10 июня 1974 года в Москве, в Доме матери и ребенка на Плющихе родился мальчик Женя и в тот же день он познакомился с замечательно красивой женщиной, которая впоследствии оказалась примой Большого театра Ксенией Рябинкиной, сестрой знаменитой Елены Рябинкиной из балетной династии Рябинкиных, и актрисой (царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане»), и самое главное - его мамой. Позже состоялось знакомство с отцом, легендарным переводчиком Алексеем Стычкиным. Стычкин-отец много лет работал в ООН в Швейцарии. Вернувшись на родину, трудился в Госкино - вел группу синхронистов на Московском международном кинофестивале. А еще Женин папа был знаменитым собирателем искусства, владельцем коллекции русской живописи. А также человеком, которого все уважали и к которому все ходили за советом: «У нас была одна картинка, которая мне очень нравилась. Потом ее не стало: в коллекционировании всегда присутствует обмен. Картинки должны жить. Они не могут висеть на одном месте. Когда ее не стало, я стал очень переживать. И папа. Мы с ним все время ее вспоминали. А потом папа сделал невероятное усилие, где-то эту картинку нашел и вернул ее в нашу коллекцию. С тех пор мы часто под ней сидели, выпивали вискарик и были очень счастливы, что она вернулась. Некоторые картины могут заставить тебя быть счастливым».
Со временем папа стал учить Женю тому, что знал сам: языкам и жизни. И первое, и второе лучше всего усваивается на примерах, и такой пример Женя ненавязчиво получал каждый день: «От отца я унаследовал систему координат, ценностей, и за это бесконечно ему благодарен. Но в остальном мы с ним спорили столь яростно, что люди непонимающие видели в нас настоящее воплощение проблемы отцов и детей. Я считаю наши споры делом нормальным, не жалею о них, а вот систему координат усвоил и мечтаю, ничего не меняя, передать ее своим детям. Быть похожим не нужно. Но ни в коем случае не надо стремиться быть непохожим».
У любого порядочного героя должна быть своя фея-крестная. Или крестный, который подскажет и посоветует. А крестным у Жени был сам Анатолий Ромашин. Однако взмахнуть волшебной палочкой и открыть крестнику дверь в «волшебный мир кино» Ромашин не торопился: «Мне крестный мой отец - Анатолий Владимирович Ромашин - сказал однажды: «Представь, что находишься в совершенно темной комнате. Там с тобой еще люди, а на пол брошена жердочка, и в темноте не видно, что рядом - пропасть, пол. И вот ты идешь в темноте, чувствуя под ногами эту жердочку, но вдруг раздается голос: прыгай. Кто прыгнет, тот артист...» Я бы, наверное, прыгнул».
Будущую профессию придумала Жене мама - ей всегда очень нравилось, как мальчик кого-то показывает: животных, или пародии на знакомых: «Я до сих пор считаю, что я это делаю чудовищно, кошмарно, и в первую очередь очень непохоже. А мама считала, что это хорошо, и что поэтому я должен быть артистом. Папа был против, он давал мне возможность, если бы он был по-настоящему против, он был очень властным человеком, он, наверное, нашел бы способы, чтобы меня от этого отговорить. Но он был не в восторге от этого решения, просто дал мне возможность попробовать. Но с другой стороны папа считал, что у актерской профессии есть некая поступательность: ты сначала артист, потом, если хороший артист, то ты можешь стать режиссером, если хороший режиссер, ты можешь потом еще начать сценарии писать, то есть, есть какая-то вот такая иерархия, лестница карьерная». Многие о сцене мечтают с раннего детства. Женя о сцене никогда не думал: в школе учился кошмарно, еле-еле переходя из класса в класс. Именно поэтому, по законам жанра, ему должна была улыбнуться удача.
