Александр Довженко
Советский кинорежиссёр, украинский писатель и кинодраматург, народный артист РСФСР.
Дата рождения 11.09.1894
Сайты
Деятельность Писатели, поэты, Режиссеры, Сценаристы
Страны Украина
Поделиться
Фильмография

Режиссёр

1951 Прощай, Америка!

1948 Мичурин

продолжить →

Биография

Александр Петрович Довженко — советский кинорежиссер, сценарист, автор рассказов и повестей. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940 г.). Народный артист РСФСР (1950 г.). Лауреат Ленинской премии (1959 г. — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»).

Александр Довженко родился 11 сентября 1894 года, село Сосницы Черниговской области в многодетной крестьянской семье. В 1914 году Саша окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917 гг.). В 1920-1921 годах принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 годах — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище.

В 1923-1926 гдах — художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 года — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы.

В годы революций и Гражданской войны молодой школьный учитель, вдохновленный идеями украинской национальной государственности, сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады, а после жестокого разочарования в ее политике — коммунистов (впоследствии пережитое нашло отражение в фильме «Арсенал», 1929 г.). Коммунистическому идеалу Александр Довженко хранил верность всю жизнь, но интерпретировал его чрезвычайно своеобразно.

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928 г.) режиссер пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х годов. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует.

История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).

С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующем фильме Александра Довженко, «Арсенал» (1928 г.), посвященном революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 года против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль.

раскрыть