БиографияРой Келтон Орбисон родился 23 апреля 1936 года в Верноне, штат Техас. Профессионально его родители - медсестра и работник - казаться не были связаны с музыкой. Зато в свободное от работы период отец любил шалить на гитаре и петь соборно с друзьями. На шестой день рождения единодушно губной гармошки, о которой мечтал Рой, отец подарил ему гитару. Что и предопределило судьбу парня. мужчина резво выучился шалить и вскоре участвовал как со взрослыми в импровизированных домашних концертах. В восемь лет Рой написал свою первую песню, которая называлась "A Vow of Love". путем год он победил в городском конкурсе юных талантов и получил требование ходить в субботнем шоу на местном радио. В конце 1946 года династия Орбисонов переехало в Винк, где помощью порядком лет Рой собрал свою первую группу Wink Westerners. Фронтмену тут едва исполнилось 13 лет. предприятие оказалась на удивление живучей. после три года группу, игравшую чужие кантри-песни, пригласили раз в неделю ходить в эфире местной радиостанции KERB. Со временем согласие расширил свой репертуар, исполняя инструментальные композиции и стандарты биг-бэндов. Рой Орбисон был очень активным и энергичным подростком. Во эра летних каникул он подрабатывал разнорабочим, берясь за настоящий мучительный труд. Параллельно с учебой в школе он успевал шалить в оркестре, что исполнял марши, пел в октете, учился шалить на трубе. А в выпускном классе даже стал менеджером школьной футбольной команды. В 1953 году Wink Westerners начали подрабатывать в городских клубах, а вскоре отправились в первое скромное путь по западному Техасу. Закончив школу, Рой Орбисон переехал в Дентон, где поступил в колледж. разом с двумя сокурсниками он сделал свою первую профессиональную запись, это была сочинение "The Ooby Dooby". Правда, обещанного контракта с Columbia Records юные музыканты так и не дождались. В 1955 году Орбисон поступил в двухгодичный колледж в Одессе (Odessa Junior College). Поначалу он собирался изучать геологию, но предпочел историю и английский. В Одессе со временем собрались и другие участники Wink Westerners. капелька обновив смесь и сменив слово на The Teen Kings, они принялись за старое - выступали в клубах с рок-н-ролльным репертуаром. На местном телевидении у музыкантов появилось свое субботнее шоу, гостями которого становились приезжавшие в место знаменитости. На интервью у Роя Орбисона побывали даже Элвис Пресли и Джонни Кэш. Туземный антрепренер Уэлдон Роджерс (Weldon Rogers), кто токмо что создал принадлежащий рекорд-лейбл Je-Wel, согласился предоставить студийное сезон Рою Орбисону. В сопровождении The Teen Kings Рой записал две композиции - "Ooby Dooby" и кавер-версию песни Clover "Trying to Get to You". Уже после две недели в студийных сессий двойной сингл появился в продаже. доска попала в руки босса Sun Records Сэма Филлипса (Sam Phillips), какой тут же разыскал музыкантов и пригласил их в Мемфис, где они записали три своих композиции. И при первой же возможности отправились в пробное путь по южным штатам, разогревая Джонни Кэша, Карла Перкинса (Carl Perkins), Уоррена Смита (Warren Smith), Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) и других известных артистов. Гастроли не прошли за - сингл "Ooby Dooby" засветился на 59 строке поп-чарта, правда, следующие синглы, изданные лейблом Sun Records, никакого отклика не получили. В декабре 1956 года общество The Teen Kings распалась, а Рой Орбисон решил подналечь на развитие композиторских навыков. Новая голова в биографии музыканта началась в 1958 году, если общество Everly Brothers записала его композицию "Claudette", которую Рой посвятил своей жене Клодетт. Изданная как би-сайд, она поднялась в американский Тор 30, а тем временем песни Орбисона появились в репертуаре Бадди Холли (Buddy Holly), Рика Нельсона (Rick Nelson) и Джерри Ли Льюиса. Это гораздо подняло его репутация как композитора. Исполненные самим артистом треки "Uptown" и преимущественно "Only the Lonely", которые отличались необычной оркестровой и позволяли певцу блистать своим обаятельным баритоном, все более уверенно чувствовали себя в чартах. Сингл "Only the Lonely" впопыхах финишировал на следующий строке американского рейтинга и стал хитом часть один в Великобритании. В это дата художник начал записываться для нового независимого лейбла Monument Records скопом с продюсером Джо Мелсоном (Joe Melson). Орбисону невероятно повезло с рекординговыми боссами. голова лейбла Фред Фостер (Fred Foster) не гнался за быстрым успехом, предоставлял певцу студийное сезон без всякой гарантии будущих прибылей, позволял экспериментировать и не вертеть внимания на требования рынка. В конечном счете он оказался в выигрыше. Рой Орбисон вырос в уникального артиста, исполнявшего один в своем роде репертуар, необыкновенный по структуре, саунду