Закончив школу, Стычкин понес документы во ВГИК - потому что все говорили, будто там очень весело, что это чудный институт с замечательными людьми, где можно будет посмотреть много хороших картин - в общем, интересно провести четыре года. Но для покорения оплота кинематографии одной улыбки было, как оказалось, недостаточно: «Я прочитал то, что более-менее выучил. Потом было сочинение, и я написал его на единицу. Но апелляция, написанная с помощью нашего декана Елены Евгеньевны Магар, помогла - было принято решение оставить меня на факультете, на коммерческом курсе. Сочинение мне предложили переписать в следующем году, с новым потоком. Но потом его отменили и сделали устное изложение, и по смыслу мое "сочинение" всех вполне устроило. Так что мне ничего не пришлось переписывать». Однако тут появилась первая легенда Стычкина: парень пришел в приемную комиссию, ему сказали: пишите апелляцию. Он взял ручку и написал: эпиляция. И был принят. Не имеет значения, кто создал эту легенду, - главное, что она вполне прижилась в биографии Стычкина и выглядит правдоподобнее правды.
Поступив во ВГИК на курс А. Джигарханяна и А. Филозова, юный герой сразу начал сниматься (фильм А. Сорокина «Пчелка», где его партнерами были Т. Догилева и Э. Марцевич), и уже через пару месяцев не представлял себе никакой другой жизни. С самого начала он влюбился в профессию и уделял ей все свое время: «Обычно студенты творческих вузов не очень серьезно относятся к учебе, а мне занятия нравились безумно. Я пропадал в институте с утра до вечера - занимался сценическим движением, речью. У меня ведь была не очень хорошая дикция. Когда на первом курсе пришел на предварительное прослушивание яхонтовского конкурса, меня даже слушать не стали: «Ты же шепелявый. На что ты надеешься?» Меня эти слова тогда дико обозлили. Я в этом смысле человек заводной - если чего-то хочу, то добиваюсь любой ценой. И в следующем году я все-таки стал лауреатом конкурса имени Яхонтова». А параллельно с занятиями речью начинающий актер начал осваивать каскадерские трюки и танец: «Мне приходилось все время делать что-то лучше других. Не могу сказать, что в нашем институте я танцевал лучше всех. А вот наглее - это да. Потому что люди, которые танцевали лучше, чем я, исполняли, как это и было положено по программе, вальсы и полонезы, а мы с моей однокурсницей Миленой Цховребовой танцевали па де де из балета "Корсар". Без купюр, как это было поставлено в Большом театре. Во всяком случае, мы старались, чтобы все было по-настоящему. Милена вставала на пальцы. Я делал разной сложности прыжки, крутил большой пируэт... И мы добились главного - это безумно нравилось педагогам и, видимо, было смешно, хотя мы старались делать все это на полном серьезе, даже не улыбаясь».
Учеба во ВГИКе, который всегда отличался своими либеральными взглядами, в частности, на успеваемость студентов, во многом изменила Стычкина: «В отличие от других, более строгих вузов, где тебе всякое знание навязывается, здесь нужно немножко напрячься. Потому что эта слегка фривольная атмосфера может располагать к тому, чтобы отдыхать и получать оценки. Тогда я не очень вижу смысл в поступлении - зачем так напрягаться, так стараться и рвать себе все жилы? Это ведь не какой-нибудь вуз, где готовят дипломатов и где важно любой ценой пробиться и получить "портфель". Ты должен окончить институт с определенным набором знаний, ведь от этого зависит твое будущее. Ну, и от везения тоже в некоторой степени. Однако если тебе будет дан шанс, надо быть к нему готовым». Свой шанс актер Евгений Стычкин не упустил, и только за время учебы снялся в нескольких фильмах, которые принесли ему быструю, и поэтому не удовлетворяющую славу «милого мальчика»: «Трам-тарарам, или бухты-барахты» (реж. Э. Уразбаев, 1993), «Хаги-Траггер» (реж. Э. Уразбаев, 1994), «Тихий ангел пролетел» (1995).
