Джордж Харрисон родился 25 февраля 1943 года в ливерпульском районе Уэйвтри, откуда семья через 6 лет переехала в район Спек. В 1955-м, сдав экзамены, поступил в среднюю школу, которая называлась "Ливерпульский институт", хотя высшего образования не давала. В детстве Джордж выделялся тем, что дерзил учителям, носил брюки-дудочки и месяцами не стригся.
В 1956 г. родители будущей звезды купили своему сыну гитару. Джордж сразу увлекся музыкой и довольно быстро научился приличной игре на новом инструменте. Благодаря гитаре он сблизился с Полом МакКартни}, который учился в той же школе, но был на год старше Харрисона.
Вскоре Джордж, его брат Пит и трое их общих друзей образовали типичную скиффл-группу "The Rebels", в которой Харрисон, не умея импровизировать, играл в основном одни и те же отработанные пассажи. Как показали первые записи THE BEATLES, от штампов ему не сразу удалось избавиться.
В 1958 году Джон Леннон и Пол пригласили Джорджа в группу "The Quarrymen", вскоре принявшую название "Johny and the Moondogs". Но Джордж довольно быстро перешел из переживающего кризис коллектива в группу "Les Stuart's Quartet". Правда, уже в начале 1959 года группа Леннона возобновила выступления. Ее название менялось от "The Silver Beatles" до "THE BEATLES".
В составе BEATLES Джордж писал не так уж и много, но практически каждая его песня наравне конкурировала с произведениями Леннона и МакКартни. Композиторский дебют Харрисона состоялся на альбоме "With the Beatles" с песней "Don't Bother Me".
С этих пор каждая долгоиграющая пластинка квартета содержала его сочинения. Творческая самобытность Джоджа проявилась на альбое "HELP!", когда в песне "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" Джордж впервые использовал индийский ситар, а в 1966 году, на альбоме "Revolver" он сочинил и исполнил на ситаре песню "Love You To". Эта композиция явилась замечательным синтезом популярной и индийской музыки.
21 января 1966 года Харрисон женился на манекенщице Пэтти Бойд. В сентябре они вдвоем отправились в Индию, где Джордж более месяца осваивал азы древнеиндийской философии и брал уроки игры на ситаре у выдающегося музыканта Рави Шанкара.
В дальнейшем Харрисон и Шанкар сохранили дружеские отношения, даже когда Джордж отчаялся овладеть мастерством игры на ситаре.
Апоеем "индийского периода в творчестве Харрисона стала музыка к фильму "Wonderwall" (1968) о расцвету психоделических течений в искусстве в 1967 году. Альбом "Wonderwall Music" был записан в Бомбее, с участием местных музыкантов и смог занять в британской таблице популярности только лишь 49-ое место.
В дальнейшем Харрисон смог написать две самые значительные песни из сочиненных им в составе THE BEATLES. Это, во-первых, баллада "While My Guitsar gently Weeps" с "Белого альбома" и "Something" с "Abbey Road". Первая композиция далась Харрисону очень нелегко, а для записи был привлечен гитарист Эрик Клэптон. Джордж хотел, чтобы гитара по-настоящему "плакала", а своя собственная игра и игра Джона его не устраивали. Вторую же, "Something", многие критики ставят в один ряд с "Yesterday".
В это период Харрисон начал выступать и как продюсер записей других исполнителей, чьи пластинки выпускала фирма "Apple". 9 мая 1969 года вышел его 2-ой сольный альбом "Electronic Sounds". Пластинка была записана дома и составлена исключительно из экспериментальных композиций, сыгранных на фантастическом по тем временам инструменте - синтезаторе Роберта Муга.
Как и первый альбом Джорджа, эта пластинка успеха не имела, но, в отличие от предшественника, "Electronic Sounds" в чарты вообще не попал. Но Джордж не отчаивался и продолжал готовить сольный альбом, который позже должен был перевернуть его карьеру. THE BEATLES к тому времени уже практически распались, и каждый участник ансамбля сконцентрировался на сольном творчестве, и, благодаря своей новой пластинке, Джордж наиболее преуспел в этой области.
