Карьера и творчество
Творчество Поля Сезанна. Ранний период. 1861-1870Поль Сезанн был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа. В его зрелом творчестве романтическая напряженность чувств соединяется с классической ясностью и строгостью. Взяв за основу традиции классицизма и романтизма, Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи. Последующие поколения безоговорочно признали, что Сезанн, подобно ветхозаветному Моисею, открыл дорогу в мир нового искусства. "Дядя Доминик в облачении монаха" 1865-1867 Холст, масло. 64,8 x 54 см Собрание Аненберг, Нью-Йорк
"Портрет старика" 1865-1868 Холст, масло. 51 х 48 см Музей Орсэ, Париж
"Портрет мужчины" 1866 Холст, масло. 81,5 х 66 см Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур
"Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника, читающего “Эвнеман”" 1868-1870 Холст, масло. 200 х 120 см Национальная галерея искусства, собрание Эндрю Меллона, Вашингтон В портрете Луи-Огюста Сезанна, сосредоточенного и полного достоинства старого человека, художник ничем не выдал своих взаимоотношений с отцом и той унизительной зависимости от нег, в которой художник находился вплоть до самой смерти отца. На стене позади кресла виден один из самых ранних натюрмортов Сезанна.
"Весна" 1860-1862 Холст, масло. 314 х 97 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Первыми, предположительно, возникли серии картин Лето и Зима, в которых еще ощущается беспомощность в обращении с новой техникой, затем изображения на боковых стенах – Весна и Осень, где мотивы прописаны лучше.
"Лето" 1860-1862 Холст, масло. 314 х 109 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале
"Зима" 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Все картины были подписаны “Энгр”, изображение зимы сохранило датировку 1811 года, и тем самым Сезанн обыгрывает имя не любимого им Энгра и название его шедевра Юпитер и Фетида, который относился к самым прославленным картинам музея в Эксе.
"Осень" 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Осень изображена в виде идиллической крестьянки, несущей на голове корзину плодов урожая.
"Поль Алексис и Эмиль Золя" 1869-1870 Холст, масло. 52 х 56 см Частное собрание Эта картина, построенная на эффектном сочетании красного с зеленым и контрасте светотени, изображает друга юности Сезанна Эмиля Золя, автора цикла романов “Ругон-Маккары”, со своим секретарем Полем Алексисом, журналистом, писателем и другом Сезанна по годам в Эксе.
"Черные часы" 1869-1871 Холст, масло. 54 х 73 см Частное собрание Каждый предмет этой строгой, основанной на ритме горизонталей и вертикалей композиции является составной частью структуры картины, однако существует сам по себе. Резким контрастом предстают органическая форма раковины с ее зияющим отверстием и холодный мрамор часов.
"Дорога с горой Сент-Виктуар" 1867-1870 Холст, масло. 80 х 129 см Новая Пинакотека, Мюнхен В светлой импрессионистической манере, но не размывая формы в воздушной среде, изображает Сезанн повседневный пейзаж в окрестностях Экса. В этой картине впервые появляется прославленная горная гряда, гора святой Виктории (Сент-Виктуар). Этот простой строгий мотив с более светлыми красками говорит о воздействии красочной гаммы импрессионистов, но полностью отличается от них и манерой живописи и способом видения: решительными, широкими мазками, большими красочными пятнами Сезанн сообщает пейзажу суровость и торжественную строгость. Предметы сохраняют свою материальность; песок, земля и скалы не растворяются в воздушной среде, но предстают перед глазами зрителя во всей своей будничной и неприкрашенной реальности. Почти параллельное расположение планов в картине направляет взгляд к ее середине, где зияет дорожная выемка.
"Скалы в лесу Фонтенбло" 1865-1868 Холст, масло. 41 х 33 см Частное собрание
"Оргия или Банкет" 1867 Картон, цветной мел, карандаш, акварель и гуашь. 32,4 х 23,1 см Частное собрание, Штутгарт Сезанн часто обращается к темам обольщения и взаимоотношения полов. Картина исполнена в пестрой красочной гамме, напоминающей живопись венецианцев.