10 июня 1974 года в Москве, в Доме матери и ребенка на Плющихе родился мальчик Женя и в тот же день он познакомился с замечательно красивой женщиной, которая впоследствии оказалась примой Большого театра Ксенией Рябинкиной, сестрой знаменитой Елены Рябинкиной из балетной династии Рябинкиных, и актрисой (царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане»), и самое главное - его мамой. Позже состоялось знакомство с отцом, легендарным переводчиком Алексеем Стычкиным. Стычкин-отец много лет работал в ООН в Швейцарии. Вернувшись на родину, трудился в Госкино - вел группу синхронистов на Московском международном кинофестивале. А еще Женин папа был знаменитым собирателем искусства, владельцем коллекции русской живописи. А также человеком, которого все уважали и к которому все ходили за советом: «У нас была одна картинка, которая мне очень нравилась. Потом ее не стало: в коллекционировании всегда присутствует обмен. Картинки должны жить. Они не могут висеть на одном месте. Когда ее не стало, я стал очень переживать. И папа. Мы с ним все время ее вспоминали. А потом папа сделал невероятное усилие, где-то эту картинку нашел и вернул ее в нашу коллекцию. С тех пор мы часто под ней сидели, выпивали вискарик и были очень счастливы, что она вернулась. Некоторые картины могут заставить тебя быть счастливым».
Со временем папа стал учить Женю тому, что знал сам: языкам и жизни. И первое, и второе лучше всего усваивается на примерах, и такой пример Женя ненавязчиво получал каждый день: «От отца я унаследовал систему координат, ценностей, и за это бесконечно ему благодарен. Но в остальном мы с ним спорили столь яростно, что люди непонимающие видели в нас настоящее воплощение проблемы отцов и детей. Я считаю наши споры делом нормальным, не жалею о них, а вот систему координат усвоил и мечтаю, ничего не меняя, передать ее своим детям. Быть похожим не нужно. Но ни в коем случае не надо стремиться быть непохожим».
У любого порядочного героя должна быть своя фея-крестная. Или крестный, который подскажет и посоветует. А крестным у Жени был сам Анатолий Ромашин. Однако взмахнуть волшебной палочкой и открыть крестнику дверь в «волшебный мир кино» Ромашин не торопился: «Мне крестный мой отец - Анатолий Владимирович Ромашин - сказал однажды: «Представь, что находишься в совершенно темной комнате. Там с тобой еще люди, а на пол брошена жердочка, и в темноте не видно, что рядом - пропасть, пол. И вот ты идешь в темноте, чувствуя под ногами эту жердочку, но вдруг раздается голос: прыгай. Кто прыгнет, тот артист...» Я бы, наверное, прыгнул».
Будущую профессию придумала Жене мама - ей всегда очень нравилось, как мальчик кого-то показывает: животных, или пародии на знакомых: «Я до сих пор считаю, что я это делаю чудовищно, кошмарно, и в первую очередь очень непохоже. А мама считала, что это хорошо, и что поэтому я должен быть артистом. Папа был против, он давал мне возможность, если бы он был по-настоящему против, он был очень властным человеком, он, наверное, нашел бы способы, чтобы меня от этого отговорить. Но он был не в восторге от этого решения, просто дал мне возможность попробовать. Но с другой стороны папа считал, что у актерской профессии есть некая поступательность: ты сначала артист, потом, если хороший артист, то ты можешь стать режиссером, если хороший режиссер, ты можешь потом еще начать сценарии писать, то есть, есть какая-то вот такая иерархия, лестница карьерная». Многие о сцене мечтают с раннего детства. Женя о сцене никогда не думал: в школе учился кошмарно, еле-еле переходя из класса в класс. Именно поэтому, по законам жанра, ему должна была улыбнуться удача.
