Сергей Бодров
Российский режиссёр, актёр, сценарист. Исполнитель главных ролей в фильмах «Кавказский пленник», «Брат», «Стрингер», «Восток-Запад», «Брат 2» и «Медвежий поцелуй», ведущий телепрограммы «Взгляд» и проекта «Последний герой».
Дата рождения 27.12.1971
Сайты
Деятельность Актеры, Режиссеры, Сценаристы
Страны Россия
Поделиться

Сергей Бодров: "Первый герой"

Приглашение Сергея Бодрова самым рейтинговым телеканалом на роль ведущего игры "Последний герой" было знаменательным фактом. К тому недавнему моменту, когда reality-шоу полностью завладели умами россиян, образ Бодрова прочно закрепился в сознании масс как образ героя. Вовсе не последнего, а первого и на сегодняшний день единственного в лишенной идеализма постперестроечной России. Недаром на рекламных щитах рядом с "нашим президентом" Путиным и "нашей балериной" Плисецкой фигурировал "наш брат" (брат-то поди ближе руководителя страны и артистки балета) Данила - то есть Бодров, лицо которого знали миллионы.

Не случайно "Брат-2" стал едва ли не самым кассовым и - что кажется почти чудом - окупившимся кинофильмом последнего десятилетия. Именно "Брат-2", а не первый "Брат". В первый раз зрители познакомились со своим героем, во второй - толпами ринулись поддержать его в кинотеатры. В видеомагазины - за кассетами, в аудиомагазины - за компакт-дисками с саундтреком. С обложки на них глядел тот же Бодров, чья фамилия так не случайно была созвучна фамилии персонажа, Багрова.

Роли Сергея Бодрова - всего их одиннадцать - можно разделить на три условные группы (если не считать ранней работы в "Годе собаки" и маленькой роли в его собственных "Сестрах"). Первая - фильмы отца, Бодрова-старшего, который и привел сына в большое кино. Впервые это случилось в 1992-м в картине "Белый король, красная королева", однако настоящее явление Бодрова-младшего произошло четыре года спустя, в "Кавказском пленнике".

Олег Меньшиков, который считался героем переходного времени и нес эту корону недолго (что подтвердили, увы, две его не слишком удачные работы в последних картинах Никиты Михалкова), будто передал пальму первенства молодому мальчику Бодрову. Скромному и открытому пареньку было суждено выжить и стать, против ожидания, абсолютным центром лучшего фильма, снятого в России о чеченской войне.

Впрочем, в "Кавказском пленнике" Ваня Жилин Бодрова-младшего кажется больше наблюдателем, чем героем в подлинном смысле слова. Эту двойственность Бодров-старший использовал и в "Давай сделаем это по-быстрому", где открылась способность Бодрова-младшего обернуть обаяние неожиданной стороной, превратиться почти что в антигероя. К этой картине, где Бодров сыграл предателя и убийцу, примыкает вторая группа его актерских работ: роли в иноязычных фильмах с использованием российского материала. Бодров немедленно стал актером международного масштаба, появившись сперва в картине молодого британца Пола Павликовского "Стрингер", а затем и в "Востоке-Западе" заслуженного французского мастера Режиса Варнье.

Но настоящий статус героя Сергею Бодрову подарил питерский режиссер Алексей Балабанов, снявший его в главной роли в фильме "Брат". Вернувшийся из Чечни парень попадает в Северную столицу к старшему брату, который оказывается циничным киллером. Обучаясь новой профессии, вчерашний солдат находит возможность по-своему восстанавливать при помощи оружия попранную справедливость. Бескомпромиссность и опасная уверенность в собственной правоте, свойственные герою Балабанова Даниле Багрову, превратили Сергея Бодрова в настоящего народного героя. В полной мере это звание было укреплено "Братом-2", в котором Данила учил жить вечного антагониста России Америку. С наивной прямотой Ивана-дурака Данила-Бодров наводил порядок повсюду, куда только ступала его нога, и истосковавшиеся по твердой руке (тем более выдуманной) зрители рукоплескали.

Роли в этих фильмах стали настоящим подарком судьбы для Сергея Бодрова, и не случайно его режиссерский дебют, "Сестры", испытал явное влияние эстетики Балабанова. Впрочем, Балабанов тоже получил кое-что от Бодрова - благодаря его харизме режиссеру удалось превратиться из интеллектуала, экранизировавшего Беккета и Кафку, в любимца масс.

Крайне важно появление Сергея Бодрова во второстепенной роли капитана Медведева в недавней картине Балабанова "Война". Парализованный после тяжелого ранения офицер на сей раз предстает в той же ипостаси, что и Меньшиков в "Кавказском пленнике". Он учит салаг тому, что такое война, и становится для них образцом, "настоящим мужиком", который в финале, как по волшебству, спасает попавших в засаду солдат. Одной силы духа ему хватает для того, чтобы влюбить в себя женщину, а силы воли - для того, чтобы вызвать на подмогу далекие вертолеты.

В последней по времени работе - опять в фильме отца, "Медвежьем поцелуе" (фильм был показан в конкурсной программе Венецианского фестиваля и скоро выйдет на российские экраны) - Бодров неожиданно выступил в роли оборотня, человека-медведя, в которого влюбилась молоденькая цирковая артистка. Любопытно, что медвежья маска, в которой вошел в кинематограф когда-то один из главных героев советской эпохи, Александр Абдулов ("Обыкновенное чудо"), тоже перешла к Сергея Бодрову.

Сегодня для него настало время, когда вне зависимости от художественных достоинств фильма публика все равно пойдет в залы - лишь бы на афише значилось имя Сергея Бодрова. Такое бывает в жизни далеко не каждого, но если это происходит, с годами не проходит. Заслуженное однажды звание героя остается навсегда.

Другие статьи: