Будущий создатель самых дорогих в истории автомобилей, Этторе Арко Исидоро Бугатти родился 15 сентября 1881 года в Кастелла-делла-Сфорцо в Милане (Италия), в семье потомственных мастеров изящного искусства. Его дед, Джованни Луиджи Бугатти (Giovanni Luigi Bugatti), был архитектором и скульптором. Отец, Карло Бугатти (Carlo Bugatti, 1856–1940), славился как художник и ювелир, а также автор изысканной резной мебели. Этторе и его младший брат Рембрандт (Rembrandt Bugatti, 1884–1916), собирались пойти по стопам предков и, как их дед, занялись скульптурой. Кроме того, будущий великий конструктор попробовал себя в живописи. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его характер — автомобили Бугатти представляли собою настоящие шедевры технического и дизайнерского искусства.
В то время, как младший брат упорно постигал мастерство ваятеля, Этторе все чаще заглядывался на улицу, где по брусчатке тарахтели первые безлошадные экипажи. И вот, всего в 16 лет, он подался на работу в автомобильную фирму «Prinetti», где занялся созданием автомобилей, предназначенных для состязаний — будущих спортивных и гоночных каров. Заметим, — без всякого технического образования, которое он так никогда и не получил. Похоже, что Бугатти был одним из инженеров, как говорят, от Бога.
Уже через год появилось первое творение Этторе Бугатти, представлявшее собой трехколесный моторный экипаж, на который он установил сразу четыре одноцилиндровых двигателя. Он лично решил принять участие в пробеге Париж-Бордо, однако, увы, во время заезда под колеса попала несчастная зазевавшаяся собака, что закончилось небольшой аварией, и автомобиль сошел с дистанции. Однако Этторе проявил большую настойчивость: машина была отремонтирована, и на следующих трех соревнованиях юный конструктор-гонщик стал победителем.
В 1901 году при помощи отца, который, наконец, благословил выбор сына, Этторе открыл собственную мастерскую, в которой построил свой второй автомобиль, оснащенный 4-цилиндровым двигателем, развивавший 65 км/ч. Машина получила золотую медаль на Миланской международной выставке, и фирма «De Dietrich» купила у Бугатти права на ее выпуск. А затем и его самого пригласила к себе на работу.
В течение девяти лет Бугатти работал конструктором сначала на «De Dietrich», а затем на «Mathis» и «Deutz». Последней его моделью для «Deutz» стала эпохальная «Type 10», из-за своей несколько необычной формы кузова прозванной «ванной». Именно на ее основе Этторе Бугатти начал создавать автомобили в собственной компании, которую открыл в 1909 году в городке Мольсхайм (Эльзас).
Гонки и трагедии
По прежнему увлекаясь автомобильными состязаниями, Бугатти посвятил себя созданию именно гоночных машин. В 1910 году он выводит из цеха модель «Bugatti Type 13», которая заложила сразу несколько отличительных черт всех будущих автомобилей «Bugatti»: отличная управляемость, устойчивость на дороге и знаменитый радиатор в форме подковы. Машина развивала 100 км/час — неплохо для того времени, но именно маневренность позволяла ей всегда побеждать на гонках, обходя соперников на крутых виражах. Модельный ряд дополняли «Type 15» и «Type 17» — увеличенной до 2400 и 2550 мм колесной базой. С 1910 по 1920 год всего было выпущено более 400 таких автомобилей, на которых были одержаны сотни побед.
Кроме них, были произведены около дюжины более мощных «Type 16» и «Type 18», которые имели кузова от «Type 15», но двигатель с объемом пять литров и мощностью 100 л.с.
Первая мировая заставила Этторе Бугатти временно прекратить производство — в Европе было не до спортивных состязаний, к тому же спорный Эльзас тогда принадлежал Германии. Странно, но по каким-то соображениям Бугатти продал лицензию на производство своих авто французской «Peugeot» — то есть, по сути, противнику. А сам, закопав в землю три своих лучших авто, уехал в родную Италию, которая в 1915 году вступила в войну на стороне Антанты. Когда же война закончилась, он вернулся в Мольсхайм, который стал уже французской территорией, и «Bugatti», соответственно, стала французской компанией.