Закончив школу, Стычкин понес документы во ВГИК - потому что все говорили, будто там очень весело, что это чудный институт с замечательными людьми, где можно будет посмотреть много хороших картин - в общем, интересно провести четыре года. Но для покорения оплота кинематографии одной улыбки было, как оказалось, недостаточно: «Я прочитал то, что более-менее выучил. Потом было сочинение, и я написал его на единицу. Но апелляция, написанная с помощью нашего декана Елены Евгеньевны Магар, помогла - было принято решение оставить меня на факультете, на коммерческом курсе. Сочинение мне предложили переписать в следующем году, с новым потоком. Но потом его отменили и сделали устное изложение, и по смыслу мое "сочинение" всех вполне устроило. Так что мне ничего не пришлось переписывать». Однако тут появилась первая легенда Стычкина: парень пришел в приемную комиссию, ему сказали: пишите апелляцию. Он взял ручку и написал: эпиляция. И был принят. Не имеет значения, кто создал эту легенду, - главное, что она вполне прижилась в биографии Стычкина и выглядит правдоподобнее правды.
Поступив во ВГИК на курс А. Джигарханяна и А. Филозова, юный герой сразу начал сниматься (фильм А. Сорокина «Пчелка», где его партнерами были Т. Догилева и Э. Марцевич), и уже через пару месяцев не представлял себе никакой другой жизни. С самого начала он влюбился в профессию и уделял ей все свое время: «Обычно студенты творческих вузов не очень серьезно относятся к учебе, а мне занятия нравились безумно. Я пропадал в институте с утра до вечера - занимался сценическим движением, речью. У меня ведь была не очень хорошая дикция. Когда на первом курсе пришел на предварительное прослушивание яхонтовского конкурса, меня даже слушать не стали: «Ты же шепелявый. На что ты надеешься?» Меня эти слова тогда дико обозлили. Я в этом смысле человек заводной - если чего-то хочу, то добиваюсь любой ценой. И в следующем году я все-таки стал лауреатом конкурса имени Яхонтова». А параллельно с занятиями речью начинающий актер начал осваивать каскадерские трюки и танец: «Мне приходилось все время делать что-то лучше других. Не могу сказать, что в нашем институте я танцевал лучше всех. А вот наглее - это да. Потому что люди, которые танцевали лучше, чем я, исполняли, как это и было положено по программе, вальсы и полонезы, а мы с моей однокурсницей Миленой Цховребовой танцевали па де де из балета "Корсар". Без купюр, как это было поставлено в Большом театре. Во всяком случае, мы старались, чтобы все было по-настоящему. Милена вставала на пальцы. Я делал разной сложности прыжки, крутил большой пируэт... И мы добились главного - это безумно нравилось педагогам и, видимо, было смешно, хотя мы старались делать все это на полном серьезе, даже не улыбаясь».
Учеба во ВГИКе, который всегда отличался своими либеральными взглядами, в частности, на успеваемость студентов, во многом изменила Стычкина: «В отличие от других, более строгих вузов, где тебе всякое знание навязывается, здесь нужно немножко напрячься. Потому что эта слегка фривольная атмосфера может располагать к тому, чтобы отдыхать и получать оценки. Тогда я не очень вижу смысл в поступлении - зачем так напрягаться, так стараться и рвать себе все жилы? Это ведь не какой-нибудь вуз, где готовят дипломатов и где важно любой ценой пробиться и получить "портфель". Ты должен окончить институт с определенным набором знаний, ведь от этого зависит твое будущее. Ну, и от везения тоже в некоторой степени. Однако если тебе будет дан шанс, надо быть к нему готовым». Свой шанс актер Евгений Стычкин не упустил, и только за время учебы снялся в нескольких фильмах, которые принесли ему быструю, и поэтому не удовлетворяющую славу «милого мальчика»: «Трам-тарарам, или бухты-барахты» (реж. Э. Уразбаев, 1993), «Хаги-Траггер» (реж. Э. Уразбаев, 1994), «Тихий ангел пролетел» (1995).
