ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (25. 03. 1871, Будапешт, - 16. 05. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).
Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903).
Член объединений "Мир искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская гал.).
В 1901-08 в ходе работы Грабаря над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904,- все в Третьяковской гал.).
В этот же период Грабарь создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Грабарь пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской гал.).
С 1906 в пейзажах Грабаря усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
В 1905-06 Грабарь участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Грабаря была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.
С начала 1890-х гг. Грабарь выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Грабаря была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Грабарь сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли.
В дореволюционный период Грабарь создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Грабарь стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационного дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 науч. руководитель). С деятельностью Грабаря - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории.
В пейзажной живописи Грабаря советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941,- обе в Третьяковской гал.).
С конца 1920-х гг. Грабарь работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941,- оба в Третьяковской гал.; М. В. Морозова, 1934, Курская карт, гал.; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода " (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938: обе - в Центр. музее В. И. Ленина, Москва).
В советское время Грабарь опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Грабарь - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском ун-те (проф. с 1921), Московском художественном ин-те (1937-43, директор), Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награждён 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
↑ свернуть