Ее работа возобновилась в 1921 году — спрятанные перед войной машины были отрыты, и Этторе Бугатти продолжил свой творческий поиск. Сначала он создает две модели с восьмицилиндровыми двигателями — «Bugatti-28» и «Bugatti-30», которые были модернизацией его довоенных наработок. А уже в 1923 году выходит «Bugatti-32», прозванная за свою форму «Танк».
В 1924 году появляется, пожалуй, самая известная гоночная машина мастера — изящный «Bugatti-35», который тут же занял первые четыре места на втором этапе Европейского Гран При в Лионе. Восьмицилиндровый двигатель в 1991 см3 мощностью 95 л.с. в паре с отличной маневренностью не давал противникам ни единого шанса.
Модель имела немало оригинальных особенностей: литые колеса из алюминиевого сплава, трубчатая передняя ось, через тело которой проходили рессоры. Она стала невероятно популярна — и в течение пяти лет компания Бугатти выпускает модернизированные «35A», «35B», «35C» и «35T» (всего 336 машин), которые принимали участие во всех главных автомобильных соревнованиях, завоевав 1800 побед!
Марка «Bugatti» была у всех на слуху. Известный автомобиль начала покупать «богема» — миллионеры, аристократы, артисты и писатели. Не для участия в гонках, разумеется — это была первая мода на «гражданские» спортивные автомобили, на которых их владельцы лихо гоняли по первым скоростным шоссе. Чтобы превратить гоночный автомобиль в спортивный, его кузов модернизировали — добавляли крылья и подножки, складную или стационарную крышу, фары. Для некоторых это увлечение заканчивалось трагедией — именно в «Bugatti» погибла Айседора Дункан (Isadora Duncan, 1878–1927), чей длинный красный шарф, развеваясь, зацепился за колесо.
Гонки шли не только на трассах, но и в конструкторских бюро. Лучшие инженерные умы Европы бились над достижением максимальной мощи и скорости. Этторе Бугатти старался не отставать. В 1929 году он выпустил «Bugatti-45» с 16-цилиндровым двигателем мощностью 271 л.с, а в 1931 году — меньшую модель «Bugatti-51» с восьмицилиндровом мотором объемом 2261 см3 и мощностью 140 л.с., а также стремительный «Bugatti-54» (4972 см3, 300 л.с.), который установил рекорд скорости того года — более 210 км/ч.
В 1934 году выходит роковой «Bugatti-57» — шикарный спортивный автомобиль, мечта миллионеров и «лошадка» лучших гонщиков, на счету которого несколько десятков побед и рекорд скорости для своего класса — 218 км/ч. А спустя пять лет, при испытаниях его модификации, «Bugatti-57s45», трагически погибает сын конструктора, Жан Бугатти (Jean Bugatti, 1909-1939), который должен был стать преемником отца на посту главы и главного конструктора фирмы. Стараясь избежать столкновения с пьяным велосипедистом, он вылетел с дороги и перевернулся.
Трагедия ввела Этторе Бугатти в депрессию. Постепенно он начал сдавать — и его детища уже уступали более мощным и быстрым конкурентам. Его последний гоночный автомобиль «Bugatti-50b» с двигателем объемом 4739 куб.см. и мощностью 470 л.с. (впоследствии он устанавливался на самолеты) уже не смог победить лучший гоночный кар Третьего Рейха, «Auto Union D-Type» (485 л.с., 300 км/ч.). Правда, поражение это не было позорным: Бугатти создавал свои автомобили своими силами, в то время как над немецкими, по приказу Гитлера, работали коллективы лучших конструкторов Германии.
Автомобили королей
Однако Этторе Бугатти остался непревзойденным на другом поприще — создании эксклюзивных спортивных лимузинов для особо важных и богатых персон. Пожалуй, только так можно назвать его творение, известное как «Bugatti Royale Type 41».
