Пако Рабанн - модный провокаторПако Рабанн (Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля 1934 г. в баскской части Испании в городе Сан-Себастьян. Нет ничего удивительного в том, что этот человек стал объектом повышенного внимания: вся его долгая карьера в мире моды и искусства была и остается чередой бесконечных провокаций. Детство его прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизму, матери - видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки, и отца, рано покинувшего мир из-за нежелания расстаться с республиканскими убеждениями. Столь неоднозначное окружение предопределило развитие в юном Пако Рабанне тех качеств, которые пригодились ему в дальнейшей жизни: терпимость, убеждение в том, что у реальности много граней, щедрость, заботу об окружающих и открытость миру. После победы режима Франко в Испании родители пятилетнего Франциско бежали во Францию. Позднее Франциск придумал себе новое имя честь мифического покровителя его рода - ворона, считавшегося мудрейшей птицей на земле. В 1952 г. Пако Рабанн поступил в Национальную школу художественного искусства, на архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он делал модные аксессуары, пуговицы для Дома Баленсиага (не без влияния матери - в Испании она работала главным ассистентом у Кристобаля Баленсиаги). Постепенно он перешел на другие аксессуары - создавал сумочки, украшения и пояса для Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана. И это далеко не полный перечень имен известных дизайнеров, с которыми сотрудничал и дружил молодой Рабанн. В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения. Стало модным "Оптическое" и "Кинетическое" искусство. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы - к неону. Эти революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание собственной коллекции. В 1965 г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne. В феврале 1966 г. Рабанн представил "12 экспериментальных платьев, которые можно делать из современных материалов", т.е. из пластика и металла. Эти конструкции были собраны при помощи пассатижей и паяльной лампы. Необычные произведения Пако Рабанна продемонстрировали на подиуме чернокожие манекенщицы. Первая коллекция принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Рабанн создал бумажные платья - так родилась идея одноразовой одежды. В1968 г. появились вязанный мех и алюминиевое джерси. Для платьев 1988 г. дизайнер использовал лазерные диски. "Днем ее одежда должна определять деловой скоростной образ жизни. Вечером - подчеркивать величие и женственность богини", - говорил в конце 80-х Пако Рабанн. Для достижения вечернего эффекта Пако Рабанн играл со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле отражающие и микрокристаллические материалы. В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабанн бросается в другую авантюру - в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат "Calandre" мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи Рабанн предпочел ноту кипариса. Затем появились "Paco Rabanne Pour Homme" и его вариации в 1973 г., "Metal" (1979 г.), "La Nuit" (1985 г.), "Sport" и его вариации (1986 г.), "Tenere" (1988 г.). В 1993 г. пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) - для мужчины желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от любимого модельера. А в 1990 г. вышла линия pret-a-porter для женщин. В течение многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке, Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане. Награды свидетельствуют о международном признании его искусства: приз "Beauty Products Industry" - за "Calandre" (1969 г.), Оскар "Фонда ароматов" (Fragrance Foundation Recognition Award) - за композицию и упаковку "Paco Rabanne Pour Homme" (1974 г.), "Золотая игла" - за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985г.), "Золотой наперсток" (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании "Орденом Изабеллы Католической", а также стал Кавалером "Ордена почетного легиона" во Франции. В 1992 г. Пако Рабанн удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ королевскому Двору Испании на выставке в Севилье. Страстный ценитель культуры, Пако Рабанн вкладывает силы и средства в открытие культурных центров, в издание журналов. В его костюмах снимались Урсула Анднерсен, Джейн Фонда (костюмы для знаменитой Barbarella были придуманы именно Рабанном), Франсуаза Харди, Брижит Бардо, Одри Хепберн и др. В июле 1999 г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима 1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров. Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с новым ароматом Ultraviolence. Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета, пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого. Космический взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов. Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя, Сиднея и Нью-Йорка - в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах. Заключение коллекции - свадебное платье: под мантильей из золотого кружева невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного цвета, вышитого золотыми тюльпанами. Сравнительно недавно Рабанн открыл для себя новую область. Его первая книга "Траектория", вышедшая в 1991 г., стала бестселлером и разошлась тиражом более 500000 экземпляров. Вскоре появилась вторая - "Конец времен", в которой он призвал человечество к более глубокому проникновению в суть вещей и нравственных ценностей, к заботе о ближних. Обе книги были переведены на пять языков. В 1994 г. Пако Рабанн написал новую книгу "Настоящее время: дорога посвященных" (Le Temps Present: le chemin des grand inities) - личный путеводитель, рассказывающий о том, как стать более светлым и искренним в наш изменчивый век, продолжающий тематику двух первых книг. |
|