Личная жизнь
Грейс Келли и князь Ренье: коронованная любовь«Джентльмены предпочитают леди» – эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы – голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам. Свадьба эта, заслужившая титул «свадьбы века», транслировалась в прямом телевизионном эфире. А накладок, как во всякой «прямушке», было предостаточно: крошечный паж чуть не потерял обручальные кольца, устроитель дворцовых торжеств упал в обморок и был срочно увезен в больницу и, наконец, чтобы попасть в собор, многие журналисты переоделись священнослужителями.
Спокойной и величавой выглядела только невеста – но ей было не привыкать – голливудская звезда Грейс Келли отлично владела собой и хорошо знала, в каком ракурсе следует выгодно показать себя на крупных планах. Жених – князь карликового королевства Монако Ренье III – был слегка растерян. Мундир, щедро увешанный наградами, был ему немного тесноват, да и парикмахер излишне постарался – подстриг его слишком коротко, обнажив простодушную лопоухость, довольно милую при личном общении, но совершенно недопустимую в соседстве с царственной новобрачной. «Мне нравится жить понарошку»
Белокурая девочка Грейс, появившаяся в 1929 году на свет в дружной семье олимпийского чемпиона по гребле Джека Келли и учительницы физкультуры, а заодно и модели, Маргарет, становиться княгиней, герцогиней, принцессой и т. п. совершенно не собиралась. У них в Филадельфии считалось приличным много работать и уметь делать своими руками красивые вещи: девочкам, например, вязать, а мальчикам – выпиливать полочки и рамочки.
Маленькая Грейс принимала участие в театральных представлениях, где выглядела лучше своих двух сестер и долговязого брата, твердо усвоивших наставления отца. Хотя малышка не была даже хорошенькой. Вскоре близорукая толстушка была отдана в академию Успения Пресвятой Богородицы, где прилежно стремилась усмирить плоть и воспитать дух. Но с годами ей удавалось все меньше и меньше соблюдать баланс. Тем более что девчонка неожиданно похорошела. Лет в четырнадцать ей стали нравиться мальчики, а она им еще лет в тринадцать. И получалось не совсем правильно, когда, смиренно отстояв службу, длинноногая газель убегала в дальние уголки сада, предаваясь юношеским робким любовным утехам. Выйдя из монастырской школы, Грейс поступила в привилегированную школу для девочек. Изысканные манеры, безупречная осанка, матовая бледность лица и застенчивая улыбка – все это оттуда, из тех двух школ: монастырской и престижной «Стивенс-Скул». Ей уже семнадцать. Она с поразительной легкостью рассталась с девственностью. Но у нее нет постоянного кавалера, и она пока не думает о замужестве. Грейс уезжает в Нью-Йорк и поступает в Королевскую академию, откуда вышли в свое время великолепные Кэтрин Хепберн, Спенсер Трейси и Керк Дуглас. Красота и изящество молодой студентки открывают ей путь на подиум, а подиум открывает путь на экран. Но пока она рекламирует все подряд: шляпки и купальные костюмы, зубную пасту и сумочки. Сумочки…через много лет сумочка принцессы Грейс войдет в историю моды, а сегодня – хорошенькая модель Грейс Келли робко улыбается с журнальных страниц, прижимая к груди чужую маленькую сумочку. «Вулкан под снегом»
Грейс становится любимой ученицей режиссера Дона Ричардсона, а потом и его возлюбленной. Ее первая появление на сцене было в драме Стриндберга «Отец», где она сыграла роль дочери.
Вся труппа очень болела за нее. «Она очень естественна», – отмечает критика. Потом это будет сопровождать ее по жизни: «Она очень естественна». Затем и телевидение предлагает ей сериальные постановки и развлекательные шоу. Именно телевидение приносит ей популярность. Наконец, юную красавицу приглашают в Голливуд. С 1951 по 1955 год Грейс Келли снялась в одиннадцати кинолентах. Она становится любимицей зрителей. Толпы поклонников осаждают ее. Ей приписывают связи чуть ли не со всеми записными донжуанами кинематографа: Гари Купером и Кларком Гейблом, Джеймсом Стюартом и Уильямом Холденом. Шутка новомодная появилась: «Все мужчины мечтают провести ночь с Мэрилин Монро, а жизнь – с Грейс Келли». Было в ней какое-то необъяснимое обещание верности и семейного благополучия. Наконец, она становится музой самого короля саспенса Альфреда Хичкока. Это он – Хичкок, по ее определению, снимал сцены убийств, как любовные сцены, и наоборот. Именно он назвал ее «Вулкан под снегом», именно он открыл ее потаенные страсти в своих страшных кинолентах. Именно ему она будет стремиться подражать во всех своих любительских съемках на протяжении всей своей сказочной жизни. Никто в толпе или в такси по-прежнему не узнавал ее. Она казалась простой хорошенькой девушкой, похожей на знакомую актрису. Она задумывалась о замужестве, но сомневалась – сможет ли оставить актерскую карьеру. На «частичное участие», как выражалась сама, она не соглашалась. В 1955 году Грейс Келли получает высшую награду – «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Деревенская девчонка». Но никто пока не написал сценария специально для нее. Лучший сценарий лучшего фильма ей написала сама жизнь. «Высший свет»
На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной – предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной – монарх принимает у себя голливудскую звезду.
Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера. Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»… На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру – влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией. Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.
Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца. Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними. 5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью. Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически – «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый – неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась. «Свадьба века»
Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.
12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере «Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик. Тридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию. Ровно через неделю в соборе Святого Николая состоялось венчание князя Монако Ренье III и голливудской звезды Грейс Келли. Невеста сжимала в руках букет непорочных белых ландышей. Студия MGM сделала замечательный фильм, как и обещала, а сама церемония транслировала в прямом эфире в девяти европейских странах. «Когда я выходила замуж за князя Ренье, я выходила замуж за человека, а не за то, что он собой представлял, или кем он был. Я его полюбила, не задумываясь обо всем этом», – писала Грейс много лет спустя в своем дневнике. Свадебное путешествие проходило уже без докучливых камер. Ренье даже отпустил шкиперскую бородку, а Грейс вновь почувствовала себя простой, почти деревенской девчонкой. Ровно через девять месяцев у молодоженов родилась дочь Каролина. Она была поразительно похожа на отца. И он – бесстрашный укротитель саблезубых тигров, чуть не расплакался, впервые взяв на руки крошечный конверт со смуглой дочуркой.
А через год и два месяца появился на свет и наследник – Альбер. В Монако был объявлен национальный праздник. «Сложнее всего для меня было снова стать нормальным человеком после стольких лет актерской жизни», – признавалась Грейс. Как нормальный человек она хотела быть верной женой и заботливой матерью, тем более что в 1965-м родилась еще одна дочка – Стефания. Та самая Стефания, которая и окажется рядом со своей матерью в ее последние минуты. А пока – Грейс, взяв в руки кинокамеру, аккуратно и педантично фиксирует моменты их семейной жизни. Не праздничные – самые будничные: зимние горнолыжные и летние яхтенно-плавательные. Домашние – с котятами и щенками, и пленэрные – на траве и в тени деревьев. На сохранившихся многочисленных снимках, сделанных придворными фотографами, – счастливые дети, счастливые родители, очень счастливая семья… «Я не люблю оглядываться назад»
Она действительно предпочитала счастливые воспоминания, а не сожаления о прошедшем. Так они и жили: Ренье управлял страной, а Грейс строила их мирок, не теряя связи с миром.
Они правили вместе 26 лет. Это очень много для постоянного безоблачного счастья. В Монако началась новая жизнь, приподнявшая крошечное княжество до мирового уровня. А семья Ренье обосновалась высоко в гористом поместье, скрытом от надоедливых папарацци. Супруг и здесь опекал своих любимых зверей и приучал маленького сына осваивать современные технические «штучки». А женушку свою он нежно называл «координатором домашних дел». Море привлекало семейство Гримальди. Все семейные каникулы они проводили на яхтах, названных по именам их детей. Они вели себя на яхтах, как простые матросы, все на равных. «По утрам каждый заправляет свою постель. Первый, кто встал, готовит завтрак на всех» – таковы были законы семейного яхтенного распорядка. Были в этом доме и тихие радости. Дети вместе с мамой любили создавать коллажи из цветов. Грейс даже получила прозвище «Королевы цветов». Эта королева доверительно разговаривала со своими бессловесными «подданными», долго не могла расстаться с ними и засушивала цветы между страницами телефонных справочников. Цветы и поэзия – это были две страсти детства Ренье. Она угадала их, она сама отдавалась этим двум страстям всю жизнь. Грейс создавала вокруг себя уют и совершенно не интересовалась политикой. А уж экономика и подавно прекрасно обходилась без нее. Лишь благотворительность изредка требовала пристального внимания и контроля. Монегаски были влюблены в свою княгиню. Она же устраивала домашне-дворцовые чаепития с престарелыми подданными и посещала сиротские дома. А тюрьмы ей и не нужно было посещать – последний заключенный был милостиво выпущен на свободу еще в канун их бракосочетания. Они жили долго, счастливо и ...
Вообще, свою роль княгини Грейс как актриса исполняла лучше многих представительниц самых древних династий.
