Рейнгольд Глиэр
Русский и советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
Дата рождения 11.01.1875
Сайты
Деятельность Композиторы, Музыка
Страны Россия, Украина
Поделиться
Фильмография композитора

1947 Алишер Навои

1939 Друзья встречаются вновь

1930 Земля жаждет

Биография

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря 1874 года в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М. Ипполитова-Иванова, гармонии — А.С. Аренского и Г.Э. Конюса, полифонии — С.И. Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я.Мясковский и С.С. Прокофьев.

С 1913 года — профессор (с 1914 года — директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников — Б.Н. Лятошинский, Л.Н. Ревуцкий и др.).

В 1920-1941 годах — профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников — Ан.Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и др.).

Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди др. балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова) по поэме Пушкина.

Автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1949, там же).

Написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии — 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений — "Запорожцы" по картине И.Е. Репина, 1921, и др., концертов с оркестром: для арфы — 1938, голоса — 1943, виолончели — 1947, валторны — 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес.

раскрыть