В этом же амплуа Стычкин «засветился» на ТВ: вел передачи «Пойми меня» (НТВ) и "Мультазбука" (ОРТ). Впрочем, он никогда не жалел об этом периоде своей жизни, но был рад, что оставил его позади: «Я очень люблю свою профессию. Мне повезло. Я почти всегда делаю то, что мне нравится. И хорошо, что пока есть выбор. В какой-то момент я делал вообще все. Считал, что чем больше, тем лучше. А позже столкнулся с тем, что нужно как-то строить свою актерскую судьбу. И то, чего ты добьешься, во многом будет зависеть не от способностей и везения, а от того, какую стратегию ты выберешь. Сниматься - моя работа. Но нельзя перенасыщать собой экран. Снимаясь в сериалах и рекламе, ты "кофе крупного помола" и значишься в определенной и не очень высокой категории. Тебя начинают воспринимать как однопланового актера. А я хочу играть разные роли, серьезные, глубокие, смешные, и не повторяться». Желание играть серьезные роли и не повторяться всегда приводит хорошего актера в театр.
Евгений Стычкин не собирался становиться актером. И снялся в 30 фильмах. И тем более не собирался станосится актером театральным. И получил „Чайку" за роль Чаплина в спектакле „Чарли Ча..." (Театр Луны). Но все по порядку: театр возник в жизни Евгения совершенно случайно: вместе с друзьями он пошел пробоваться в театр "Школа современной пьесы", где играл Альберт Леонидович Филозов, учитель по ВГИКу: «Меня взяли за наглость, потому что остальные данные у меня, мягко говоря, были средние. Предстояло играть в музыкальном спектакле, а я совсем не умел петь. Сейчас, после занятий с педагогом и долгих тренировок на сцене, научился, а тогда... Спектакль "А чой-то ты во фраке" идет с успехом уже десять лет. Шесть лет я состою в штате Театра Луны под руководством Сергея Борисовича Проханова и сыграл на его сцене в четырех замечательных спектаклях. Каждый раз это для меня праздник. Сейчас я не представляю себе жизни без театра» (2001). С 1994 Стычкин работал в театре клоунады Терезы Дуровой, а с 1995 - в театре Луны, где был занят в спектаклях «Фанта-Инфанта» (Блекстэр), «Таис Сияющая» (Мелий), «Чарли Ча...» (Чаплин) и «Набоков. Машенька» (Ганин), «Фауст» (спектакль посвящен памяти А. Ромашина).
Конечно, Женя Стычкин никогда и ни за что не стал бы играть бессмысленного и жестокого тирана, поэтому даже Гитлер в его исполнении... танцует: «Это был придуманный персонаж, это был "Страх и отчаяние Третьего рейха" (театр «Вишневый сад»), куда в несколько новелл был вставлен портрет Гитлера, который в какой-то момент начинал существовать, действовать, и как-то влиять на персонажи. И он был решен скорее пластически. Это не то, что была какая-то нормальная история Гитлера».
Даже в простой истории всегда можно найти бездну интересного, но это уже зависит от режиссера, а в классике есть почва для того, чтобы придумывать сколько угодно, поэтому Стычкин при выборе материала думает не только «что?» и «где?», но и «с кем?» и «зачем?»: «Сейчас в театре очень сложная ситуация. Стало модным удивлять новыми формами - а это сделать крайне сложно, чтобы при этом донести до зрителя историю, не "смывая" главного. А так, взять какую-то хорошую известную пьесу и всех покрасить в зеленый цвет, заставить прыгать, бегать, читать сонеты Шекспира между строками, обливаться маслом - разве в этом смысл? Мне кажется, проблема не в современном театре, а в современной критике и современной публике. Театр - это все равно некий бизнес: мы делаем то, что зритель хочет видеть, за что он платит деньги, и, в первую очередь, то, что критика будет "поднимать". Чем больше она будет хвалить, тем больше народу придет на спектакль. Мне кажется, что сейчас абсолютно незаслуженно расхваливают такие новомодные вещи, в которых ничего особенного нет. И так же незаслуженно ругают классику. Я не понимаю почему - по-моему, это полная глупость. Мне, например, гораздо интереснее работать с классическим подходом к драматургии».
