Он начинал с пафосных рекламных роликов, а в итоге стал главным творцом российских блокбастеров, в последние годы методично «захватывающим» и Голливуд.
Будущий режиссер, сценарист и продюсер Тимур Нуруахитович Бекмамбетов родился в городе Гурьев (сейчас Атырау), Казахстан, СССР, 25 июня 1961 года. Его отец, Нуруахит Бекмамбетов занимал руководящий пост в «Гурьевэнерго», мама, Мира Богословская, литератор, в то время — заместитель редактора областной газеты.
После окончания школы в родном городе, Бекмамбетов поступил в Московский Энергетический Институт (МАИ), во время учебы сблизился с кругом творческой интеллигенции тех лет. В 1980 году, перед началом Московской Олимпиады, когда был ужесточен порядок нахождения в столице «неблагонадежных» приезжих граждан, Тимуру пришлось бросить вуз и уехать в Ташкент, где он, под влиянием своих московских друзей-художников, поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н.Островского, на факультет живописи по специальности «художник театра и кино».
Окончив институт, Бекмамбетов успел поработать художником на киностудии «Узбекфильм», в 1986–1987 году в качестве художника-постановщика он принимал участие в создании фильма «Перед большой дорогой на войну», а в 1987-м был призван в армию. Отслужив, в 1989 он вновь поехал в Москву, где занялся съемкой рекламных роликов. На этом поприще он добился значительных успехов. Особенно запомнилась серия из 18 рекламных роликов банка «Империал», снимавшихся Бекмамбетовым с 1992 года и отличавшихся историческими сюжетами, масштабными декорациями и массовками.
В 1994-м Бекмамбетов основал собственную кинокомпанию «Империал-фильм». В этом же году состоялся его дебют в качестве режиссера художественного кино. Совместно с узбекским режиссером Геннадием Каюмовым он снял военную драму «Пешаварский вальс» (1994), получившую немало призов на различных кинофестивалях, в том числе Гран-при МКФ авторского кино в Сан-Ремо, приз за лучшую режиссуру на фестивале в Карловых Варах и приз кинокритиков российского кинофестиваля «Кинотавр». В США картина вышла под названием «Побег из Афганистана».
В 1998 году по приглашению голливудского продюсера Роджера Кормана, Бекмамбетов снимает малобюджетный боевик «Гладиатрикс» (вариация на тему знаменитого «Гладиатора»). Фильм с бюджетом в 200 тыс. долларов (съемки велись в России) вышел в 2001 году под названием «Арена» и не имел успеха.
Точкой взлета в карьере Тимура Бекмамбетова стала работа над «первым российским блокбастером» «Ночной Дозор» (2004). Фантастический триллер о противостоянии светлых и темных магов, поставленный по роману Сергея Лукьяненко (Бекмамбетов адаптировал книгу для кино как соавтор сценария) с крупным для отечественного кино бюджетом в 4,2 млн долларов, стал хитом на территории России и СНГ, собрав в общей сложности 33 млн долларов. Еще более успешным оказалось продолжение — «Дневной дозор» (2006). Уровень спецэффектов в обеих картинах был вполне на голливудском уровне, а присущий режиссеру агрессивный, яркий стиль также оказался оценен за океаном. С 2005 года Бекмамбетов занят в Голливуде, в ряде проектов группы кинокомпаний «Fox».
В России режиссер вновь отметился в 2007 году, сняв сиквел культовой советской комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975), вышедший под названием «Ирония судьбы. Продолжение». Картина появилась на экранах в канун 2008 года и собрала впечатляющую «кассу» в 55 млн долларов.
2008 год ознаменовался выходом Тимура Бекмамбетова на мировой уровень известности. Уже в Голливуде он снимает фантастический боевик «Особо опасен», где главные роли сыграли такие звезды кино как Анджелина Джоли, Морган Фриман и Джеймс МакЭвой. Фильм также стал коммерчески очень успешным.
В 2009 году продюсировал мультфильм «9» и фильм «Чёрная Молния».
↑ свернуть