 февраля 1952 в селе Березово Тюменской области. Вместе с родителями переехал в подмосковные Люберцы. Окончил музыкальную школу. Долгое время участвовал в самодеятельных ансамблях. Профессиональную работу музыканта начал, выступая в ВИА «Москвичи» (Ю. Слободкин, 1973-1974). До 1976 входил в состав ВИА «Веселые Ребята» (П. Слободкин), после этого 2 года играл в сочинском ВИА «Жемчуг».
В 1979 создается группа «Карнавал» (Москва) во главе с Барыкиным. В ее первый состав входили: Владимир Кузьмин (гитара, вокал), Е. Казанцев (бас), В. Болдырев (ударные). С ними Александр Барыкин записывает первый магнитофонный альбом «Супермен» (1981), который и положил начало популярности исполнителя и его коллектива у массового слушателя. Причина такого успеха - не только несомненная одаренность самого Барыкина его музыкантов, но и острая нехватка новых имен на отечественной эстраде, так же, как стилей и репертуара.
Из музыкальных течений ранний «Карнавал» отдавал предпочтение рэггей и рок-н-роллу. С 1982 с Александром Барыкиным работают Р. Горобец (клавишные), А. Бирман (бас), А. Аникин (ударные), А. Выпов (лидер-гитара). Новая концертная программа и запись магнитофонных альбомов 1983-1986 в стиле новой волны и рэггей - пик творчества Александра Барыкина и «Карнавала».
В последние годы становится все более заметен интерес Александра Барыкина к традиционной эстрадной песне, хотя и в этом жанре встречаются профессионально сработанные композиции («Букет» на слова Н. Рубцова). Б. - лауреат телеконкурсов «Песня-86, -87»...»
«В 1979 г вместе с Александром Барыкиным В. Кузьмин собрал первый состав группы «Карнавал», которая быстро добилась феноменальной популярности в Москве, записала очень сильный магнитоальбом и пластинку-миньон на «Мелодии», устроились на работу в Тульскую филармонию и распалась, совершив одну-единственную гастрольную поездку. А. Барыкин позднее собрал совершенно новую группу под прежним названием «Карнавал»...
В новом магнитоальбоме «Карусель» «...кроме титульного номера особенно запомнилась песня, ставшая уже классикой отечественной «Новой волны», и которую группа, кстати, недавно снова стала включать в свои концерты - «Остров» («Я никогда не видел такого чуда...»). Энергичный саунд, выверенные мелодии, отличный дуэт лидер-гитары и саксофона, высокий сильный голос Барыкина выводят «Карнавал» в число самых популярных групп страны. Все это время «К» продолжает развивать идеи «новой волны».
В 1984 г Александр Барыкин записывает для «Новогоднего огонька» песню «Программа передач на завтра» (музыка Игоря Николаева, стихи В. Сауткина), которая становится всесоюзным шлягером. Барыкина зовут на телевидение, во многие программы, но ждут от него только песен в популярных стилях, ждут потенциальных шлягеров и для показа на ЦТ отбирают только подобные номера. Поэтому вскоре для широкой аудитории Барыкин становится только исполнителем модных хитов типа «Букет» или «20.00». Впрочем, некий коммерческий элемент и в самом деле начинает присутствовать в творчестве Барыкина и «Карнавала» 1985-1988 г.г....»
В 1985 году, когда «Карнавал» временно и вынужденно распался, Барыкин сотрудничал с группой «Рок-ателье», выступал вместе с ними на Московском фестивале молодёжи и студентов. Он продолжает сотрудничество с Давидом Тухмановым, выпускает состоявшую из его и своих песен пластинку «Ступени». В том же году Барыкина пригласили в «Голубой огонёк» исполнить песню Игоря Николаева на слова Валерия Сауткина «Программа телепередач на завтра», и с этого момента Барыкин приобрёл всесоюзную известность. В 1987-м он записал один из своих главных хитов «Букет», сочиненный им на стихотворение Николая Рубцова.
Через три месяца после аварии на Чернобыльской АЭС дал там концерт. Результатом стала операция на щитовидной железе.
