Фредерик Франсуа Шопен 22 февраля 1810 года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы— польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
2 концерта (1829 год, 1830 год), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
В детские годы Шопен не проявлял никаких особенно музыкальных и поэтических способностей. Только знаменитая Каталани как бы предугадала в десятилетнем Шопене великую будущность, подарив ему часы с надписью "Madam Catalani a Frederic Chopin age de dix ans". Молодого Шопена учили музыке, не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивны начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество; обращением и внешностью Шопен производил обаятельное впечатление. Вот что об этом говорит Лист: "Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью, мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную.
Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой cachet кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя... В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова "скука", не привязаны ни к каким интересам.
Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза". Цивни был единственным наставником Шопена по фортепиано. Окончив после семи лет занятия у Цивни, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера. К этому времени талант, Шопена ощутительно развился. Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он слышал выдающихся артистов, способствовали его развитию. С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 году.
Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. В Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 году. Первый концерт, Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были у него противники в лице Калькбреннера, Фильда, но это не мешало Шопену приобрести массу самых безграничных поклонников среди артистов, общества и своих учениц. Любовь давать уроки была странной и исключительной чертой Шопена, весьма редко встречающейся у великих артистов. В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ своей ужасной болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке имело благодетельное действие на здоровье Шопена. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с любимой женщиной в 1847 году был фатальным для Шопена.
Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, ему так живо напоминавшего пережитые годы, Шопен поехал в апреле 1848 года в Лондон и это было последним его путешествием. Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат, - все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 октября 1849 года его не стало. Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатий его многочисленных поклонников. Шопен выше всех композиторов ставил Моцарта. Обожание реквиема и симфонии "Юпитер" последнего доходило у него до какого-то культа.
Фредерик Франсуа Шопен 22 февраля 1810 года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы— польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
2 концерта (1829 год, 1830 год), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
В детские годы Шопен не проявлял никаких особенно музыкальных и поэтических способностей. Только знаменитая Каталани как бы предугадала в десятилетнем Шопене великую будущность, подарив ему часы с надписью "Madam Catalani a Frederic Chopin age de dix ans". Молодого Шопена учили музыке, не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивны начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество; обращением и внешностью Шопен производил обаятельное впечатление. Вот что об этом говорит Лист: "Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью, мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную.
Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой cachet кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя... В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова "скука", не привязаны ни к каким интересам.
Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза". Цивни был единственным наставником Шопена по фортепиано. Окончив после семи лет занятия у Цивни, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера. К этому времени талант, Шопена ощутительно развился. Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он слышал выдающихся артистов, способствовали его развитию. С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 году.
Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. В Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 году. Первый концерт, Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были у него противники в лице Калькбреннера, Фильда, но это не мешало Шопену приобрести массу самых безграничных поклонников среди артистов, общества и своих учениц. Любовь давать уроки была странной и исключительной чертой Шопена, весьма редко встречающейся у великих артистов. В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ своей ужасной болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке имело благодетельное действие на здоровье Шопена. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с любимой женщиной в 1847 году был фатальным для Шопена.
Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, ему так живо напоминавшего пережитые годы, Шопен поехал в апреле 1848 года в Лондон и это было последним его путешествием. Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат, - все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 октября 1849 года его не стало. Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатий его многочисленных поклонников. Шопен выше всех композиторов ставил Моцарта. Обожание реквиема и симфонии "Юпитер" последнего доходило у него до какого-то культа.
Согласно желанию покойного на его похоронах был исполнен реквием Моцарта известнейшими артистами того времени. В церкви St. Madelaine 30-го октября при начале мессы был исполнен похоронный марш великого умершего артиста, инструментованный Ребером. При возношении святых даров Лефебюр-Вели сыграл на органе два прелюда Шопена. Партии соло в реквиеме пели Виардо-Гарсиа, Кастелан и знаменитый бас Лаблаш. На кладбище Рerе-Lасhaise прах Шопена покоится между Керубини и Беллини. Прекрасный памятник сооружен по подписке. В церкви святого Креста в Варшаве находится сердце этого национального художника и патриота.
Шопен - это музыкальный гений, которым Польша по праву так гордится. Ни до, ни после Шопена его родина не дала такого сильного художника в области музыкальной. Не смотря на то, что творчество Шопена было почти исключительно посвящено пианизму, его редкий композиторский дар давал ему полное право на более обширную композиторскую деятельность, но деликатная, замкнутая натура Шопена довольствовалась избранными рамками, и, не смотря на них Шопен выказал необычайную силу душевного выражения. В избранной им области заслуги Шопена громадны. Обаятельная, глубокая музыка этого художника живет не только в сердцах его нации, но и всего музыкального мира.
Симпатии же Польши, конечно, особенно ярки, так как она ближе, чем какая-нибудь другая народность, чувствует в Шопене своего истинно национального композитора, излившего свою музыкальную душу в полонезах, балладах, рисующих прошлое Польши и так ярко выдвигающих прелестные черты музыкального народного языка. Композиции Шопена представляют явление исключительное. Шопен - это самородок, которого нельзя назвать продолжателем кого-либо. Это гений мелодии, богатой содержанием, то глубокой, возвышенной, то недосягаемо легкой, очаровательно улыбающейся. Это дивный гений гармонической ткани, ритмической новизны, фигур. В произведениях Шопена преобладает тонкая, деликатная кисть. Но там, где его окрыляло сильное чувство, проступает удивительная мощь. Во всем, что написал Шопен, виден поклонник красоты и его музыкальные красоты перворазрядны. Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.
Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всем, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и пр., в которых через край льется вдохновение. Если в чем чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них являются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонат ор. 35, adagio во втором концерте. К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll,c-moll). Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cik-moll, достигающий, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты.
Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепианных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопеном, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины. В музыке Шопена высказался вполне его характер гораздо более, чем в жизни, так как автор отличался выдержанностью, замкнутостью. Как создатель музыки преимущественно гибкой, грациозной, поэтичной, Шопен в своем исполнении поражал не силой и энергией, а передачей, то лучезарной, то полной таинственности, нежной, прерывистой, изобилующей tempo rubato. Его игра тонкая, даже миниатюрная не была для массы, но тем более великие музыканты и пианисты того времени были самыми искренними и безграничными поклонниками игры Шопена. Назовем Листа, Шумана, находивших игру великого музыканта трогательной. Все, что было самого выдающегося в областях искусства и литературы, преклонялось перед Шопеном, как перед композитором и исполнителем: Гейне, Лист, Мейербер, Адольф Нурри, Гиллер, Мицкевич, Жорж Санд, Шуман, Мендельсон, Мошелес, Берлиоз и мн. др.