Карьера и творчество
Леонид Гайдай и его фильмыВ 1923 году в Амурской области родился будущий легендарный режиссер Леонид Гайдай. Поначалу его семья (у Леонида, кстати, были брат и сестра) жила в городке Свободный, затем перебралась в Читу, а еще позже - в Иркутск. Именно там Леонид Иович учился в школе.
В 1942-м Гайдая призвали в армию. Поначалу его отправили в Монголию, где не было активных военных действий. Но Леонид хотел участвовать в боях, всеми силами старался попасть на фронт. Когда в их часть приехали за пополнением для фронта, военком задавал вопросы: - Кто в артиллерию? Кто в кавалерию? Кто на флот? На все Леонид отвечал: - Я! В итоге офицер охладил пыл юного бойца: Да подождите Вы! Дайте огласить весь список! Впоследствии подобный эпизод вошел в картину Леонида Иовича "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Из армии Гайдая комиссовали после ранения. В 1947-м Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном театре и затем поступил на работу в театр осветителем, а потом актером. Немного позже он отправился в Москву - поступать во ВГИК. Его приняли, и он окончил режиссерский факультет в 1955-м году. А уже в 1956-м вышла его дебютная картина. Первым фильмом Гайдая стал "Долгий путь". Еще через два года он снял комедию "Жених с того света". В этой ранней работе уже прослеживался фирменный стиль Гайдая - его тонкий, но понятный советским людям юмор, бытовой гротеск и так далее. "Жених с того света" - история о служащем, который, вернувшись из отпуска домой к невесте, обнаружил, что его похоронили. Причем, на законных основаниях. В эту комедию Гайдай пригласил и Георгия Вицина - актера, с которым он впоследствии будет работать много лет. В 1960-м Леонид Иович выпустил картину "Трижды восставший". Фильм был насквозь пропитан советской идеологией - это история про пароход-буксир, который в гражданскую войну "бил" белых, перевозил раненых во время Второй мировой, а в 1960-х его восстановили пионеры и отправились на нем в путешествие по Волге. Неудивительно, что в наше время об этом фильме мало кто слышал. Зато в 1961-м Гайдай создал две короткометражки, которые сделали его знаменитым. Причем, не только в России. Леонид Иович придумал главных героев 1960-х - Труса, Балбеса и Бывалого (в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова). Первое их появление на экране состоялось в 14-минутном фильме "Пес Барбос и необыкновенный кросс". За эту короткометражку Гайдая даже номинировали на "Золотую пальмовую ветвь". "Самогонщики"
Если в первой ленте трое друзей рыбачили, то второй уже занимались кое-чем более серьезным - гнали самогон. Узнаете сюжет фильма "Самогонщики"?
Позже Трус, Балбес и Бывалый появятся и в других картинах Гайдая. Они будут постоянно мешать жить еще одному легендарному персонажу Леонида Иовича - Шурику - в фильмах "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и "Кавказская пленница". "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
"Кавказская пленница"
Съемки "Кавказской пленницы" - это вообще отдельная тема для разговора. Сценарий фильма явился своего рода плодом "народного", а, точнее, актерского творчества. Идею, традиционно, придумал сам Гайдай, прочитав в газете о похищении девушки влюбленным джигитом. Первоначальный вариант сценария тоже написал он, но впоследствии подверг его сильнейшей переработке. Не все в тексте понравилось Юрию Никулину. Поэтому Гайдай пошел с ним на компромисс, во-первых, из-за того, что они были хорошими друзьями, а во-вторых, потому что режиссер очень хотел видеть этого актера в картине.