После выхода пластинки «Букет» Барыкина начинают упрекать в отходе от рока, называют эстрадником. В ответ он выпускает рок-пластинку «Эй, смотри!» (1990). Однако в 1991 году, выпустив свой последний LP «Голубые глаза» (заглавная песня, тоже получившая упрек в эстрадности музыки и слов, написана на стихи Генриха Гейне), «Карнавал» распадается.
В начале 1990-х у музыканта начались проблемы с голосовыми связками. После 1996 года Барыкин пять лет не выпускал новых альбомов, но затем вылечился и возобновил активную деятельность .
В 1990-х годах был постоянным членом звёздной футбольной команды «Старко».
В 1995 году принял участие в акции «Звезды против СПИДа».
В середине 1990-х в рок-музыку пришёл сын Александра — Георгий Барыкин, при этом отец занимался продюсированием сына. Георгий Барыкин как гитарист принимал участие в записях альбомов своего отца.
В 2000 году, совместно с музыкантами, который входили в его аккомпанирующий состав и через год приняли участие в записи альбома «Волга» (только двое, кроме него, играли в «Карнавале») Барыкин организовал юбилейный концерт по случаю 20-летия группы.
Заявивший в 1983 году (журнал «Юность»), что мысль рок-музыканта должна выражаться в музыке, Барыкин сотрудничал с разными поэтами-песенниками, сочинял тексты и сам, но написал также песни на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Осипа Мандельштама, Генриха Гейне, Артюра Рембо, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«Барыкин оживил для меня благополучно убитый школой „Парус“ Лермонтова…».
«Из известных мне рок-певцов и эстрадных певцов только Градский и Барыкин закончили классическое отделение Гнесинки. Градского я ставлю выше, но у Барыкина потрясающий „пластилиновый“ голос, из которого он делает великолепные мелизмы».
Барыкина иногда называют «отцом русского регги». И на это есть основания — в 1979 году в СССР мало кто практиковал этот стиль, а, например, знаменитый регги-хит группы «Чайф» «Аргентина — Ямайка 5:0» был откровенно сделан под Албара (так Барыкина называли в музыкальных кругах). Когда Барыкин исполнил кавер-версию в телепередаче «Суперстар» (2008), это явилось значительным событием.
«Я почти десять лет жалел, что это не песня Барыкина. И вот она СТАЛА — по крайней мере для меня — его песней».
Действительно, вклад Барыкина в развитие новой волны и особенно регги очень велик.
Дебют в «Рождественских встречах» Филиппа Киркорова начался с песни «Свадебный тур», написанной Барыкиным. Он стал первым, кто написал для Киркорова песню на русском языке. Познакомила их Алла Пугачёва, в репертуаре которой тоже есть его песня «Я пою», с которой она начинала свой прощальный тур.
Эту песню Пугачёва впервые исполнила на концерте, посвященном 50-летию Барыкина (2002). В нем не смог принять участие Владимир Кузьмин, но участвовали и исполняли песни из репертуара Барыкина Татьяна Буланова, Витас, Андрей Губин, Дмитрий Маликов, Александр Малинин, Александр Маршал, Игорь Николаев, Кристина Орбакайте, Татьяна Овсиенко, Саша Поздняков, Георгий Барыкин, группы «Михей и Джуманджи», «Ногу свело!», «Премьер-министр», «Рондо».
Концерт, посвященный 60-летию Барыкина, уже не состоится, но вполне может состояться концерт его памяти, концерт, посвященный 60-летию со дня рождения.
«О нем можно было говорить только хорошее», — заявляют знавшие Барыкина музыканты. Выступавший вместе с Барыкиным в «Весёлых ребятах» Вячеслав Малежик сказал, что тот был для многих музыкантов «определенным ориентиром», «лакмусовой бумажкой, по которой можно было сравнить себя и понять, по правильному пути ты идешь или нет».
Последние годы жизни Александр Барыкин проводил в Брянске, на родине своей второй супруги. Барыкин проходил лечение в Брянском кардиологическом диспансере.
Александр Барыкин скончался на 60-м году жизни на гастролях в Оренбурге в субботу, 26 марта 2011 года. По информации представителей брянского продюсерского центра «Живая вода», от которых и стало известно о кончине музыканта, причиной смерти стал повторный обширный инфаркт во время концерта.
↑ свернуть