и стилю. Орбисон сам начал приказывать музыкальную моду, создавая свежие, квазисимфонические оркестровки, в которых характерному вокалу и гитаре Роя аккомпанировали волнующие струнные, зловещие ударные и волшебные шум бэк-вокалистов. Хиты следовали один за другим: "Crying", "Candy Man", "Dream Baby", "Working for the Man", "Leah", "In Dreams", "Pretty Paper", "Blue Bayou", "Mean Woman Blues", "It's Over". Это песни, которые пять лет последовательно поднимались как минимум в американский Тор 40 и превратили Роя Орбисона в одну из крупнейших звезд мировой поп-сцены и тор-артиста Соединенных Штатов. В мае 1963 года Орбисон принял речь проехать по Великобритании с концертами на разогреве у Beatles, тутто еще лишь начинавших свою звездную карьеру. Билеты на все концерты были раскуплены за маломальски дней. В инициатор же пир зрители казаться не хотели увольнять певца и 14 раз вызывали его на бис. Джон Леннон признавался позднее, что если сочинял песни для первого альбома Beatles "Please Please Me", он ставил накануне собой цель превосходить Роя Орбисона. Орбисон мог соперничать с Beatles, он же был одним из немногих, кто устоял предварительно волной так называемого британского вторжения. В 1964 году художник выпустил очень изрядный хит в своей творческой биографии - песню "Oh Pretty Woman". Она была написана в соавторстве с новым партнером Биллом Дисом (Bill Dees). Сочинение "Oh Pretty Woman" - это не как глава спорадически взятой биографии, но и одна из самых известных и знаковых песен рок-эпохи. В августе 1964 года сингл был опубликован в Соединенных Штатах, после луна появился в Великобритании и в десятках других стран. Он постоянно становился хитом комната один в каждой стране, где был издан. За считанные месяцы, еще до конца 1964 года, сингл "Oh Pretty Woman" попал в руки семи миллионов меломанов только мира. Студийный счастье музыкант закреплял регулярными и слишком успешными гастролями, которые позволяли ему вживую наказывать всю мощь и красоту своего великолепного голоса. В 1964 году Орбисон провел австралийский тур совокупно с группой Beach Boys, в 65-м делил сцену с Rolling Stones. И обилие раз наведывался в Европу. Если истек срок действия контракта с компанией Monument, Орбисон оказался лакомым кусочком для рекорд-лейблов. голова компании MGM предложил ему миллионный контракт. начало на новом лейбле, сингл "Ride Away", отметился всего на 25 позиции поп-чарта, но он, как показало время, стал самым успешным релизом музыканта в Штатах в ближайшие двадцать лет. К сожалению, миллионный договор отнял у певца творческую свободу. Для лейбла MGM, одного из лидеров рынка, Рой Орбисон оставался только лишь еще одним артистом, на которого распространялись общие правила: желание за количеством в убыток качеству. Музыкант вынужден был пропускать оговоренное численность синглов и альбомов, за что и поплатился уровнем записей, а после и популярностью. В жизни Роя Орбисона начался непроходимо затейливый период. Профессиональные неудачи - это еще полбеды. В 1966 году на него обрушился много более ужасный удар: в автокатастрофе погибла его жена Клодетт, с которой они прожили девять лет. Еще после два года случилась новая трагедия: во век пожара погибли двое из трех детей Орбисона, а его дом сгорел дотла. порядком лет музыкант был не в состоянии заносить музыку, но поддерживал себя в форме, продолжая гастролировать и сниматься в кино, в частности сыграл главную роль в фильме "The Fastest Guitar Alive". Выбраться из кризиса артисту помогла молодая немка Барбара Анн Мари Уилоннен Джейкобс (Barbara Anne Marie Wilhonnen Jacobs), с которой он познакомился в Англии. Барбара переехала в Америку, и в мае 1969 года они поженились. В 1974 году виртуоз перешел на прозелит лейбл Mercury Records. давний популярности ему это не вернуло. Правда, как любил повторять Орбисон, где-нибудь в мире его песни непременно присутствовали в хит-парадах. Например, сингл "Penny Arcade" стал хитом комната один в Австралии, а трек "Too Soon to Know" попал в Тор 3 Великобритании. В 1976 году музыкант вернулся под крыло лейбла Monument в надежде восстановить репутацию хит-мейкера. В Соединенных Штатах реанимировать былую слава ему продолжительно не удавалось. Больше двадцати лет, с конца 60-х до конца 80-х, его альбомы и синглы раскупались настолько вяло, что приблизительно не фигурировали в чартах. Но мир большой, и артисту нашлось где развернуться. толстый концертный график включал продолжительные туры по Дальнему Востоку, Австралии, Азии и Европе. Изнурительная проживание на колесах плюс неумеренное курение не замедлили притворяться на здоровье Орбисона. В январе 1978 года он перенес операцию на открытом сердце. Но уже посредством три недели отыграл инициатор концерт, доказывая всем и себе самому, что он еще поборется. Промеж тем и в Америке