Роберт Муг

Роберт Муг

Robert Moog
Пионер электронной музыки, известен как создатель синтезатора Муга.
Дата рождения 23.05.1934
Сайты
Деятельность Изобретатели, Музыка
Страны США
Поделиться

Биография

Роберт Артур Муг родился 23 мая 1934 года в Нью-Йорке. По настоянию матери он занимался фортепиано, но неохотно. С куда большим удовольствием он проводил время с отцом, инженером компании Consolidated Edison.

Еще школьником Муг прочитал статью о первом электромузыкальном инструменте - терменвоксе, созданном русским инженером Львом Терменом. Отец поощрял инженерные наклонности мальчика, и Роберт сделал терменвокс сам, в домашних условиях. Позже, в 1954 году, Роберт написал популярную статью о звучании терменвокса и простоте его изготовления. Реакция читателей была несколько неожиданной: автор получил больше тысячи заказов на изготовление этих инструментов. Вместе с отцом Роберт основал компанию, которая производила наборы для сборки терменвоксов. Они стоили сравнительно немного по тем временам - около 50 долларов.

Одним из покупателей первых терменвоксов фирмы RA Moog был музыкант-экспериментатор Рэймонд Скотт. Ему очень нравилось звучание инструмента, и он придумал, как усовершенствовать его для удобства студийной звукозаписи.

Идеи Скотта оказались очень плодотворны, и Муг начал работать над новым инструментом. К 1964 году его первый аналоговый синтезатор был готов и получил имя создателя. "Муг" представили музыкальной общественности в Торонто, где он произвел большое впечатление.

В Нью-Йорке работой Муга заинтересовались композитор русского происхождения Владимир Усачевский и его коллеги по Центру электронной музыки университетов Принстон и Колумбия (Columbia-Princeton Electronic Music Center). Они внесли ряд ценных инженерных идей в работу Муга, которыми он с благодарностью воспользовался.

Муг сделал первые инструменты для музыкальных лабораторий Принстонского и Колумбийского университетов. Но "Муги" быстро перестали быть элитарными и экспериментальными игрушками.

Композитор Уолтер Карлос записал в 1968 году диск "Switched-On Bach". Он исполнил несколько небольших произведений Баха, в том числе аллегро и адажио из Третьего Бранденбургского концерта, на синтезаторе "Муг". Карлос хотел убедить слушателей, что синтезаторы - это не только генераторы шумов, но самостоятельные инструменты с богатыми возможностями, которые можно использовать для решения вполне традиционных задач. Пластинка "Switched-On Bach" имела огромный успех и стала первым в истории "платиновым" диском с записью классической музыки.

В дальнейшем Карлос использовал "Муг" для записи саундтрека к фильму Стэнли Кубрика "Заводной апельсин" (1971). Антиутопической и фантасмагорической картине необычное звучание Баха подходило как нельзя лучше.

Опыты Карлоса - это лишь одно из направлений, в котором использовались синтезаторы "Муг". Одновременно с работой над большими инструментами Муг разработал более компактные и дешевые "Минимуги" (Minimoogs). Они-то и полюбились рок-музыкантам. Так, британская группа The Monkeys использовала "Минимуги" при записи пластинки "Pisces, Aquarius, Capricorn and Jones Ltd." в 1967 году, а клавишник The Doors Рэй Манзарек - при работе над диском "Strange Days" (1968). The Beatles в 1969 году записали партии на "Минимуге" для пластинки "Abbey Road": характерное звучание этого синтезатора можно услышать в композициях "Because" Леннона, "Here Comes the Sun" Харрисона и "Maxwell's Silver Hammer" Маккартни.

Кит Эмерсон, клавишник группы Emerson, Lake and Palmer, говорил, что звук синтезатора "Муг" "определил звучание всего прогрессив-рока". Действительно, все значительные представители этого направления - Yes, Pink Floyd, Манфред Манн, Брайан Ино, Рик Уэйкман - экспериментировали с этим инструментом. Фрэнк Заппа называл себя "адептом "Мугов".

Известные своими экспериментами музыканты Херби Хэнкок, Сан Ра и Йэн Хаммер ввели "Муг" в джазовый обиход, откуда они перекочевали в пограничные направления.

Стиви Уандер интенсивно пользовался "Мугами" при записи своих знаменитых пластинок "Misic of My Mind" (1972), "Talking Book" (1973), "Innervisions" (1974).

Так синтезаторы Муга нашли дорогу в массовую культуру. И именно в это время арт-рок и прогрессив-рок обособляются от мейнстрима, поскольку их эксперименты с новым звучанием не вписываются в традиционно востребованные форматы.

В начале 70-х Роберт Муг столкнулся с тем, что более простые и дешевые аналоги его инструмента заняли практически весь рынок. Дело в том, что "Муги" не давали готовых решений даже на уровне аккордов, они не были программируемыми инструментами, а именно в них нуждалось большинство пользователей, если употребить словечко из нашей эпохи.

В результате Муг продал свою торговую марку, став одним из совладельцев компании, и несколько лет продолжал работать над созданием новых синтезаторов. В 1978 году он основал новую компанию - Big Briar. Под этой маркой он работал над производством инструментов под заказ. На протяжении многих лет он консультировал исследовательскую группу Kurzweil Music Systems, которая занималась рынком новых музыкальных инструментов.

В конце 70-х - начале 80-х на рынке синтезаторов появились относительно недорогие и простые синтезаторы Roland, Yamaha и другие. Для массового рынка требовались не экспериментальные инструменты, а надежные устройства по воспроизведению заранее запрограммированных звуков и комбинаций.

Несмотря на засилье простых синтезаторов на сцене, "Муги" продолжали быть чрезвычайно уважаемыми инструментами в музыкальной среде. На рубеже 90-х и 2000-х они пережили настоящий ренессанс: новую жизнь в них вдохнули рэпперы-экспериментаторы Beastie Boys. Dr Dre успешно использовал звуки "Муга" при записи ритм-энд-блюзовых композиций.

В 2001 году Роберт Муг был награжден шведской премией Polar Music Prize за вклад в развитие музыки. На эти средства он смог вернуть свое имя собственной компании, которая стала называться Big Briar / Moog Music. В 2002 году он получил "Техническую Грэмми" за создание синтезатора "Минимуг".

Последние два года Муг, поселившийся в городке Эшвилл, штат Северная Каролина, серьезно болел, а в начале весны 2005 года ему диагностировали неоперабельную опухоль мозга. Она и стала причиной его смерти. Муг скончался 21 августа 2005 года в возрасте 71 год в Эшвилле.

В 2006 году семья Роберта Муга основала фонд Bob Moog Foundation, целью которого является развитие электронной музыки.

Другие статьи: