Ранние годы
Стивен Спилберг родился 18 декабря 1946 г. в Цинциннати (штат Огайо, США) в семье электрика и профессиональной пианистки. Матери пришлось расстаться с мыслью о карьере ради воспитания четверых детей — Стивена, Энн, Сью и Нэнси. Вскоре семья переезжает в Финикс (штат Аризона) — глухой провинциальный городок, где Стивен пошёл в школу.
Он был единственным евреем в классе, что сделало мальчика довольно замкнутым ребёнком. Стивен часто сидел дома и смотрел телевизор. А когда от отца он получил в подарок портативную 8-миллиметровую кинокамеру, она оказалась настолько удачным подарком, что через некоторое время у Стивена появилось прозвище «человек-кинокамера». Спустя несколько месяцев он пробует снимать короткометражные фильмы с актёрами. Даже пытается делать фильмы ужасов, в которых вместо крови использует вишневый сок.
В 12 лет он — учащийся Колледжа штата Калифорния (California State College) — впервые принял участие в юношеском конкурсе любительских фильмов. В первом в его жизни конкурсе мальчишка побеждает, представив на суд жюри свою 40-минутную картину о войне «Побег в никуда» (1960), в котором снимались его родители и сёстры.
24 марта 1963 года в местном кинотеатре состоялась необычная премьера — двухчасовый фильм «Небесные огни», снятый местными школьниками во главе со Стивеном Спилбергом, рассказывающий историю похищения людей инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Профинансировали картину родители Стивена: в проект было вложено около 600 долларов, бесплатное питание съёмочной группы от матери, помощь в строительстве макетов от отца.
1970-е годы
В Калифорнии, куда переехали Спилберги, Стивен дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Дважды его отвергли с резюме — «слишком бездарен». Тогда он поступает в технический колледж, а на каникулах снимает 20-минутный фильм «Эмблин», который стал его трамплином в большое кино. В 1969 году компания Universal Pictures после просмотра «Эмблин» заключает с молодым режиссером контракт на первый эпизод нового сериала «Ночная галерея» (1969).
А через два года он снимает свой первый полнометражный фильм «Дуэль» (1971). Картина созданная для телевидения, завоевавшая Гран-при на только что созданном фестивале фантастических фильмов «Авориаз», после своего успеха была перенесена на большой экран. Основой для «Дуэли» послужил рассказ Ричарда Мэтисона (Richard Matheson), который в свою очередь был написан, опираясь на реальный случай. В картине в качестве главных действующих лиц «снялись» два автомобиля: миниатюрная легковушка и большой бензовоз, который всё время преследует малышку, стремясь её уничтожить.
Режиссёрским дебютом Спилберга на большом экране стал фильм «Шугерлэндский экспресс» (1974), получивший хорошие отзывы критиков.
Следующий фильм принёс ему мировую известность и признание. В 1975 году Спилберг снимает фильм-катастрофу «Челюсти», принесший её создателям огромную прибыль. Лента стала третьей в прокате по итогам 1970-х годов, собрав 260 млн. долларов. История небольшого американского городка, который терроризирует огромная белая акула-людоед, нашла свое продолжение ещё в трёх фильмах: «Челюсти 2» (1978, режиссёр Джэннот Шварц), «Челюсти 3» (1983, режиссёр Джо Элвис) и «Челюсти: Месть» (1987, режиссёр Джозеф Сарджент).
В 1977-м следующий сюрприз — серьёзный, «интеллигентный» (по точному замечанию Леонарда Молтина) научно-фантастический фильм «Близкие контакты третьей степени» о попытке установления непосредственных контактов с внеземной цивилизацией. Перед созданием картины Спилберг тщательно изучил многие доклады, любые доступные сведения о НЛО, лично встречался с людьми, которые, по их словам, сталкивались с пришельцами.
В 1980 году выходит «специальная редакция» этого фильма. Она на три минуты короче, но с изменениями в финале: земляне всё-таки входят в космический корабль пришельцев, где видят ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания инопланетного существа. Фильм также стал суперхитом и одной из самых кассовых лент того периода.
Фильм «Тысяча девятьсот сорок первый», снятый в 1979 году, провалился в прокате и стал одной из очень редких неудач Спилберга — самого успешного (с коммерческой точки зрения) режиссёра за всю историю Голливуда.
1980-е годы
Четыре года спустя Спилберг картиной «Искатели потерянного ковчега» (1981) начинает свою знаменитую серию об Индиане Джонсе — учителе археологии одного из американских колледжей 1930-х годов и его фантастических путешествиях в отдалённые уголки нашей планеты. Эти три «комикса» ещё более упрочили репутацию режиссёра как создателя зрелищного и кассового кино. Остальные фильмы серии — «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). На съёмках второй части серии об «Инди» (так окрестили американцы Индиану Джонса) режиссёр близко сходится со снимавшейся в фильме Кейт Кейпшоу.