Совсем недавно сбылась мечта Евгения поработать в классическом репертуаре: он сыграл Шута в партнерстве с М. Козаковым в спектакле театра Моссовета «Король Лир» (реж. П. Хомский), Сганареля в партнерстве с М. Сухановым и Н. Швец в спектакле театра им. Е. Вахтангова «Дон Жуан и Сганарель» (реж. В. Мирзоев). Сганарель Стычкина - это вообще сам Мольер, по большому счету именно этот персонаж, как и Шут в «Короле Лире», легко жонглирует всем философско-нравоучительным смыслом пьесы. А еще Стычкина можно увидеть в легчайшем спектакле «ПроЯвления любви» в Театре Квартета И - там он отдыхает от классики. Он счастлив, что выбрал эту профессию, которая помогает ему понимать жизнь и воспитывает душу: «Это тяжелая такая школа, потому что нам приходится ежедневно брать на себя чужие переживания, грехи и так далее. Да, это тяжело. Но при этом ведь учатся люди на ошибках обычно. И поэтому, перенимая чужой опыт, ты и сам меняешься, и, соответственно, можешь становиться лучше, не только хуже». А еще если занимаешься своим, предназначенным для тебя делом - или которому предназначен ты - с тобой происходят всякие чудеса, и даже иногда сбываются мечты.
Своим браком Женя Стычкин обязан... собственной теще. Это она, известный кинокритик Нина Зархи, посоветовала своей дочери, приехавшей в Россию на каникулы известной в мире пианистке Кате Сканави, сходить в театр «на Стычкина». Катя послушала маму, и ее дочернее послушание имело самые непредсказуемые последствия для всех участников этой истории. Роман развивался стремительно, и неожиданно для самих влюбленных закончился свадьбой в ресторане «Обломов» и «регистрацией» в Доме-музее Ермоловой: «Изначально у нас происходило все чинно и аккуратно в Музее-квартире Ермоловой на Тверском бульваре. Там невероятно красиво. Катя иногда там играла концерты. И в этом концертном зале мы устроили церемонию бракосочетания, причем о том, что все это будет сделано в виде театрализованного капустника, никто из 200 приглашенных, кроме одного моего друга, не знал. Мы позвали туда (как будто бы) даму из загса, хотя на самом деле это была переодетая певица, которая сначала начала читать весь тот текст, который обычно говорится в загсах, а потом перешла на пение. Следом пели свидетели и жених, а невеста играла на рояле, пел детский хор Большого театра... А потом все действо перешло в полный цирк... В общем, всем гостям было весело». И тут вдруг оказалось, что Стычкин - не только прекрасный актер, но и отличный муж и отец: «Я всегда хотел, чтобы семья была большая, чтоб все куда-то что-то тащили, чтоб имели каждый день совместную трапезу. Другое дело, что это невозможно. Я себе не могу позволить хотя бы раз со всеми вместе пообедать. Но мечты для этого и существуют».
Катя и Женя недолго пожили вдвоем - совсем скоро у них появились сначала Лешка, потом Лева и совсем недавно - дочка Сашенька. Стычкины-Сканави активно работают над воспитанием детей: ребята занимаются французским языком, рисованием, плаванием. Посещают хор Большого театра, где их учат петь, а еще они проникаются самой атмосферой Большого театра. Но в основном это заслуга Кати: «Мне повезло с женой. Мне просто очень повезло с женой. И в этом ответы на очень многое в моей жизни. Поэтому мне не страшно иметь троих детей, поэтому мне весело руководить здоровенным домом... Мне просто очень повезло с женой, с ее жизненной энергией. Мне авансом был выдан выигрышный билет, не за что-то, а просто так, на будущее. Так что теперь надо хотя бы правильно распорядиться выигрышем». Как показывают почти 6 лет совместной жизни, Евгений Стычкин не просто выиграл, а сорвал джек-пот: «Катя меня однажды шокировала. Мы уже довольно долго были вместе, и Катя даже была уже беременна. Я прилетел в Америку и впервые услышал, как она играет на рояле. Тут для меня открылся большой новый мир, и захотелось перейти с ней на «Вы»... Потом, меня Катя продолжает потрясать своей удивительной витальностью. От нее исходит невероятная легкость. Она была с пятимесячным сыном Лешей на гастролях в Америке, Гонолулу - ну полный кошмар. Леша сделал 38 взлетов-посадок за полтора месяца. И ничего - нормально».