Еще в 1913 году он задумался о создании автомобиля, в который он мечтал заложить такие характеристики: «Я хотел бы, чтобы моя машина была больше «Hispano-Suiza» и «Rolls-Royce», но имела меньшую массу. Чтобы она могла развивать 150 км/ч, но при этом была бесшумной. Чтобы гарантия составляла пять лет и чтобы каждый узел машины был выше всякой критики».
Воплотить мечту в реальность удалось спустя тринадцать лет — а помогал ему в этом сын Жан. Огромный автомобиль длинной более шести метров, может быть, и весил меньше «Rolls-Royce», однако только один его двигатель тянул на 350 кг (из них 100 — коленвал). Что и не удивительно: объем восьмицилиндрового «монстра» первоначально достигал 14,7 л! Потом его пришлось сократить до 12,76 л — но и при этом он поглощал до 50 л бензина на каждые 100 км. Что заставило установить на автомобиле 191-литровый бензобак, а также 23-литровую систему смазки и 68-литровую систему охлаждения.
Но зато двигатель выдавал до 300 л.с., позволяя автомобилю легко оставлять позади все тогдашние лимузины и действительно претендовать на звание спортивного авто, даже несмотря на свои размеры. Всего было создано шесть «Bugatti Royale Type 41» — каждый со своим эксклюзивным кузовом, который индивидуально заказывали у самых известных производителей. По задумке Бугатти, его клиентами должны были стать королевские особы (отсюда и название автомобиля) и самые богатые люди мира. Однако, увы, удалось продать лишь три их них — слишком уж дорого они стоили. Если за «Rolls-Royce» просили 3000 фунтов, то «Bugatti Royale» выставили в салон с ценником в 6500. А тут как раз грянул Великий Кризис, разоривший миллионы людей и заставивший экономить даже самых богатых. Увы, Этторе Бугатти, который постоянно подчеркивал, что для него не бывает «слишком дорого», не учел превратностей мировой экономики.
В итоге три из шести лимузинов остались в семье Бугатти. Один он использовал как свой личный автомобиль, второй отдал дочери, третий был «общесемейным». Каким-то чудом пережив войну, «Bugatti Royale» начали пользоваться большим спросом во второй половине ХХ века — как редкие коллекционные машины, и вошли в десятку самых дорогих когда-либо проданных автомобилей. Так, «Bugatti Royal Berline de Voyager» выпуска 1931 года, который в свое время сам Этторе Бугатти называл «сливками со сливок», в 1986 году был оценен в 6 500 000 долларов. «Bugatti Royale Kellner Coupe» был продан на аукционе «Christie's» за 8,7 миллионов. На этом же известном аукционе в 1987 году был установлен безусловный рекорд: «Bugatti Type 41 Royale Sports», еще одна машина для «Божьих помазанников», ушел за 10 700 000 долларов! Однако в этом году «Christie's» может побить собственный рекорд: к продаже готовится давний злейший соперник Бугатти — немецкий гоночный «Auto Union D-Type», цена которого может достигнуть 15 миллионов.
Художник, инженер, чудак
Неординарными были не только автомобили Этторе Бугатти — он и сам был уникальным человеком. Помимо работы, он не прекращал заниматься и искусством: писал картины, собирал коллекции других художников, а также скульптуры брата Роланда. В качестве жилища облюбовал два замка — один возле своей фабрики в Мольсхайме, второй под Парижем. Помимо богатых винных погребов, в замках были конюшни со скаковыми лошадьми, к которым конструктор гоночных автомобилей питал слабость, а также целый питомник фокстерьеров.
Творческие люди часто бывают со своими странностями — у Этторе Бугатти их было предостаточно. На своей фабрике он требовал идеальной чистоты, сравнимой разве что со стерильностью в современных лабораториях. Он не терпел никаких возражений и замечаний. Когда ему однажды заявили, что механический тормоз безнадежно устарел и пора бы устанавливать на автомобили более мощный и надежный гидравлический, Бугатти сердито изрек свою знаменитую фразу: «Я делаю автомобили для того, чтобы они двигались — а не для того, чтобы они останавливались!»
