Гюстав Флобер - французский писатель одни из величайших Западных романистов. Наиболее известный своим первым опубликованным романом «Госпожа Бовари» (1857), а так же преданностью своим технике и стилю, представленных в бесконечном поиске и подборе слов.
Ранние годы и образование
Флобер родился 12 декабря в 1821 году в Руане, в Северо-Нормандском регионе Франции. Он был вторым сыном в семье Флобера (1784 - 1846), своего отца хирурга, и матери Анны Жюстины Каролины Флобер (1793 - 1872). Флобер начал писать в раннем возрасте, ранее восьми лет, как известно из некоторых источников. Учился Флобер в своем родном городе и не покидал его до 1840 года, когда уехал учиться на юриста в Париж.
Будучи безразличным к учебе, Флобер находил Париж пренепреятнейшим городом.Он завел несколько знакомств, включая Виктора Гюго. К концу 1840 года Флобер путешествовал по Пиренеям и Корсике. В 1846 году, после вспышки эпилепсии, он уехал из Парижа и бросил учебу.
Личная жизнь
После того, как Флобер уехал из Парижа, он вернулся в Круассе (городок который примыкает к Руану) и жил со своей матерью. Флобер до конца своих дней прожил в отчем доме на берегу Сенны (который стал его домом) до конца своих дней. Флобер никогда не был женат. С 1846 по 1854 год у него были отношения с поэтессой Луизой Колетт (его письма к ее величеству). Как говорит биограф Флобера, Эмиль Фаго, его отношения с Луизой были единственными серьезными отношениями. Флобре иногда он посещал проституток. Постепенно утрачивая интерес друг к другу, Гюстав и Луиза расстались.
Вместе со своим другом Максимом де Камп Флобер путешествовал по Бретани в 1846 году, Греции и Египту - в 1849 году. Начиная с 1850 года Флобер жил в Круассете, делая редкие визиты в Париж и Англию, где у него были любовницы. Он посетил Карфаген в 1858 году в поиске прототипов и примеров для своего романа «Саламбо».
Флобер был неутомимым работником и часто, в письмах друзьям, жаловался на напряженный график. Он был близок со своей племянницей, Каролиной Коммонвиль, дружил и вел переписку с Жержем Сандом. Изредка он посещал парижских знакомых, включая Эмиля Золя, Ивана Тургенева, Эдмонда и Джулию Гонкот.
1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году, а в 1872 году умерла его мать. После смерти матери у Флобера наступили финансовые трудности.
Флобер болел венерическими заболеваниями большую часть своей жизни. Его здоровье ухудшилось, и он умер в Круассете от инсульта в 1880 году в возрасте 58 лет. Флобера похоронили на семейном участке, на кладбище в Руане. В 1890 году в Руанском музее был воздвигнут памятник Флоберу.
Карьера писателя
В сентябре 1849 года Флобер закончил первую версию романа «Искушение Святого Антония». Он читал роман вслух Луи Боле и Максиму де Камп в течение четырех дней, не разрешая им останавливать себя и высказывать какое-нибудь мнение. В конце прочтения его друзья сказали ему бросить рукопись в огонь, предлагая, сосредоточится на повседневной жизни, а не на фантастических объектах.
В 1850 году, после возвращения из Египта, Флобер начал работу над романом «Госпожа Бовари». Роман, написание которого заняло пять лет, был напечатан в «Ruve de Paris» («Парижском журнале») в 1856 году. Правительство начало дело против издателя и против автора по обвинению в безнравственности, но обоих оправдали. Роман «Госпожа Бовари», появившийся в книжной форме, был встречен очень тепло.
В 1858 году Флобер едет в Карфаген собирать материал для следующего романа «Сламбо». Роман был закончен в 1862 году, после годовой работы.
Основанная на событиях детства, следующая работа Флобера «Воспитание чувств», заняла семь лет усиленной работы. «Воспитание чувств», последний законченный роман, был опубликован в 1869 году.