Жена полностью разделяет взгляды Жени - они счастливы, когда в доме собираются друзья - в основном, это компания отца Жени, который ушел из жизни незадолго перед рождением первого внука. Сам Стычкин считает, что с поколением 30-летних его не связывает ничего, кроме возраста - ведь у него совсем другие ценности: «Мне не нравится музыка, которую слушает мое поколение, мне не нравится, как общается мое поколение друг с дружкой, мне не нравится, как мы сидим дома, как мы разговариваем, мне не нравится то, о чем мы разговариваем, часто. Ну, мы, я обобщаю, просто чтобы не дистанцироваться от своего же собственного поколения. Меня это очень расстраивает, я стараюсь в своей компании это каким-то образом менять. Мы не умеем общаться». Тем не менее, Стычкину удалось найти общий язык со сценаристом К. Мурзенко, который в 2001 году запускался со своим первым режиссерским проектом «Апрель».
До 2001 года в активе актера Стычкина, кроме появления в «Танго втроем» (реж. П. Тодоровский, 1997) и Пушкина в «Дне полнолуния» (реж. К. Шахназаров, 1998), числились главные роли в сериалах и так называемые «роли второго плана» в фильмах, названия которых вряд ли о чем-то говорят зрителю: «Ангел-хранитель» (2001), «Борода в очках и бородавочник» (2001), «Призрак счастья» (2001), «Эмигрантка» (2001).
В 2002 году Евгений снялся в фильме «Апрель». Фильм начинается с того, что Петя, бывший детдомовец по прозвищу Апрель, меняет профессию - он решает стать киллером. Герой даже делает первые шаги на новом поприще: покупает на еще не отработанный гонорар другую одежду, очки, знакомится с девушкой на улице, которая оказывается вовсе не проституткой, а медсестрой. Любовь к медсестре и мешает Апрелю выполнить заказ. В «Апреле». у Евгения Стычкина - главная роль. Среди его партнеров - Гоша Куценко, Кристина Орбакайте, Александр Лазарев-младший, певец Михаил Круг, Рената Литвинова. Смысл фильма в том, что герой Стычкина попадает в дичайшую ситуацию и не может из нее выбраться: «А мне все время раньше в кино предлагали играть таких жизнерадостных, глупеньких и поверхностных ребят. А этот Апрель - он сильно побитый жизнью, он любит жизнь и не собирается с ней расставаться. И еще Костя мне про него сказал, что он эпический герой. У него за спиной взрывается дом, а он закуривает сигарету. И больше Костя ничего не объяснял, сколько я ни просил. Все, говорит, сам сделаешь».
Даже сейчас, сыграв в десятке серьезных фильмов, Стычкин любимым называет именно «Апрель». Все дело в том, что его просто всегда старались замкнуть в некотором амплуа. А в «Апреле» он существует совершенно вне этого амплуа: «Я надеюсь, что режиссеры, которые посмотрят, увидят, что я могу это делать, поймут, что я могу сюда как-то выйти из своего амплуа, значит, могу, может быть, и в другую сторону, и предложат мне что-то». И снова Стычкин не ошибся - предложения посыпались, как из рога изобилия: «Антикиллер-2. Антитеррор» (реж. Е. Кончаловский, 2003), «А поутру они проснулись» (реж. С. Никоненко, 2003, фильм удостоен главного приза "За лучший зрительский фильм" Открытого российского фестиваля кинокомедии "Улыбнись, Россия!"), «Ищу невесту без приданого» (реж. А. Салбиев, 2003), «Слова и музыка» (реж. И. Соловов, 2004), «Холостяки» (реж. Е. Двигубская, 2004), «Молоды и счастливы» (реж. В. Зеленский, 2004), «Даже не думай. Тень независимости» (реж. Р. Бальтцер, 2004)
Новая российская мелодрама "Слова и музыка" от режиссера Ивана Соловова на самом деле имеет характерный французский привкус - это римейк одноименного фильма с К. Ламбертом и К. Денев, снятого в 1984 году режиссером Эли Шураки.
