Неоднократно признанная величайшей актрисой мира, Мерил Стрип — обладательница двух «Оскаров», рекордных 15 номинаций и, что еще важнее, счастливого 30-летнего брака и четверых детей.
Мерил Стрип, кажется, идеальная женщина. Актриса, которую ставят первой в списке главных талантов всех времен и народов, мать четверых детей и уже 30 лет жена скульптора Дона Гаммера – она легко сочетает главенство семейных ценностей с гениальной карьерой. Словом, это идеальная ролевая модель, которую современники не стесняются называть «инопланетянкой» и «гением нашего поколения».
Мэри Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года, в детстве брала уроки оперного пения, а в 14 лет не побоялась резко изменить себя, сократив имя до уникального «Мерил», поменяв очки на линзы и перекрасившись в блондинку. «Это было мое превращение: я играла в школьную королеву красоты несколько лет». Впрочем, игры в блондинку не помешали ей позже закончить отделения драмы в двух престижнейших учебных заведениях – Вассаре и Йеле. Во время своего студенчества Мерил бралась за роли огромного диапазона – Стриндберга, Чехова и Шоу, и преподавателям оставалось только признать, что она шокирующее хороша для ученической сцены.
После окончания колледжа Мерил, вдохновленная атмосферой свободных 70-х, отправилась в Европу: путешествовала автостопом и устраивала представления в парках, чтобы заработать на ночлег и еду. «Боже, это ужасно! – вспоминает она сейчас. – Если бы мои дети задумали такое, я бы легла поперек взлетной полосы».
Сразу после возвращения ее ждал переезд в Нью-Йорк, дебют на Бродвее в пьесе Теннесси Уильямса «27 вагонов полных хлопка», номинация на главную театральную премию Tony за эту роль и трагичная любовная история, о которой с 1979 года Мерил никогда не упоминает в интервью. Ее большая любовь – актер Джон Казале (звезда «Крестного отца») – так и не стал ее мужем. Во время съемок ее первого серьезного, а его последнего фильма «Охотник на оленей» Казале умирал от рака, а Мерил играла так, словно своей игрой хотела удержать его жизнь. Она стала его сиделкой, переехала в больницу и не пошла получать свою первую премию Emmy за роль в сериале «Холокост».
После смерти Казале брат актрисы подыскал ей новое жилье – его друг, скульптор Дон Гаммер, уезжал в Европу и рад был помочь убитой горем девушке, сдав ей временно свою студию. Так он помогает ей уже 30 лет, и за первую декаду их замужества Мерил сыграла свои классические роли в «Крамере против Крамера», «Женщине французского лейтенанта», «Выборе Софи», «Силквуд», «Из Африки», «Чертополохе» и «Крике в темноте», практически каждый год номинируясь на «Оскар» и дважды забрав золотую статуэтку с собой.
Именно в этот период к ее игре навсегда прикрепляются эпитеты heart-wrenching, outstanding, shatteringи heartbreaking. «Выбор Софи» до сих пор остается одним из самых страшных фильмов про концлагеря и историю Холокоста, а сама Мерил признается, что душераздирающую кульминационную сцену она прочитала в сценарии только однажды, сняла с первого раза и больше ни разу не пересматривала – насколько кошмарными и жизненными оказались эти кадры.
Серия оскароносных драм закрепила за Мерил статус актрисы, которая может все: имитировать любой акцент – от британского до датского, заговорить ради фильма по-польски и по-немецки, сниматься с разъяренными львами без страховки и дрессировщика и пугающе правдопободно умирать в кадре.
В начале 90-х она пела у Майка Николса в «Открытках с края бездны», снималась в гомерически смешной комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» и профессионально управляла байдаркой в триллереКертиса Хенсона «Дикая река». Но в 1995 году Мерил вернулась к своему классическому амплуа интеллектуальной актрисы, сыграв в драме Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон». Эта снятая практически в четырех стенах драма о внезапной и обреченной страсти фотографа National Geographic и домохозяйки из глубинки стала одной из главных любовных катастроф мирового кинематографа.
В 1998 году Мерил взялась за не менее тяжелую роль в драме «Истинные ценности» — истории об умирающей от рака женщине, ее интеллектуальном муже, поглощенном собой и своей книгой, и их дочери, которая стремится к блестящей журналисткой карьере больше, чем к сохранению семейных связей. Вероятно, вспомнив свой трагический опыт с Казале, а может быть, как всегда гениально вжившись в образ героини, Мерил так сыграла свою роль, что во время просмотра впору рыдать уже с середины фильма.
