Владимир Гришко родился 28 июля (в день Святого Владимира) в Киеве в Голосеевском районе в многодетной семье. Мама не работала, так как воспитывала пятеро детей, ребят, Володя – наименьший среди них. Отцу-военнослужащему нелегко было обеспечивать большую семью. Он умер, когда Владимиру было 18 лет.
Бойкий и непоседливый, младший Гришко любил озорничать и пускался на такие бесшабашные поступки, от которых сейчас даже приходит в ужас. Но музыку полюбил рано. Его добрая мама – красавица, любимица улицы – садила маленького Володю на колени и они вместе пели украинские песни. Еще была гитара, которую он впервые услышал в цыганском лагере близ кирпичного завода. Владимир частенько бегал туда, где его влекли шатер, костер, кони. Чернявый, с большими карими глазами, он и сам был похож на своих друзей цыганчат. Но больше, чем игру с ровесниками, любил вечерние пения вокруг огня. Совсем не понимая, о чем поют, вслушивался в те временами унылые, временами зажигательные мелодии, ощущая в себе непонятные вибрации, которые волновали так, что он не мог потом по-детски беззаботно уснуть.
Старший брат Евгений, профессиональный баянист, в 7 лет записал его в хор «Щедрик», сам водил на репетиции. С того времени, собственно, и началась артистичная жизнь Владимира, ведь хор часто выступал, много гастролировал за границей.
В Киевском музыкальном училище имени Глиэра Гришко учился по классу гитары и дирижирования, а со II курса – и по классу вокала у Владимира Александровича Запорожцева. Чувство глубокой благодарности к своему первому педагогу певец сохраняет и до сих пор. Кстати, гитара стала его наилучшей помощницей. В ее сопровождении проходил он свои первые вокализы, овладевал и piano, и forte, и mezzavoce, исполнял произведения, которые требовали очень сложного вокала.
На вступительных экзаменах в Киевскую консерваторию Владимир очень понравился заведующей вокальной кафедры, профессору, народной артистке Советского Союза Елизавете Чавдар. Она сама отвела его в класс к профессору, народному артисту Украины Владимиру Ильичу Тимохину. Это было в 1984 году. А через пять лет начнется высокий взлет в искусстве. Сразу после Государственных экзаменов в консерватории началась аспирантура. Профессор, народная артистка Украины Зоя Петровна Христич установила суровый режим работы для Владимира, абсолютно подчинив его жизнь будущему конкурсному марафону.
Конечно, результат не зависит непосредственно от количества потраченного на упражнения и вокализы времени. Голосовые связки — весьма нежный инструмент и требуют осторожности и умелого, профессионального подхода. Кажется, Зоя Петровна Христич точно рассчитала кривую успеха своего воспитанника по возрастающей. В самом деле, «планка» неуклонно поднималась: на протяжении осени 89-го года, всего за три месяца Владимир Гришко завоевал III премию на Международном конкурсе оперных певцов в Марселе, II премию (І премию никому не присудили) на Всесоюзном, тогда очень престижном, конкурсе имени Глинки, Гран-при и специальный приз Пласидо Доминго "Тенор-милор" («Лучший тенор») на Международном конкурсе вокалистов в Барселоне имени Франсиско Виньяса, Испания. Приз «Тенор-милор» по условиям конкурса присуждают лишь итальянцам.
Украинец Владимир Гришко составил исключение. Во Владимира поверил Пласидо Доминго, ощутив немалый запас возможностей этого певца. Впечатляющий успех! Прошел еще один год. И снова громкий успех – «Гран-при» на Международном конкурсе певцов в Тулузе, Франция. Профессор Зоя Петровна Христич, член жюри этого авторитетного соревнования, была свидетелем триумфа Владимира, когда после исполнения арии Рудольфа из оперы Пуччини «Богема», наисложнейшей, тесситурной, в самом деле показательной для теноров, публика, стоя минут десять приветствовала украинского певца громовыми аплодисментами.
Был и трагический 1991 год. Владимир потерял брата Николая, отчима, мать, которую любил беспредельно. Чтобы поддержать её материально, очень больную, он, находясь тогда на службе в ансамбле песни и танца КВО, подрабатывал на Байковом кладбище, шлифовал надгробные плиты. Мама верила в него, еще мальчику говорила: «Будешь певцом, будешь певцом!» Умерла потому, что не перенесла удара, узнав, что Владимир в тяжелом состоянии попал на операционный стол, открылась язва желудка. Владимиру долго не говорили печальной правды. Но ее не обойти. Как и еще многих испытаний, которые почему-то так часто достаются тем, кто отмечен высоким талантом. Боль – будто расплата за глубину и истинность души... Позже Владимир сам поставит памятник матери, написав на нем строки из песни «Черемшина», которую пел ребенком с самым дорогим для себя человеком.