Но лишь 12 октября 1991 года они поженились и молодая актриса ради мужа почти отказалась от своей карьеры. Бывшая супруга Спилберга Эми Ирвинг (также актриса, на которой Спилберг женился в 1985 году) в результате развода в 1989 году потеряла мужа, но приобрела 100 миллионов долларов «отходных». Интересно, что по условиям брачного контракта, Кейт может получить 20 миллионов долларов, если пожелает развестись после пяти лет совместной жизни.
В 1982 году на американских экранах начинает демонстрироваться лента «Инопланетянин», которой было суждено стать одной из лучших фантастических лент за всю историю мирового кинематографа. Сценарий к картине Спилберг вместе с Мелиссой Мэтисон начал писать еще во время съемок первой части трилогии об Индиане Джонсе. Фильм снимался в течение восьми месяцев, а в мае 1982 года состоялся первый просмотр «Инопланетянина», ставший стартом победного шествия этого фильма по киноэкранам мира.
1980-е годы для Спилберга были своего рода площадкой для новых экспериментов и создания картин совсем другого плана. Он также много продюсирует, являясь владельцем созданной им в 1984 году кинокомпании «Эмблин» (Amblin Entertainment), которая в свою очередь помогла выйти к широкому зрителю таким ныне известным режиссерам как Джо Данте, Дж. Лэндис, Тоб Хупер, Роберт Земекис, Дж. Миллер. При участии Спилберга было выпущено более 100 картин — это «Назад в будущее» (1985), и «Кто подставил кролика Роджера» (1988), снятые Робертом Земекисом, а также «Гремлины» (1984), «Cмерч» (1996), «Люди в чёрном» (1997), «Столкновение с бездной» (1998), «Маска Зорро» (1998) и многие другие.
Сам же Спилберг начинает снимать фильмы лишённые внешней развлекательности, авантюрности, без использования современных компьютерных трюков. Это такие картины как «Цвет лиловый» (1985, по роману Алисы Уолкер), «Империя Солнца» (1987, по автобиографическому роману Джеймса Балларда), «Всегда» (1989). Интересно, что фильм «Цвет лиловый» отмечен в Книге рекордов Гиннеса как картина, имевшая наибольшее число номинаций и ни одной премии «Оскар» (вместе с картиной «Решающий момент», США, 1977). Обе ленты выдвигались по 11 номинациям, но премии так и не получили. Помимо этого, картина Спилберга «Империя Солнца» чуть ли не впервые принесла убыток (лишь 10 млн. долларов в США при бюджете свыше трёх десятков миллионов).
1990-е годы
Возврат к зрелищному кино произошёл в римейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953) — картине под названием «Капитан Крюк» (1991) о злобном одноруком пирате Крюке. С этого фильма начался новый взлёт популярности Стивена Спилберга, который был закреплён историей о парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду.
Вышедший летом 1993 года фильм «Парк юрского периода» становится ещё одной сенсацией. Одни лишь кассовые сборы по всему миру принесли около миллиарда долларов, а поступления от продажи видеокассет принесли ещё половину этой суммы.
Сиквел «Затерянный мир: парк юрского периода» (1997) продолжающий историю парка динозавров собрал «лишь» 230 миллионов долларов. В третьей части — «Парк юрского периода 3» (2001, режиссёр Джо Джонстон) — Стивен Спилберг выступает лишь как продюсер.
Но уже следующий фильм «Список Шиндлера», снятый по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», становится обладателем 7 премий «Оскар». Наконец-то Спилберг получает заветную статуэтку и притом две сразу — за фильм и режиссуру. К этой картине режиссёр шел с 1983 года, всё никак не решаясь приступить к съемкам. Он был снят в том же 1993 году в чёрно-белой палитре и рассказывал о горькой судьбе евреев в годы Второй мировой войны.
К началу 1998 года Спилберг стал самим богатым деятелем индустрии развлечений (313 миллионов долларов, а к 2001 году — уже около 2 миллиардов). Его совместная с двумя другими магнатами — бывшим продюсером студии Walt Disney Джефри Катценбергом (Jeffrey Katzenberg) и музыкальным продюсером Дэвидом Геффеном (David Geffen) — киностудия Dreamworks SKG постепенно набрала обороты, выпуская полнометражные мультфильмы («Принц Египта») и «оскароносные» картины («Красота по-американски» (1999), «Ганнибал»). В 1999 году режиссера нарекают лучшим режиссёром ХХ века, а в 2001-м году королева Елизавета производит Спилберга в рыцари «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности».
