Владимир Николаевич Сосюра родился на станции Дебальцево (ныне Донецкой области) 6 января 1898 года. Детские годы поэта прошли в с. Третья Рота (ныне г. Верхнее), в старой мазанке над берегом Донца. Об этом крае Сосюра позднее образно рассказал в автобиографическом романе «Третья Рота». В одиннадцать лет мальчик пошел работать в бондарный цех содового завода, потом телефонистом, чернорабочим, не сторонился случайных заработков. Начальное образование получал под опекой отца, чертежника по специальности, который работал и учителем, и писарем, и адвокатом, и шахтером.
В 1911 году В. Сосюра поступает в министерское двухклассное училищу в с. Третья Рота. 14 октября 1917 года Лисичанская газета «Голос рабочего» печатает его стихотворение «Плач волн», затем первое стихотворение на украинском языке «Уже не пора ли», а в конце октября стихотворение «Товарищу», написанное в стиле революционного марша. В 1918 году в составе рабочей дружины содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личную стражу самого Петлюры. Со временем он убежал из ее рядов и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась не смертельной, и поэт выжил. Судил В. Сосюру и красный ревтрибунал, и только житейская мудрость главы трибунала, который разглядел в мальчугане поэта, спасла ему жизнь.
В 1920 году В. Сосюра оказался в Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои ряды бойцы Красной Армии. В 1920- 1921 годах В. Сосюра воюет с белополяками и армией Батьки Махно. Позднее в поэме «Два Володьки» поэт делает попытку исследовать двойственность своей души. Интересным при этом является один чрезвычайно характерный для Сосюры момент: два Сосюры – украинец и коммунист – пройдут в одном Сосюре-поэте рядом, но совсем разными путями. До определенного времени они между собой боролись, соревнуясь друг с другом, но потом нашли компромисс. Этот компромисс найден на базе своеобразного деления между ними сфер их проявления и взаимного невмешательства в эти сферы.
Сосюра-коммунист имеет в своем владении исключительно сферу сознания, умственного восприятия ценности, в то время когда Сосюра-украинец нераздельно властвует в сфере чувства, так бы сказать сердечного восприятия действительности. Поэтому в каждой книге, в каждом из стихотворений Сосюры можно сразу же очень легко отделить где оба эти элемента рядом. Они не только взаимно не перемешиваются, а даже друг к другу и не прикасаются. Вместе с тем оба Сосюры искренние, так как вообще искренний Сосюра – поэт и человек. И понятно, что советская власть не имеет никаких оснований серьезно обвинять Сосюру в измене ей, так как понятно, что своим сознанием он принадлежит ей. А что сердцем он украинец, то это же не его вина, а его… несчастье. Другая дело, что в области сердца он больше на своем месте, чем в области ума, но это снова ж таки не его вина, а его несчастье как поэта по призванию.
Ранняя поэзия В. Сосюры вбирала в себя художественные достижения разных стилей и течений того времени (символизма, импрессионизма ). Вместе с тем четко выражены черты его собственного стиля: романтика борьбы и любовь, остро прочувствованный «вкус» жизни, красок, звука, слитность субъекта лирики с окружающей действительностью. В 1921 году увидел мир сборник Сосюры «Поэзии», который до сих пор считался его первой книгой (найденный документ корректирует эту мысль: рукой Сосюры в нем записано, что в 1918 году был напечатан и издан первый сборник его поэзий «Песни крови…»), но он пока не найден. В этом же 1921 году, выходит поэма «Красная зима», которая сделала Сосюру знаменитым.
Эстетика, из которой родилась «Красная зима» и которую несла лирика В. Сосюры 20-х годов (сборники «Красная зима»; «Осенние звезды», 1924; «Сегодня», 1925; «Золотые коршуны». 1927; «Когда зацветут акации», 1928 и др.), признавала и возвышала ценность каждой отдельной судьбы, которая сливается с народной, но не теряется, не растворяется в ней бесследно. Из-под пера художника вышел ряд лиро-эпических поэм: «Оксана» (1922), «Оно». «Шахтер», «Селькор», «Хлоня». К этим произведениям, можно считать, принадлежала и поэма «Махно» (около 1924), текст которой не сохранился. Одним из первых проявлений интереса молодой литературы к родной старине стал стихотворный роман В. Сосюры «Тарас Трясило» (1926). С 1925 года В. Сосюра полностью отдается литературной работе, оставив агитпропаганду, а потом и Харьковский университет. На протяжении десятилетия (1922-1932) он был членом многих литературных организаций (Пролеткульта, «Плуг», «Закалка». ВАПЛИТЕ и др.), постоянно принимал участие в литературных дискуссиях.