Тройной альбом "All Things Must Pass" вышел в ноябре 1970 года. Несмотря на небывало высокую по тем временам цену (альбом стоил 5 фунтов стерлингов), он быстро расходился. и за три недели стал в США "золотым". В записи этой пластинки участвовали такие звезды, как Эрик Клэптон, Ринго Старр и Билли Престон.
Работа над "All Things Must Pass" длилась шесть месяцев, в течение которых были записаны все 28 композиций, составляющих альбом. Наибольший успех имела песня "My Sweet Lord", на четыре недели возглавившая хит-парад США в конце года, а вначале 1971 года - Великобритании. Но, спустя пять лет, этот хит явился причиной участия Харрисона, обвиненного нью-юркским судом в "непреднамеренном плагиате", в судебном процессе. Оказалось, что композиция Джорджа похожа на песню Роналда Мэка "He's So Fine", исполненную "The Chiffons".
Еще год спустя выяснилось, что песня Мэка представляет собой обработку религиозного песнопения "Oh! Happy Day", но для Джорджа это ничего не изменило, и он был вынужден заплатить крупный штраф.
Но, когда до скандала было еще долго, Джордж наслаждался результатами продажи свое пластинки. Тираж его пластинки вскоре превысил тиражи сольных альбомов МакКартни ("McCartney") и Леннона (John Lennon/Plastic Ono Band) вместе взятые.
1 августа Харрисон привлек к себе внимание как организатор двух концертов в помощь Республике Бангладеш. Позже публике представили фильм об этом мероприятии, проходившем в нью-йоркском "Madison Square Garden". Также Джордж выпустил концертный альбом "The Concert For Bangla Desh". На пластинке можно было услышать песни как самого Харрисона, так и других звезд, принявших участие в концерте: Ринго Старра, Боба Дилана.
Затем Харрисон взял небольшой творческий перерыв и выпустил очередной сингл, "Give Me Love (Give Me Peace On Earth)", лишь в мае 1973 года. Пластинка имела крупный успех, но альбом "Living In Material World" был принят только в США. На пластинке преобладали песни религиозного содержания, что было привычно для американского рока, но совершенно неприемлемо для британцев.
Этот провал стал началом неудач музыканта. Сначала Харрисона покинула жена (она ушла от него к Эрику Клэптону, в октябре 1974-го года). Затем Джордж, не исполнявший на своих концертах песен "Beatles", был вынужден изменит программу. ввиду недовольства зрителей.
Но при исполнении старых композиций Харрисон много импровизировал, и публика не могла ему этого простить. Материал, отснятый во время концертов, был сдан в архив, а новый альбом Джорджа, "Dark Horse", провалился. В прессе его переименовали в "Dark Hoarse" (темный хрип), а дебютный сингл "Ding Dong"стал первой песней кого-либо из "The Beatles", не попавшей в хит-парады.
Но Харрисон не унывал: он основал фирму "Dark Horse Records" и, спустя два года, выпустив альбомы других исполнителей, сам записал пластинку "Thirty Three And 1/3". Альбом был явно лучше предыдущего, "Extra Texture". По-моему, вряд ли эту запись можно назвать выдающейся, но песня "This Song", в которой Джордж высмеял скандал вокруг композиции "My Sweet Lord", Харрисону явно удалась. Кстати, 26 декабря музыкант вновь переиздал нашумевшую песню, и публика вновь приняла ее на "ура". А в 1977 году вышел сборник лучших работ Джорджа.
И вновь началась полоса удач. Музыкант женился на мексиканке Оливии Ариас, за пять недель до свадьбы у него родился сын. А в феврале 1979 года Джордж выпусти хороший альбом, который он назвал очень просто: "George Harrison". Критики сразу признали его лучшим у Джорджа. И действительно, запись получилась неплохой.
Но мелодии лично мне показались слишком легкими. Многие признавали их старомодность, не умаляя достоинств Харрисона как композитора и певца. По-моему, Леннону и МакКартни к этому времени удалось достичь большего. Композиции Джона звучали действительно по-новому, Пол записывал типичные для себя все такие же простые и приятные песни. Харрисон же писал только о любви.
Его мелодии подходили в основном доля создания непринужденной обстановки и, за исключением некоторых песен, вряд ли композиции того периода в творчестве Харрисона смогли пережить свое время.