"Слова и музыка" - трогательная история любви между молодым, подающим определенные надежды музыкантом и успешной бизнес-леди, которая помогает подняться на вершину шоу-бизнеса различным юным дарованиям. В роли главного героя снялся М. Башаров, а Стычкин сыграл его друга, такого же молодого и веселого парня. Стычкину явно нравится его персонаж, он получает удовольствие от игры. Вот какую ситуацию застал корреспондент «Смены» на съемках фильма: «Мы пришли на съемочную площадку, когда у актеров был короткий перерыв. От Жени Стычкина словно искры летели. Актер ни минуты не мог устоять на месте. То кидался едой в Башарова, то принимался распевать песни, а то просто ходил из угла в угол, бормоча себе что-то под нос. В общем, своей энергетикой он утомил всех окружающих». Впрочем, от «утомительной» для окружающих энергетики фильм только выиграл.
Почти насильственное обаяние Стычкина сработало безотказно и в следующем фильме о непростой жизни метросексуалов в мегаполисе - сериале Е. Двигубской «Холостяки», где он сыграл Толю - самого домашнего из «холостяков», который ближе всех подошел к алтарю. Толя - агент по продаже подержанных машин, он меняет машины, как зубочистки, а женщин, как машины. Толя никогда не был женат, и поэтому сохраняет невероятно веселый нрав и мощный оптимизм. У Толи есть обожающая его мама, которая хронически пытается его женить. Она регулярно приглашает в дом своих престарелых подруг и их умных, образованных, но страшных дочек. Толя - послушный сын и считает своим долгом заняться любовью с каждой несчастной девушкой. Для него этот акт приравнивается к мытью посуды по просьбе мамы. Делает он это старательно и обреченно. Он относит данное действие к гуманитарной помощи нуждающимся. Толя любит женщин ярких и красивых. И что поразительно, эти красотки никогда ему не отказывают. Авторам удалось избежать пошлости, и создать легкую комедию, смотреть которую мужчинам - интересно, а женщинам - любопытно. Именно роль Толи принесла Стычкину народную любовь и статус новой звезды российского кино.
Успех, как известно, нужно закрепить - летом 2005 в прокат вышла комедия А. Стриженова «От 180 и выше», где Жене Стычкину досталась роль администратора фитнес-центра Костика, который искренне верит, что девушка ростом выше 180 сантиметров - символ его успеха и состоятельности. Однажды Костя решает доказать всем и - самое главное - себе, что может настать и его час - звездный час мужчины маленького роста. И приглашает на свидание девушку не ниже 180 сантиметров. Используя свое служебное положение, Костя обзванивает клиенток фитнес-клуба. Но получает отказ за отказом. У каждой героини своя история и свой мужчина. В итоге, цепь забавных ситуаций и смешных совпадений приводит к нему на свидание сразу всех красавиц. "Я хочу играть разные роли, серьезные, глубокие, смешные, и не повторяться. Этот фильм дал мне прекрасную возможность раскрыться как комедийному актеру", - с благодарностью говорит Женя. На самом деле, он - самый настоящий трудоголик и круглосуточно работает, чтобы всегда быть готовым к освоению новых кинопространств: «Чтобы не упустить свой случай, нужно, во-первых, уметь им воспользоваться и, во-вторых, быть к этому готовым. Если сейчас мне предложат сыграть всадника, вынужден буду отказаться, потому что недостаточно хорошо владею лошадью. Но если меня предупредят об этом хотя бы за недельку, натру себе мозоли везде, где только можно, но к назначенному часу буду владеть ею достаточно прилично. Я действительно очень на многое готов ради своей профессии». Кроме того, 2005 год отмечен для актера Стычкина работой с такими серьезными режиссерами, как П. Гринуэй («Чемоданы Тульса Люпера-2») и Г. Панфиловым («В круге первом»).