Личность Грейс привлекала в маленькое княжество все новых и новых поклонников ее таланта, а также просто любопытствующих со всего света. В Монако воцарились роскошные громкие балы. Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье, Гарри Белафонте, Шарль Азнавур – имена этих гостей все чаще слышались в княжеских залах. В честь сорокалетия Грейс в 1969 году был дан один из самых роскошных балов – бал Скорпионов. Почетными гостями были друзья семьи – Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Великолепные наряды гостей, и прежде всего элегантной хозяйки, представляли собой изысканные произведения искусства. Не случайно, даже много лет спустя, эти наряды экспонируются на выставках и неизменно вызывают восхищение. Когда просто регулярные балы уже не вызывали интереса, Грейс выдумывала тематические маскарады. Гости должны были прибывать в заранее объявленных костюмах и разыгрывать импровизированные спектакли. Она все-таки оставалась актрисой – эта маленькая принцесса, как любовно называла ее еще одна наша старая знакомая – «Снежная королева» Грета Гарбо. В этих «домашних» спектаклях часто блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Однажды они в нарядах простых рыбаков были не узнаны ни гостями, ни даже охраной. В итоге их просто-напросто не пустили во дворец, так что пришлось вмешаться самой Грейс, случайно оказавшейся поблизости. Гости чувствовали себя весьма непринужденно здесь, во дворце. Никаких чужаков, никаких папарацци. Все фотографии, которые мы можем увидеть только сейчас, были сделаны самими супругами – Грейс и Ренье. И хранились они в семейных альбомах за семью маленькими изящными замочками. Специальные альбомы сохранили для потомков и поздравления от друзей. Непротокольные, шутливые и интимные. Яркие рисуночки, веселые посвящения – как в каждом доме, как в каждой семье, если бы не подписи всемирно известных знаменитостей: Марка Шагала, Мстислава Ростроповича, Фрэнка Синатры. Особенно трогательная дружба связывала Грейс с Марией Каллас. В пору ее пылкого романа с Аристотелем Онассисом они часто отдыхали вместе с супругами на знаменитой яхте «Кристина». Фотографии сохранили безмятежно счастливое лицо певицы. Прошло несколько лет, и уже на обломках этого романа только Грейс продолжала приятельствовать с Марией, и лишь она одна из всех высокопоставленных особ проводила ее в последний путь. Грейс неоднократно просили вернуться в кино, принять участие в новых фильмах. Она отказывалась, но все-таки озвучила комментарий к фильму о балете «Дети с Театральной улицы», номинированному на «Оскар». Она с увлечением записывает пластинки для детей, Принимает участие в Эдинбургском фестивале. И, наконец, в Ватикане принцесса Грейс читает текст о Рождестве – это было ее последнее появление на публике. «Я не люблю ссор…»
«Я не люблю ссор, я не умею спорить, мне проще избегать раздоров», – любила она повторять, и это было правдой.
Как можно догадаться, князь Ренье не обладал ангельским характером. К тому же с годами он стал ревновать жену к всемирной и всенародной славе, но особенно – к популярности. И еще больше – к любви. Подобная печальная история произошла чуть позже с еще одной принцессой – Дианой. С годами что-то странное происходило в этой семье – он старился, она – нет. Она по-прежнему оставалась молодой и прекрасной, несмотря на подступающие годы. Грейс не хотела заглядывать далеко вперед. «О будущем лучше не говорить – это самый верный способ его испортить», часто, смеясь, говорила она. Дети вырастали и все меньше стали походить на ангелов. Хотя старшие Каролина и Альбер унаследовали лучшие и самые неконфликтные черты обоих родителей. А вот младшая – Стефания подрастала своенравной и необузданной. Она часто влюблялась, причем в самых отъявленных ловеласов. Мать пыталась ее образумить, но все чаще они сталкивались друг с другом – две красивые женщины в совсем некрасивых ссорах и обидах. Солнечным сентябрьским днем 1982 года Грейс вместе с младшей дочерью выехала за ворота замка Рок-Ажель. Почему княгиня сама села за руль, отпустив шофера, можно только догадываться. Должно быть, хотела поговорить со Стефанией без посторонних. Машина неслась по горной дороге с бешеной скоростью и фатально не вписалась в крутой поворот. Секунда – и автомобиль рухнул в пропасть. Стефания осталась жива, она самостоятельно выбралась из машины и безуспешно пыталась вызволить мать. Но, увы, роковая неизбежность – Грейс уже никто не мог помочь. Ее доставили в больницу, но, несмотря на старания лучших врачей, она не приходила в сознание. Через несколько дней Ренье распорядился не продлевать ее мучения, и вся медицинская аппаратура, искусственно поддерживающая тлеющую жизнь, была отключена. Княжество, любимое принцессой, друзья, любимые принцессой, семья, любимая принцессой, – внезапно осиротели. Князь Ренье III скончался в апреле 2005 года в возрасте 81 года. Он правил княжеством 56 лет. А без своей принцессы он прожил в одиночестве целых долгих 23 года. Их совместную жизнь окружали многочисленные слухи, вымыслы и домыслы. Никто так и не узнал всей правды о принцессе и суровом князе. «Волшебные сказки – вымышленные истории. Я – живой человек. Я – существую. Если кто-нибудь расскажет историю моей жизни, как историю реальной женщины, люди, наконец, поймут, кто я на самом деле», – очень надеялась Грейс.
Другие фотообзоры:
|
|