Как бы то ни было, к записи альбома музыкант подошел ответственно. Он также включил в материал пластинки композицию "Not Guilty", которую он сочинил еще в "The Beatles". Тогда ребята записали 102 версии этой песни для "Белого альбома", но ни одна из них группу не удовлетворила. Так же к лучшим песням стоит отнести композиции "Love Comes To Everyone", "Faster".
В 1979 году Джордж выпустил книгу, названную так же, как и его песня, записанная еще с "Beatles": "I, Me, Mine". Всего было выпущено 2000 экземпляров книги, каждая содержала автограф Джорджа и стоила 148 фунтов стерлингов. В этом издании музыкант написал подробный анализ каждой своей песни (причем тексты были написаны автором собственноручно и воспроизведены факсимильно), а также описал историю своего творческого пути.
Но вот что удивительно: Харрисон ни словом не упомянул Джона Леннона, что крайне возмутило последнего. Леннон рассказал о своих чувствах в интервью: "Он не забыл ни одного случайно встреченного саксофониста или гитариста, а меня в его книге нет. И это довольно обидно." Харрисон решил ответить на интервью песней, но вскоре Джон был убит. Так, вместо продолжения полемики, Джордж написал замечательную ностальгическую композицию "All Those Years Ago".
В своей песне Харрисон с любовью вспоминал о времени, когда и он, и Джон были частью "Ливерпульской четверки". В записи приняли участие Пол и Ринго, а продюсером явился Джордж Мартин. Сигл расходился очень хорошо, а позже появился и альбом "Somwhere In England". Многие критики отмечают, что песни этого диска были выдержаны в манере "The Beatles", но мне пластинка показалась достаточно похожей на предыдущие работы Джорджа.
Следующий диск, "Gone Troppo", получился неудачным. Сам автор это прекрасно понимал, и альбом не рекламировал. Затем Харрисон взял небольшой перерыв. Джордж писал музыку для фильмов, несколько раз принимал участие в концертах других звезд. А 5 января 1987 года музыкант приступил к записи очередной пластинки: "Cloud Nine".
Возвращение Джорджа на сцену было триумфальным, а альбом приняли хорошо. Лично мне он кажется однозначно лучшим в дискографии Харрисона. Его музыка приобрела несколько более мощное звучание, сохранив свою направленность (большинство песен было о любви) и жизнерадостное настроение.
Остается только восхититься мужеством и силой духа человека, который, несмотря на все жизненные неурядицы, смог сохранит оптимизм и выразить его в своих песнях. Лучшие песни пластинки: "Cloud Nine", "Fish On A Sand", "Devil's Radio". Одной из последних ярких работ Джорджа стал клип на песню "When We Was Fab". 26 февраля 1988 года на фестивале в Сан-Ремо Джорджу была вручена высшая награда как за лучший видеоклип года.
В марте Джордж Харрисон, Том Петти, Рой Орбисон, Джефф Линн и Боб Дилан объединились в студийный ансамбль "The Travelling Wilburys" и выпустили альбом. Триумф пластинки был омрачен смертью Орбисона.
Затем, в 90-е годы Джордж Харрисон несколько ушел в тень. Наступила эра совсем новой музыки, и Джордж, как и его коллеги по "The Beatles", понимал это. Он выпустил несколько синглов, акустический альбом, но сенсацией новые работы Харрисона не становились. В последние годы музыканта все чаще стали мучить проблемы со здоровьем.
Джордж пережил несколько операций. Ему удалили опухоль гортани, опухоль на легком (образовавшуюся из-за курения). Как бы то ни было, Джордж и его близкие отрицали серьезность возникших осложнений. Стоит вспомнить и то, что Рождественской ночью 1999-го года в дом Джорджа проник вооруженный маньяк, но раненому музыканту удалось обезвредить нападающего и вызвать полицию.
Последние дни своей жизни Джордж провел в различных клиниках. Друзья и семья всячески поддерживали его, а в Нью-Йорке умирающего музыканта навестили Пол МакКартни и Ринго.
Джордж скончался 29 ноября 2001 года в Лос-Анджелесе, в доме своего друга. В момент смерти рядом с великим музыкантом были его сын и жена. Так уж получилось, что человек, написавший бессмертные произведения, смог прожить только 58 лет.
↑ свернуть