"Хлеб и яйца" 1865 Холст, масло. 59 x 76 см Художественный музей города Цинциннати
"Сахарница, груши и синяя чашка" 1865-1866 Холст, масло. 30 x 41 см Музей Орсэ, Париж
"Адвокат" 1866 Холст, масло. 62 x 52 см Музей Орсэ, Париж
"Мужчина в хлопоковой шапке (дядя Доминик)" 1866 Холст, масло. 79.7 x 64.1 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
"Череп и подсвечник" 1866 Холст, масло. 47.5 x 62.5 см Частное собрание, Швейцария
"Похищение" 1867 Холст, масло. 90.5 x 117 см Музей Фицуильяма, Кембридж
"Темнокожий" 1867 Холст, масло. 107 x 83 см Музей искусств Сан-Пауло
"Юноша облокотился на руку" 1867-1868 Холст, масло. 58 x 50 см Частное собрание, Швейцария
"Купальщик и скала" 1867-1869 Холст, масло. 167.5 x 113 см Chrysler Art Museum, Норфолк, штат Вирджиния, США
"Натюрморт с зеленым горшком и оловянным кувшином" 1867-1869 Холст, масло. 63 x 80 см Музей Орсэ, Париж
"Портрет Энтони Валабрека" 1869-1870 Холст, масло. 60 x 50.2 см Музей Джона Пола Гетти, Малибу, Калифорния
"Пастораль (Идиллия)" 1870 Холст, масло. 65 x 80 см Музей Орсэ, Париж
"Оргия" 1864-1868 Холст, масло. 130 х 81 см Частное собрание
"Пейзаж с колодцем" 1865-1867 Холст, масло. 55 х 38 см Частное собрание, Париж
"Скалистый пейзаж" Холст, масло. 53,8 х 64,9 см Городская галерея Штеделевского института искусств, Франкфурт-на-Майне Здесь иначе, чем в картине Тающий снег в Эстаке, Сезанн выбирает мотив. Это лишенный внешних эффектов уголок природы – лесная дорога у поросшего соснами обрыва скалы. Контрастное сопоставление красок, усиленное игрой света и тени, придает этому простому виду особую выразительную силу - эффект, достигнутый пристальным наблюдением природы, а не внешней инсценировкой.
"Тающий снег в Эстаке" 1870 Холст, масло. 73 х 92 см Частное собрание Своим экспрессивным драматизмом этот пейзаж еще во многом напоминает повышенно-эмоциональные композиции раннего Сезанна. Картина полна драматического напряжения, в ней царят темные краски и резкие контрасты, но сама тема уже не плод фантазии художника, а результат реального наблюдения. Реальна и резкая, крутая диагональ снега, сползающего по склону холма, и крыши домов, и кроны пиний, подхваченные порывами мистраля, и грозовое небо. Драматическое состояние природы передает также и душевное состояние художника.
"Пейзаж в Иль-де-Франс" 1865 Холст, масло. 33 х 41 см Частное собрание
"Подготовка к похоронам (Вскрытие трупа)" 1869 Холст, масло. 49 х 80 см Частное собрание
"Мадам Сезанн в платье" 1865-1870 Холст, масло.
"Суждение о Париже" 1862-1864 Холст, масло. 15 х 21 см Частное собрание
"Купальщицы" 1870 Холст, масло. 33 х 40 см Частное собрание
"Искушение святого Антония" 1867-1869 Холст, масло. 52 х 73 см Фонд Э. Бюрле, Цюрих
"Убийца" 1867-1870 Холст, масло. 65 х 80 см Картинная галерея Уокера, Ливерпуль Мужчина и его спутница склоняются под нависшим небом над телом своей жертвы. Краски Сезанна выражают такой эмоциональный порыв, что, по словам одного из приятелей его детства: “Он, казалось, мстил самому себе за какие-то тайные обиды”.
"Девушка за пианино" 1868 Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург Картина изображает мирную бытовую сцену в гостиной дома Сезаннов. Спокойные фигуры, старательно расположенные на фоне обоев со сложным рисунком, полосатого ковра и цветастой обивки, указывают на растущий интерес художника к композиционной продуманности и равновесию. На картине изображены, по-видимому, мать Сезанна и его сестра Мари, поддерживавшие его намерение стать художником, но почти никогда не позировавшие ему.
Другие фотообзоры:
|
|