наметился проблеск. Не востребованный как исполнитель, Рой Орбисон за оставался довольно популярным композитором и одним из самых любимых авторов. Кавер-версии его песен одна за противоположный становились хитами. Сингл "Blue Bayou", выпущенный Линдой Ронстадт (Linda Ronstadt), разошелся 8-миллионным тиражом. Огромным успехом пользовалась новая разновидность "Oh Pretty Woman", записанная Van Halen. песнь "Crying" стала одним из самых громких хитов в карьере Дона Макклина (Don McClean). С началом 80-х в карьере Орбисона обозначился явный перелом, какой мало-помалу восстановил его репутацию актуального артиста, идущего в ногу со временем. В 1980 году он удостоился своей первой премии Grammy за лучшее действие кантри (трек "That Lovin' You Feelin' Again"), которую разделил с Эммилу Харрис (Emmylou Harris). Красивая песнь "Wild Hearts Run out of Time" прозвучала в известном фильме "Insignificance". В 1986 году вышел лонг-плей "Class of '55", записанный с коллегами по лейблу Sun Record. За диск интервью "Interviews From The Class Of '55 - Recording Sessions" Орбисон опять стал лауреатом Grammy в номинации "Лучший немузыкальный альбом". Не последнюю роль для нового всплеска популярности сыграла сочинение "In Dreams", попавшая в саундтрек к культовому фильму "Blue Velvet". В январе 1987 года имя Роя Орбисона появилось в Зале славы рок-н-ролла. арестант тут же свежий договор с Virgin Records предусматривал издание сборника хитов "In Dreams-Greatest Hits", для которого музыкант подготовил порядком свежих треков, написанных миром с новыми соавторами, в том числе и Джеффом Линном (Jeff Lynne). Между живых альбомов, изданных Орбисоном за его 25-летнюю карьеру, было немало удач, положим "Roy Orbison at the Los Angeles Country Club" или "Live in Birmingham, Alabama". Но ни один из них не мог сравниться с диском "Roy Orbison and Friends - A Black and White Night Live" (1989). книга записывался признаться шикарным составом: Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) и Элвис Костелло (Elvis Costello), Том Уэйтс (Tom Waits) и Бонни Райт (Bonnie Raitt), Ти-Боун Бернетт (T-Bone Burnette) и Джексон Браун (Jackson Browne), да еще и в сопровождении бэк-группы Элвиса Пресли с Джеймсом Бертоном (James Burton) на гитаре. Отдельным синглом вышел представленный на альбоме трек "Crying", дуэт с Ки Ди Лэнгом (k.d. Lang), за кто Орбисону вручили очередную Grammy. Помощь с Джеффом Линном, непременно интересное само по себе, имело еще более важные последствия. Линн параллельно занимался продюсированием Джорджа Харрисона (George Harrison), Тома Петти (Tom Petty) и Роя Орбисона. Так обрисовался количество участников будущего суперпроекта Traveling Wilburys, в кто удалось привлечь также Боба Дилана (Bob Dylan). передовой же книга этой блестящей команды (Линн, Орбисон, Харрисон, Петти и Дилан) поднялся в американский Тор 10. Тем временем Рой Орбисон закончил работу над подборкой нового материала. Релиз был запланирован на январь 1989 года, следом намечались путь по Америке и Европе. В ноябре музыкант выступил как хэдлайнер на бельгийском фестивале Diamond Awards Festival, где исполнил прекрасную новую композицию "You Got It". 6 декабря 1988 года в Нэшвиле, куда певец приехал проведать мать, потом похода по магазинам он почувствовал себя плохо и чрез маломальски часов скончался от сердечного приступа. Ему было только 52 года. Уже чрез луна имя Роя Орбисона вернулось на первые строки чартов. Сингл "You Got It" впопыхах поднялся на 9 позицию Billboard Hot 100. А неофит лонг-плей "Mystery Girl" попал в Тор 5 рейтинга поп-альбомов и стал самым продаваемым диском в карьере Орбисона. В 1992 году общество Virgin выпустила коллекцию неизданных материалов "King of Hearts", a в 1996 году вышел LP "The Very Best of Roy Orbison". Релизы не прошли незамеченными. Огромную работу по популяризации творчества Роя Орбисона проделала и продолжает копать его жена Барбара, которая распоряжается его наследием и занимается подготовкой новых релизов на умышленно созданном лейбле Orbison Records. Она же приняла от Академии звукозаписывающей индустрии специальную награду Lifetime Achievement Award за главный вклад Роя Орбисона в развитие музиндустрии. Роя Орбисона по-прежнему любят, его слушают, в нем нуждаются. точный переиздаваемые компиляции хитов так же точный отмечаются в чартах. Уже путем 15 лет в ухода музыканта из жизни новая "Платиновая коллекция" ("Virgin Platinum Collection"), вышедшая в конце 2004 года, стартовала в чартах США залпом с 16 строки. 29 января 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Роя Орбисона. В церемонии закладки звезды приняла участие вдова певца Барбара Орбисон, коллега рокера по группе «The Traveling Wilburys» Джефф Линн, Дэн Эйкройд, Дэвид Линч, а также певцы Эрик Айзек, Крис Айзек, Джо Уолш и Дуайт Йоакам. |
|