С началом 2000-х Мерил появилась на экранах сразу в нескольких блестящих проектах – в «Часах», «Адаптации», «Ангелах в Америке». «Часы» — безусловно гениальный плод сотрудничества режиссера Стивена Долдри, автора романа Майкла Каннингема, композитора Филиппа Гласса и, конечно, актерского ансамбля Николь Кидман, Джулианны Мур и Мерил Стрип. Три временных пласта, три истории и три героини объединены общим посылом «It's on this day. This day of all days. Her fate becomes clear to her» иглавнымвыводом«Always the years between us, always the years. Alwaysthelove. Alwaysthehours».
В 2006 Мерил спасла собой кинохит «Дьвол носит Prada», который без ее участия гарантированно превратился бы в парад-алле дизайнерских нарядов, подобранных Патрицией Филд. В том же году Мерил сыграла кантри-певицу в последнем фильме Роберта Олтмана «Компаньоны», а в 2007, ни разу не скатившись в заученность образа, приняла на себя груз социально ответственных, но местами откровенно морализаторских антибушевских «Волков для овец» и «Версии».
2008 – снова год больших премьер Мерил Стрип. С середины лета на всех европейских экранах она танцевала в мюзикле Mamma Mia!и пела The Winner Takes It All так, что зрителей вымывало из зала слезами. А в конце декабря в США и в начале января 2009 в Европе вышел ее новый фильм «Сомнение», получший 5 оскаровских номинаций, одна из которых, конечно, принадлежала Мерил.
Это самая титулованная актриса мира: в ее коллекции 2 «Оскара», 15 номинаций Киноакадемии, 6 «Золотых Глобусов» и бессчетное множество других призов. Но благополучно забывшая свой первый «Оскар» в женском туалете на вечеринке после церемонии, Мерил Стрип всегда подчеркивает, что ее главный жизненный приоритет – это семья, а самые дорогие награды – четверо детей.
«Я никогда не была таким человеком, который говорит: «Я стану актрисой. И будет хорошо, если я встречу кого-нибудь и заведу семью». Я всегда, всегда, с тех пор, как была маленькой девочкой, хотела детей и семью. Мне просто пришлось ждать 30 лет, чтобы найти того, кого я по-настоящему полюбила».
Мерил и ее муж Дон Гаммер воспитали сына и трех дочерей в отдалении от публичных скандалов и вторжения прессы: до 2001 года семья жила в загородном доме в Коннектикуте и решилась на переезд в Нью-Йорк только в сентябре 2001, незадолго до катастрофы 9-11.
Старший сын Генри – музыкант, Мэми стала по-настоящему хорошей актрисой с большими творческими перспективами, средняя дочь Грейс закончила колледж, стажировалась в Италии и недавно сыграла в своем первом бродвейском спектале, младшая Луиза еще учится в школе.
Все общавшиеся с Мерил отмечают ее редкую душевность и внимательность к собеседнику, журналисты любят брать у нее интервью, а проигравшие номинанты утешаются, слушая ее забавные и несколько ироничные благодарственные речи. Она считает своей ролевой моделью мать, умершую 10 лет назад, не мыслит жизни вне семьи («Я не знаю, что бы я делала без мужа. Если бы я не встретила его, я была бы мертва. По меньшей мере — эмоционально»), каждый раз называет мучением несколько съемочных недель, проведенных вдали от дома, и благословляет свой рабочий график за то, что может несколько месяцев подряд проводить вместе с детьми («Каждое решение, которое я принимаю, все, что я приношу в мир, – только ради моих детей»).
Она по-прежнему сама гладит белье и печет по воскресеньям кексы, но главная загадка Мерил Стрип в том, как ей удается в каждом фильме потрясать зрителей своей игрой, со смущенной улыбкой принимать стоячие овации, раз за разом делать на экране невозможное, оставаясь при этом идеальной матерью, любящей женой, потрясающим харизматиком и открытым собеседником с неизменно позитивным взглядом на жизнь. Режиссеры и коллеги признаются, что работа с ней – вершина их биографии, вновь и вновь называя Мерил феноменом своего поколения. Словом, уже 30 с лишним лет мир пытается понять, каково это – просто быть Мерил Стрип.
А она в ответ на эти вопросы в очередной раз пожимает плечами и со смехом рассказывает, что дети вынуждают ее ограничивать репетиции:
«Я начала петь в гардеробной, потому что это единственное место, где мне разрешено практиковаться. Не знаю, есть ли у Пласидо Доминго такие проблемы, но мои дети затыкают уши и вопят: «Мам, замолчи! Мои друзья услышат тебя!»
Точно так же и мы, кажется, можем услышать невоплотимо легкий секрет Мерил Стрип: она просто очень любит все то, что делает.
↑ свернуть