БиографияТом Мейн родился 19 января 1944 года в Уотербери, штат Коннектикут. В 1968 году окончил университет Южной Калифорнии. В 1978-м получил степень магистра архитектуры Гарвардского университета. Тогда же, в 70-е, вместе с пятью коллегами Мейн основал учебное заведение - Южно-Калифорнийский институт архитектуры. В 1979 году открыл архитектурное бюро Morphosis (название позаимствовали из биологии, где этот термин означает "рост организма" или "развитие формы"), получившее за свои проекты 54 премии Американского института архитекторов, 25 наград Progressive Architecture и др. Мейн преподает в университетах Колумбии, Гарварда, Йеля, а также в институте Берлаге в Роттердаме (Нидерланды), лондонской архитектурной школе Bartlett и школе искусства и архитектуры UCLA (Лос-Анджелес). Тома Мейна принято называть бунтарем, и архитектура его на первый взгляд - бунтарская, конфликтная: она жесткая, угловатая, многослойная, агрессивная. Но стоит взглянуть повнимательнее, и становится очевидно, что при всей "колючести" и внешней гротескности дома его не только гармоничны и пропорциональны - они удобны. Они не просто заявляют о себе. Они честно выполняют свою функцию, свою "работу" - на самом деле служат школами, офисами и ресторанами. Здания Мейна - сложные, динамичные композиции: объемы, из которых они состоят, балансируют на грани нарушения законов гравитации. Его карьера точно так же сложно и динамично балансирует на грани провокации и рациональности. Он доказывает, что современной архитектуре не нужно делать выбор между жестом и скукой. Есть золотая середина. "Архитектура не должна быть легкой. Архитектор может себе позволить создавать уникальные концепции. Главное, чтобы получилось что-то стоящее", - говорит архитектор. Композиции Мейна смелы, но при этом он умеет вписаться в контекст или сформировать окружающую среду заново. Его проекты фантастичны, но при взгляде на них сразу видно: это можно построить, и реализованное здание не будет казаться компромиссом по сравнению со смелой идеей. "Мы пытаемся отойти от привычных форм, от эвклидовой геометрии, которая большинству людей кажется агрессивной. Правильные геометрические фигуры являются настоящим насилием над формой. Где вы найдете в природе шар, куб или конус в чистом виде? Их нет, это мертвые абстракции. Окружающий мир состоит из сложных форм, которые мы и стремимся передавать в архитектуре, поскольку они более гуманные и живые…" - сказал Мейн. Основные архитектурные проекты: NOAA Satellite Operations Control Facility, Сьютленд, США (2005); Science Center School, Лос-Анджелес, США (2004); Caltrans District 7 Headquarters, Лос-Анджелес, США (2004); Hypo Alpe-Adria Center, Клагенфурт, Австрия (2002); University of Toronto Graduate House, Торонто, Канада (2000); Sun Tower, Сеул, Корея (1997) и др. Одно из последних достижений Morphosis - победа в конкурсе на проект Олимпийской деревни в Нью-Йорке для Игр 2012 года. Одна из самых известных построек Morphosis - вилла Блейдсов в Санта-Барбаре. Дом уже на стадии концепции задумывался как вызов общепринятым нормам загородного строительства в США. Во-первых, архитектор сознательно размыл границу между интерьером дома и участком, сделав центром композиции небольшой садик, ограниченный стеной, которая в плане образует эллипс. Получилась "комната на природе", и кажется, что дом вывернут наизнанку. Стены словно торчат из здания и "расползаются" по всему участку, зато внутрь дома проникают пустоты - так возникают сквозные окна и всевозможные просветы. Другой знаковый объект Мейна - школа "Даймонд Ренч", построенная в 2001 году. Образовательное учреждение архитектор превратил в грандиозный геологический массив: комплекс зданий выполнен в форме скал, улицы превращены в своеобразные каньоны. Усиливают метафору выбранные архитектором материалы - бетон и металлический лист, ассоциирующийся со слоистой структурой геологических отложений. Еще один из реализованных проектов архитектурного бюро Мейна - комплекс, названный "Alpe-Adria-Area" расположен близ городка Таваначчо на севере Италии (2005). В восьмиэтажном здании находятся, наряду с офисными помещениями, конференц - центр, гостиница, плавательный бассейн и детский сад. При узком вытянутом плане, постройка наклонена относительно земли под углом 14 градусов - это очень смелый шаг, особенно для района с высокой сейсмической активностью. Но несущая конструкция из стали должна выдержать даже экстремальную нагрузку, учитывая, что в качестве второго преобладающего строительного материала Мейн использовал стекло. Том Мейн является автором одного из самых амбициозных проектов современности - небоскреб "Фар" (в переводе с французского - "маяк") будет построен в Париже к 2012 году. Строительство небоскреба - один из этапов проекта реконструкции и обновления делового района Ла Дефанс. Архитектор предложил возвести криволинейную форму из гнутых металлических опор и упрятать ее в стеклянную оболочку. Как будто кто-то помял Эйфелеву башню, а после скрыл следы своего преступления. Он спроектировал башню "Фар" по принципам "зеленого" строительства. Двойная оболочка здания из стали и стекла сделает возможным его естественную вентиляцию, обеспечит максимальное наполнение пространств естественным светом, а ветряки на крыше позволят вырабатывать там большую часть электроэнергии для нужд небоскреба. Новое здание будет "реагировать" своим изгибом на окружение, а его динамический фасад будет восприниматься с каждой новой точки города по-разному. Внутренняя планировка офисных пространств, которые займут большую часть высотки, будет, как обещает автор, максимально свободной. На верхних ярусах запроектированы ресторан и смотровая площадка. Архитектура здания устроена таким образом, что стеклянная оболочка скрывает лишь срединную часть здания, обнажая металлические опоры у основания и на крыше. Так что, взобравшись на смотровую площадку, ее посетители будут оказываться в своеобразном лесу с живописно переплетающимися металлическими кронами. Типичный проект Morphosis предполагает две или несколько оппозиционных систем. Его здания имеют зазубренные, изломанные формы и на первый взгляд кажутся не совсем законченными или разваливающимися. Конечно, они надежно построены и тщательно детализированы, но внешне выглядят хаотичными. Они напоминают здания российских архитекторов первых послереволюционных лет, когда конструктивизм должен был отражать мир, перевернувшийся вверх дном. Мейн до сих пор считает конструктивизм самым интересным и перспективным архитектурным стилем современности. |
|