А когда один из покупателей пожаловался ему, что двигатель плохо заводится на морозе, Бугатти назидательно высказал ему, что тот должен иметь деньги не только на покупку дорогой машины, но и на постройку отапливаемого гаража. Заметим, покупатели у него были как минимум из числа богачей и звезд. Но приезжали к Бугатти за покупками и венценосные особы: короли Бельгии, Швеции, Румынии.
Изготовив свой первый «Bugatti Royale», он принципиально не установил в него спидометр, считая, что королям не нужно волноваться о таких пустяках. Впрочем, он никогда не боготворил монархов. Однажды он отказался продать автомобиль королю Болгарии, поскольку тот, по мнению Бугатти, не умел вести себя за столом.
Помимо автомобилей, Бугатти прославился и как создатель первого в мире детского электромобиля «Baby Bugatti». Собственно, он сделал его для своего младшего сына Роланда, однако на игрушку запали дети состоятельных соседей, а затем и отпрыски других европейских богачей. Пришлось поставить ее на поток, и с 1927 по 1930 годы выпустить пять сотен этих автомобильчиков, которые развивали до 17 км/ч. Кроме того, Бугатти создал велосипед собственной конструкции, на котором ежедневно объезжал свою фабрику, а также построил… рыболовный траулер.
Другие времена, старые традиции
Великий конструктор умер в 1947 году, спустя две недели после того, как продемонстрировал на Парижском автошоу свою последнюю модель, «Bugatti-73». К сожалению, в разоренной войной Европе было не до дорогих машин, а смерть Этторе Бугатти внесла в ряды сотрудников растерянность и уныние, и звезда «Bugatti» начала закатываться. На разработку и выпуск новых моделей уже не хватало средств. В 1959 Роланд Бугатти, принявший бразды правления, попытался возродить дело отца, выпустив прототип модели «Bugatti 451 V12» — одну из самых мощных спортивных машин того времени. Однако доработать ее уже не смогли, и в июле 1963 года «Bugatti» была продана фирме «Hispano-Suiza», которая немедленно растоптала своего давнего конкурента, распорядившись прекратить все работы по созданию новых моделей и заняться производством авиационного оборудования.
Возродить «Bugatti» попытался итальянский предприниматель Романо Артиолли, который в 80-х годах купил права на марку и построил в Модене новый завод, на котором начал производство суперкаров «Bugatti EB110» (560 л.с., 320 км/ч.). Однако после выпуска нескольких десятков автомобилей Артиолли разорился, и права на марку были выкуплены концерном «Volkswagen», сделавшем таким образом удачный ход на рынке дорогих малосерийных спорткаров.
В 2000 году был представлен новый концепт-кар «Bugatti EB 16.4 Veyron», чей чудовищный 16-цилиндровый двигатель развивает мощность в 1001 л.с.! Пусть от творений великого Этторе Бугатти в нем было только название (и то купленное), однако традиции марки были соблюдены полностью: титаническая мощь под капотом, удобство и роскошь в салоне, и главное, автомобиль предназначен для тех, кто не знает выражение «слишком дорого».
На испытаниях спорткар разогнался до 407 км/ч. — думается, что он может и больше, но гонять с такими скоростями опасно даже на европейских дорогах, поэтому на него установили ограничение скорости до 350 км/час. Кстати, одной из самых сложных ступеней в его создании были тормоза, которые могли бы быстро остановить этот истребитель на колесах. На сегодняшний день это один из самых мощных и быстрых спорткаров, который уступает, пожалуй, только американскому «SSC Ultimate Aero» (1046 л.с., 440 км/ч.) — в мощности, однако не в комфортности и цене. Если стоимость «Bugatti EB 16.4 Veyron» сейчас составляет 1 192 000 долларов, а скоро поднимется до 1 400 000, то «американца» вы можете купить «всего» за 654 тысячи. Если, конечно, у вас есть деньги!
Выпуск «Bugatti EB 16.4 Veyron« после доработок начался в 2005 году и закончится в 2008-2009, когда исчерпается лимит в 300 экземпляров. Почему? Упадет престиж, который держится не только на технических характеристиках, но и на эксклюзивности. Ведь подобные автомобили, как произведения искусства, нельзя тиражировать бесконечно.
↑ свернуть