В 1927 – 1929 годах написал ряд поэм. Непредубежденная критика усматривает в В. Сосюре ведущего мастера лирического жанра, но «провладные» критики все строже осуждают творчество поэта, ввергая его в состояние глубокого творческого кризиса. Настроения отчаяния обозначились и на сборнике «Сердце» (1931) и, в частности, на одноименном стихотворении. За «националистические уклоны» в 1934 году поэта исключают из партии и из Союза писателей. В эти кризисные годы В. Сосюра почти не пишет, занимается поэтическими переводами. В 1936 году Сосюру все-таки снова принимают в Союз советских писателей. В потоке новых сил он возвращается к работе. В следующие годы появляются сборники «Новые поэзии» (1937), «Люблю» (1939).
Владимир Николаевич Сосюра родился на станции Дебальцево (ныне Донецкой области) 6 января 1898 года. Детские годы поэта прошли в с. Третья Рота (ныне г. Верхнее), в старой мазанке над берегом Донца. Об этом крае Сосюра позднее образно рассказал в автобиографическом романе «Третья Рота». В одиннадцать лет мальчик пошел работать в бондарный цех содового завода, потом телефонистом, чернорабочим, не сторонился случайных заработков. Начальное образование получал под опекой отца, чертежника по специальности, который работал и учителем, и писарем, и адвокатом, и шахтером.
В 1911 году В. Сосюра поступает в министерское двухклассное училищу в с. Третья Рота. 14 октября 1917 года Лисичанская газета «Голос рабочего» печатает его стихотворение «Плач волн», затем первое стихотворение на украинском языке «Уже не пора ли», а в конце октября стихотворение «Товарищу», написанное в стиле революционного марша. В 1918 году в составе рабочей дружины содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личную стражу самого Петлюры. Со временем он убежал из ее рядов и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась не смертельной, и поэт выжил. Судил В. Сосюру и красный ревтрибунал, и только житейская мудрость главы трибунала, который разглядел в мальчугане поэта, спасла ему жизнь.
В 1920 году В. Сосюра оказался в Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои ряды бойцы Красной Армии. В 1920- 1921 годах В. Сосюра воюет с белополяками и армией Батьки Махно. Позднее в поэме «Два Володьки» поэт делает попытку исследовать двойственность своей души. Интересным при этом является один чрезвычайно характерный для Сосюры момент: два Сосюры – украинец и коммунист – пройдут в одном Сосюре-поэте рядом, но совсем разными путями. До определенного времени они между собой боролись, соревнуясь друг с другом, но потом нашли компромисс. Этот компромисс найден на базе своеобразного деления между ними сфер их проявления и взаимного невмешательства в эти сферы.
Сосюра-коммунист имеет в своем владении исключительно сферу сознания, умственного восприятия ценности, в то время когда Сосюра-украинец нераздельно властвует в сфере чувства, так бы сказать сердечного восприятия действительности. Поэтому в каждой книге, в каждом из стихотворений Сосюры можно сразу же очень легко отделить где оба эти элемента рядом. Они не только взаимно не перемешиваются, а даже друг к другу и не прикасаются. Вместе с тем оба Сосюры искренние, так как вообще искренний Сосюра – поэт и человек. И понятно, что советская власть не имеет никаких оснований серьезно обвинять Сосюру в измене ей, так как понятно, что своим сознанием он принадлежит ей. А что сердцем он украинец, то это же не его вина, а его… несчастье. Другая дело, что в области сердца он больше на своем месте, чем в области ума, но это снова ж таки не его вина, а его несчастье как поэта по призванию.
Ранняя поэзия В. Сосюры вбирала в себя художественные достижения разных стилей и течений того времени (символизма, импрессионизма ). Вместе с тем четко выражены черты его собственного стиля: романтика борьбы и любовь, остро прочувствованный «вкус» жизни, красок, звука, слитность субъекта лирики с окружающей действительностью. В 1921 году увидел мир сборник Сосюры «Поэзии», который до сих пор считался его первой книгой (найденный документ корректирует эту мысль: рукой Сосюры в нем записано, что в 1918 году был напечатан и издан первый сборник его поэзий «Песни крови…»), но он пока не найден. В этом же 1921 году, выходит поэма «Красная зима», которая сделала Сосюру знаменитым.