В 1998 году фильм Спилберга «Спасая рядового Райана» принёс создателям 5 «Оскаров» в номинациях «Лучший режиссёр», «Лучшая работа оператора» и некоторых других. Однако лучшим фильмом стала другая картина — «Влюблённый Шекспир».
2000-е годы
В 2000 году Спилберг начал работу над фантастическим фильмом по рассказу Филипа Дика «Minority Report» («Особое мнение») с Томом Крузом в главной роли, но после смерти Стэнли Кубрика он отложил работу над этим фильмом. Спилберг, друг и ученик знаменитого режиссёра, начал съёмки задуманной Кубриком перед смертью фантастической ленты «Искусственный интеллект». Ради этого фильма Спилберг также отказался и от выгодного во всех отношениях «Гарри Поттера».
Картина «Искусственный интеллект», вышедшая на экраны 29 июня 2001 года, получилась довольно неплохой, но в американском прокате провалилась, и только за счёт мировых премьер удалось собрать более 150 миллионов. Интересно, что только в Японии фильм собрал 78 млн. долларов. История пятилетнего мальчика-андроида, который больше всего на свет хочет стать человеком и заиметь настоящую семью, перекликается с сюжетами таких фантастических лент, как «И. Т. Инопланетянина» того же Спилберга и «Двухсотлетний человек» Криса Коламбуса. Вышедший через год фильм «Особое мнение», не вызвавший в мировом прокате бурю восторга, наоборот, в национальном прокате превысил бюджет картины на три десятка миллионов.
Спилберг делает резкий поворот и снимает фильм, сюжет к которому, по некоторым сведениям, ему предложил Леонардо ди Каприо. 25 декабря 2002 года состоялась премьера нового фильма Спилберга «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. В картине, основанной на реальных событиях начала 60-х годов ХХ века, рассказывается о молодом блестящем аферисте, мошеннике высшей пробы Фрэнке Эбэгнейле, который благодаря своему уму и везению никогда не сидел в тюрьме. И если бы ему на хвост, подобно «рыбе-прилипале», не сел агент ФБР Джо Шайе, этот зарвавшийся юнец стал бы преступником высшей пробы. Интересно, что прототип героя, настоящий Фрэнк Эбэгнейл, написавший когда-то книгу о своей бурной молодости, работал у Спилберга в этой картине консультантом.
В 2004 году Стивен Спилберг выпустил полубиографическую драму под названием «Терминал». Главный герой фильма Виктор Наворски прилетает в Нью-Йорк, но во время полёта в его родной стране Кракожии произошли политические изменения, неугодные США. Виза Виктора аннулируется ещё в полёте. Поэтому он не может пройти паспортный контроль, но и улететь обратно тоже не может — все рейсы в его страну «Кракожию» (вымышленная страна Восточной Европы, хотя Виктор читает брошюру на русском языке) были отменены. Бедному Виктору с весьма скудными познаниями английского ничего не остается, как ночевать в аэропорту. Но главный офицер службы безопасности аэропорта хочет как можно быстрее избавиться от нежелательного постояльца.
В основе сюжета «Терминала» лежит реальная история, приключившаяся в 1988 году с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери (англ. Mehran Karimi Nasseri), который был вынужден прожить 18 лет в парижском аэропорту, поскольку все его документы были украдены. В главной роли снялся актёр Том Хэнкс. В результате фильм хорошо был оценен критиками и зрителями.
В 2005 году, Спилберг экранизировал адаптированный роман Герберта Уэллса «Война миров» (совместного производства Paramount и DreamWorks). Он пригласил Тома Круза и Дакоту Фэннинг на главные роли в фильме. «Война миров» стала второй совместной работой Тома Круза и Стивена Спилберга после фантастического триллера «Особое мнение». Бюджет фильма составил 132 000 000 долларов, а кассовые сборы во всём мире составили 591 750 000 долларов.
В 2005 году Стивен Спилберг выпускает в широкий прокат фильм «Мюнхен». Поставлен по книге канадского журналиста Джорджа Джонаса (англ. Vengeance: The True Story of an Israeli Counter-Terrorist Team) (по той же книге в 1986 году был снят телевизионный фильм «Меч Гедеона»). История о террористическом акте на Мюнхенской Олимпиаде и о последовавшей операции возмездия со стороны израильских спецслужб. Фильм был номинирован как лучшая картина на 78-ю премию «Оскар».
Стивен Спилберг собирался снимать эту картину с прицелом на выпуск в 2003 или 2004 году. Однако после того, как в съёмочном расписании Тома Круза образовалось окно, Стивен предпочел заморозить данный проект и поработать с Томом над «Войной миров».
↑ свернуть