Флобер написал весьма неудачную драму, «Кандидат»,а так же опубликовал переработанную версию «Искушение Святого Антония», часть которого была опубликована в 1857 году. Он уделил большую часть своего времени новому проекту, «Две мокриц», который позднее стал называться «Бювар и Пекюше», и оторвался от него, только для написания «Трех повестей» в 1877 году. Эта книга включала три рассказа: «Простая душа», «Легенда о Святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада». После публикации этих рассказов , он посвятил остаток своей жизни незаконченной работе «Бювар и Пекюше», которая была опубликована посмертно в 1881 году. Это была грандиозная сатира на человеческую тщетность и вездесущую посредственность. Флобер верил в то, что эта работа станет шедевром, хотя посмертная версия получила прохладные обзоры. Флобер любил пистать письма, которые собраны в разных публикациях.
Работа и наследие
Особые композиционные способы, применяемые Флобером, интересны и оригинальны. Он работал в угрюмом одиночестве, иногда тратя неделю для завершения одной страницы, и то, что он сочинил, никогда не удовлетворяло его, яростно мучая свой мозг, для лучшего подбора фраз и подходящих прилагательных. Его беспрерывный труд был вознагражден. Из его личной переписки видно, что Флобер был не из тех, для кого правильный язык был естественнен; он с потом, капающим с бровей извлекал свои идельные фрзы, все время совершенствуя их. Много критиков считают работы Флобера иконами стиля.
То, что Флобер был одним из величайших писателей, когда-либо живших во Франции, подтверждается полностью и сейчас, и его величие преимущественно зависит от экстраординарной энергии и точности его стиля. Менее чем любой другой писатель, не только из Франции, а из современной Европы, Флобер привносит допуск к неточности, обобщению, неясности неподходящему выражению, которое является отравой для обычного писательства.
Он никогда не потакал и не шел на поводу, бросая свои фразы, которые наиболее выражают его понимание. Как писатель, Флобер частично относился к романистам, реалистам и стилистам. Следовательно, члены различных школ, особенно реалисты и формалисты, проследили свою принадлежность к его работам. Точность, с которой он приспосабливает свои выражения к своей цели, может быть замечена во всех частях его работы, особенно в портретах, которых - бесчисленное множество в его основных романах. Степень известности, на которую претендует имя Флобера, очень велика, начиная с его смерти, представляет интересную главу истории литературы сам по себе. Также, Флобер ассоциируется с распространением и популяризацией цвета «Тосканский кипарис», который, часто упоминается в романе «Госпожа Бовари».
Публикация «Госпожи Бовари» в 1857 году повлекла за собой множество скандалов, и не только с правительством; cначала этот роман не был понят, так как нес в себе нечто новое: чересчур правдоподобное описание жизни. Постепенно, этот аспект его гения был принят, и начал вытеснять всех других. Перед своей смертью Флобер был оценен как наиболее влиятельный французский реалист. Кроме этого , Флобер сильно повлиял на развитие Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкота, Альфонса Даудета, и Золя. Даже после того, как он немного отклонился от реализма, не утратил престижа в литературном сообществе; он продолжал иметь влияние на других писателей из-за глубины своих эстетических принципов, преданности стилю и неутомиму следованию идеально выражаться.
Он, как говорят, превратил цинизм в художественную форму, что подтверждается наблюдением с 1846 года:
«Быть тупым, эгоистичным и иметь хорошее здоровье - три основополагающих фактора счастья; хотя если тупость - недостаток, то другое - бесполезно.»
Полное собрание сочинений (8 томов, 1885) было напечатано по оригинальным рукописям, и включало, помимо работ уже упомянутых, произведения «Кандидат» и «Замок сердца». Другое издание (10 томов) было представлено в 1873-1885 годах. Переписка Флобер с Жоржем Сандом была опубликована в 1884 году со вступлением, написанным Мопассаном.
Флобер был описан и восхвален всеми литературными личностями 20 столетия, включая флософов и социологов, таких как Перри Брауди и Джен Пауль Сартре, чей, частично психоаналитический, портрет Флобера «Семейный идиот» был опубликован в 1971 году. Жорж Пере назвал «Воспитание чувств» его любимейшим романом. Перуанский романист, Марио Варгас Льоса более всех восхищался Флобером. «Бесконечная оргия» посвящена исключительно творчеству Флобера.
Умер 8 мая 1880 года.
↑ свернуть