Эстетика, из которой родилась «Красная зима» и которую несла лирика В. Сосюры 20-х годов (сборники «Красная зима»; «Осенние звезды», 1924; «Сегодня», 1925; «Золотые коршуны». 1927; «Когда зацветут акации», 1928 и др.), признавала и возвышала ценность каждой отдельной судьбы, которая сливается с народной, но не теряется, не растворяется в ней бесследно. Из-под пера художника вышел ряд лиро-эпических поэм: «Оксана» (1922), «Оно». «Шахтер», «Селькор», «Хлоня». К этим произведениям, можно считать, принадлежала и поэма «Махно» (около 1924), текст которой не сохранился. Одним из первых проявлений интереса молодой литературы к родной старине стал стихотворный роман В. Сосюры «Тарас Трясило» (1926). С 1925 года В. Сосюра полностью отдается литературной работе, оставив агитпропаганду, а потом и Харьковский университет. На протяжении десятилетия (1922-1932) он был членом многих литературных организаций (Пролеткульта, «Плуг», «Закалка». ВАПЛИТЕ и др.), постоянно принимал участие в литературных дискуссиях.
В 1927 – 1929 годах написал ряд поэм. Непредубежденная критика усматривает в В. Сосюре ведущего мастера лирического жанра, но «провладные» критики все строже осуждают творчество поэта, ввергая его в состояние глубокого творческого кризиса. Настроения отчаяния обозначились и на сборнике «Сердце» (1931) и, в частности, на одноименном стихотворении. За «националистические уклоны» в 1934 году поэта исключают из партии и из Союза писателей. В эти кризисные годы В. Сосюра почти не пишет, занимается поэтическими переводами. В 1936 году Сосюру все-таки снова принимают в Союз советских писателей. В потоке новых сил он возвращается к работе. В следующие годы появляются сборники «Новые поэзии» (1937), «Люблю» (1939).
В 1940 году В. Сосюра завершает свое наибольшее лиро-эпическое полотно – роман в стихах «Красногвардеец», который вобрал все то, что представляет автобиографическую основу его творчества 20 – 30-х годов: воспоминания о детстве, предреволюционная Донетчина, гражданская война, борьба и любовь в каком-то своем магическом объединении. Последние предвоенные книги «Журавли прилетели», «Сквозь ветра и годы», (1940) преисполнены мотивами любви к женщине («Марии»), природы («Я цветок не могу сорвать»), к Отчизне. Две любви поэта – к женщине и Отчизне были единственным источником его поэтического вдохновения. Любовную лирику Сосюры зачастую именуют «Книгой Марии». Магическая сила имени только олицетворяла магическую силу женщины в жизни и творчестве поэта. Женственность для него – квинтэссенция красоты. Лирическая героиня любовной лирики Сосюры сохраняет определенный «набор» доминантных черт, внешних и внутренних. Это непременно длиннокосая красавица с голубыми глазами, хранительница «тихой», жертвенной любви.
В 1941 году поэт был эвакуирован, в 1942 году работал в Украинском радиокомитете в Москве, в 1943 году входил в редакцию фронтовой газеты «За честь Родины». Лирику Сосюры в годы Отечественной войны (сборники «В час гнева», «Под гул кровавый», многочисленные публикации в периодике) пронимают два мотива. Это вера в победу и вместе с тем не ретушированное изображение человеческой беды. Вторая книга поэзии Сосюры – книга Украины. Множество произведений поэт посвящает патриотичной теме: на протяжении целой жизни он всегда исповедуется в любви и клянется в верности родной земле.
Причем образ Отчизны постепенно разрастается – от маленькой Третьей Роты через степное раздолье Донетчины ко всему украинскому миру с непременными «ясными звездами» и «тихими водами». Именно за неугасаемую любовь к Украине неповторимому Володьке судилось испытать больше всего неприятностей, но никакие предписания или даже приговоры не заставили его отречься от наиболее дорогого. В 1960 году Сосюра завершает поэму «Расстрелянное бессмертие», начатую в довоенное время и опубликованную только в 1988 году в журнале «Отчизна» (№ 1). Есть основания считать, что начальная часть этого произведения посвящена жертвам сталинского террора и является восставшим из памяти фрагментом утраченной поэмы «Махно».