БиографияЮрий Николаевич Григорович - выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета. Свой сценический путь начал как солист Кировского, ныне Мариинского театра в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В течение 18 лет танцевал на его сцене множество характерных и гротесковых партий, среди них: Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, балетм. М. Петипа), Паяц («Щелкунчик» П. Чайковского, балетм. В. Вайнонен), Божок («Баядерка» Л. Минкуса, балетм. М. Петипа), Шурале («Шурале» Ф. Яруллина, балетм. Л. Якобсон), Акробат («Красный цветок» Р. Глиэра, балетм. Р. Захаров), Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетм. Р. Захаров), Половчанин («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина), Пан («Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно), Ретиарий («Спартак» А. Хачатуряна, балетм. Л. Якобсон), Николай («Татьяна» А. Крейна, балетм. В. Бурмейстер) и др. Свои первые хореографические сочинения – многоактные балеты «Аистенок» Д. Клебанова (1947) и «Семеро братьев» А. Варламова (1948) осуществил в балетной студии Ленинградского дворца культуры им. А.М. Горького. На сцене Мариинского театра ставил танцы в операх: «Садко» Н. Римского-Корсакова (1953), «Риголетто» Дж. Верди (1954), «Мать» Т. Хреникова (1957), «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака (1959), «Три толстяка» В. Рубина (1959), а также на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета – «Эсмеральда» А. Даргомыжского (1958). В 1955 осуществил постановку «Вальса-фантазии» на муз. М. Глинки для выпускников Ленинградского хореографического училища. Первая крупная хореографическая работа Григоровича, привлекшая к нему всеобщее внимание, состоялась в 1957 г. в труппе Мариинского театра – «Каменный цветок» С. Прокофьева. В 1959 г. этот балет был поставлен им также в Новосибирском театре оперы и балета и Большом театре; а в 1961 – в Шведской королевской опере (Стокгольм) и Театре оперы и балета «Эстония» (Таллин). В 1961 г. на сцене Мариинского театра Григорович осуществляет балет А. Меликова «Легенда о любви», ставший огромной художественной сенсацией отечественного искусства. В этом же году балетмейстер переносит «Легенду о любви» в Новосибирский театр оперы и балета, в 1962 – в Азербайджанский театр оперы и балета, в 1963 – в Чехословацкий национальный театр (Прага) и, наконец, в 1965 – на сцену Большого театра. Обе эти постановки – «Каменный цветок» и «Легенда о любви» – окончательно утвердили имя Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского балетного искусства. С 1964 по 1995 гг. Юрий Григорович главный балетмейстер Большого театра России. Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, выдвинув на мировую сцену ярчайшую артистическую плеяду. В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы. |
|