Позднее Гайдай, видимо, решил, что хорошо, когда к сценарию "прикладывают руку" все артисты. Говорят, перед съемками Леонид Иович создал особый фонд - накупил шампанского. И за каждую оригинальную и смешную идею выдавал актерам по бутылке. Были и печальные моменты - несмотря на старания съемочной группы, изначально картину запретили к показу. Потом она попала к самому Брежневу, и он разрешил выпуск картины. И все же фильм жестоко цензурировали. Например, в оригинальной версии картина начинается так: Трус подходил к забору и, озираясь, писал на нем букву "Х", за ним появлялся Балбес и дописывал "У". Их проделки замечал милиционер, но Бывалый спасал ситуацию, выводя фразу: "Художественный фильм". Эту сцену придумали Гайдай и Никулин. Также стоит заметить, что на съемках "Кавказской пленницы" окончательно распалось трио Вицин-Никулин-Моргунов. Актеры и так не дружили, а потом Евгений Моргунов стал жертвой звездной болезни. Поговаривают, он слишком много себе позволял на съемочной площадке. Даже водил девушек на съемки и выпивал с ними прямо там. Когда ему сделали замечание, он покинул картину. Некоторые сцены пришлось доснимать без него - общими планами с дублером с похожей фигурой. "Бриллиантовая рука"
На "Кавказской пленнице" Гайдай попрощался со своими старыми героями. Уже через год он снял легендарную "Бриллиантовую руку" с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Кстати, помимо самого Никулина, в фильме появилась вся его семья. Жена сыграла экскурсовода, а сын - мальчика, идущего по воде.
В "Бриллиантовой руке" было множество сцен, которые могли не пройти цензуру. Тогда Гайдай придумал хитрый ход - завершением фильма сделал атомный взрыв. Естественно, цензоры приказали это вырезать, зато все остальные эпизоды оставили. Финал ленты - где Никулина бьет по голове стрела подъемного крана - был снят случайно. То есть, удар не планировали. Но актер стоически доиграл роль до конца. Потом выяснилось, что у него сотрясение мозга. "Деловые люди"
В 1971-м Леонид Иович исполнил свою давнюю мечту - экранизировал роман "12 стульев" (это не первый его опыт экранизации - по рассказам О'Генри он снял картину "Деловые люди"). Изначально фильм хотел снимать Георгий Данелия, но потом передумал и "подарил" это право коллеге.
"12 стульев"
Гайдай довольно долго "выбирал" Остапа Бендера. На эту роль пробовались многие актеры, в том числе Андрей Миронов. Режиссер выбрал Арчила Гомиашвили, но Миронов все-таки через несколько лет сыграл Бендера - в "12 стульях" Марка Захарова.
"Иван Васильевич меняет профессию"
Через два года Гайдай вновь взялся за экранизацию. На этот раз - пьесы Михаила Булгакова. Так появилась на свет любимая многими поколениями комедия "Иван Васильевич меняет профессию". Сценарий Гайдая вновь подвергся цензуре, да и сам он кое-что менял по ходу съемок. Например, в сцене, где Зина, жена Шурика, говорит:
- Мало ли что могут подумать! Но по губам читается: Вас здесь могут увидеть! Но это ни в коей мере не портит впечатления от картины. "Иван Васильевич..." выходил и за рубежом - под названием Ivan the Terrible: Back to the Future. "Не может быть"
В следующем своем фильме "Не может быть" Гайдай продолжил веселить зрителей, однако он высказал гораздо более критичное отношение к общественным порокам.
"Инкогнито из Петербурга"
В 1978-м Гайдай стал одним из режиссеров сатирического киноальманаха "По улице комод водили...". Забегая вперед, скажем, что в 1980-х Леонид Иович был одним из главных режиссеров киножернала "Фитиль".
В 1979-м вышла фантасмагорическая финско-русская лента "За спичками". Фильм получился не совсем типичным для Гайдая, однако свой фирменный стиль (например, режиссер позвал писать музыку для картины Александра Зацепина, с которым он работал уже очень много), сохранить ему удалось. В 1982-м Гайдай подарил зрителям одну из главных картин 1980-х - "Спортлото-82". Его поздние работы - "Опасно для жизни", "Частный детектив или Опреция "Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди" не имели такого бешеного успеха у публики, как фильмы 1960-х, уже успевшие стать легендой. Но так или иначе Леонид Иович остался верен себе - его фильмы получались невероятно смешными и злободневными. "Спортлото-82"
"Частный детектив, или Операция "Кооперация"
"Не Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди"
Леонид Иович Гайдай скончался в 1993-м году, оставив в наследство своим зрителям более 20-ти фильмов.
Другие фотообзоры:
|
|