В этот период пришло приглашение в Монте-карло на фестиваль теноров – обладателей «Гран-при» (не меньше двух). Это было привлекательно, хотя и очень небезопасно в его состоянии. Всё решилось неожиданно. Колючие слова Ирины Архиповой: «Он слишком быстро взлетел, так же быстро и упал», - больно ударили по самолюбию, задели за живое. Через полтора месяца после наисложнейшей операции Владимир поет в Монте-Карло партию Ленского и получает специальный приз. Кстати, Ленский Владимира Гришка – на самом деле неповторимое впечатление. Кто хотя бы раз услышал – обязательно захочет послушать еще раз арию «Куда, куда вы удалились, златые дни моей весны…» именно в его исполнении, еще раз услышать ту бесконечную ноту на слове «весны», которая постепенно тает, перехватывает дыхание, переворачивает душу, столько в ней красы и столько невысказанной грусти.
Владимир Гришко – желанный гость в лучших театрах мира. На международной сцене Владимир дебютировал в Америке. Здесь он в 1990 году с блеском спел Альфреда в «Травиате», в студенческом оперном театре города Батен Руж, штат Луизиана. Потом были – Лыков в «Царской невесте» и Пинкертон в «Мадам Баттерфляй» в Вашингтонской опере. Выступал на сценах Национальной оперы Украины и Львовской оперы, «Арены ди Верона» во Франкфурте, Канадской оперной кампании в Торонто и Монреале, Нью-Орлеанськой оперы, Пражской Национальной оперы, «Опера де Бастиль» в Париже, Мариинской оперы в Санкт-Петербурге, «Нью-Йорк Сити Опера», Мичиганского оперного театра, Хьюстонской «Гранд Опера», Цинцинатской оперы, Вашингтонского оперного театра, Сан-Франциско опера, Королевской оперы Бельгии, театра «Сан-Карлос» в Лиссабоне, Национальной оперы Финляндии и др.
На протяжении сезонов 1995-2003 гг. Принимал участие в спектаклях «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке («Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Хованщина» Мусоргского, «Игрок» и «Война и мир» Прокофьева, «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова). Гастролировал в США, Канаде, Испании, Чехии, Германии, Бельгии, Франции, Японии, Австрии, Голландии, Венгрии и др..
В репертуаре Владимира Гришка – свыше 30 партий отечественного и мирового оперного репертуара, романсы, украинские, русские, итальянские и испанские песни. Также Владимир получил большое признание за свои концертные выступления. Часто выступает на международных фестивалях, например таких, как фестиваль Герберта фон Караяна в Баден-Бадене, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге.
Сотрудничал с такими выдающимися людьми как Ирина Молостова, Петр Устинов, Франко Дзеффирелли, Неллё Санти, Карло Рицци, Джеймс Ливайн, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Лео Нуччи, Семюэль Рэми, Каритта Маттила, Джеймс Конлон, Андрей Кончаловский, Валерий Гергиев, Галина Вишневская, Лариса Гергиева, Роман Кофман.
Много раз Владимира сводила судьба с великими тенорами Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. Он делил с ними одну гримерную в Метрополитен-опера, пел партию Альфреда в «Травиате» в том же костюме, что и Доминго. Из рук Владимира выдающиеся тенора получили серебряную статуэтку Фортуны - высочайшую награду Международного рейтинга «Золотая фортуна». А 13 апреля 2005 года Владимир пел вместе с маэстро Паваротти в Киеве, на сцене дворца «Украина». Триумфальными были для Владимира также и концерты с Монсеррат Кабалье летом 2004 года и весной 2006 года.
Но какими бы аплодисментами не награждали Владимира, они не разжигают в нем чрезмерного честолюбия. Так как все, что он делает в искусстве, делает с верой в Бога, которая постоянно присутствует в его душе. Она – его вдохновение, которое поднимает его над суетностью мира, которое наполняет потребностью петь во Владимирском соборе. Владимиру Гришко, как искренне верующему человеку, присущи милосердие и благотворительность. Он не только охотно принимает участие в благотворительных концертах по всему миру. Но ещё и не жалеет собственных средств на добрые дела.
Владимир и сегодня работает так же неутомимо, как и когда-то. Готовит новые партии, выступает за рубежом. Записал семь компакт-дисков, причем предпоследний альбом с русскими ариями выпустила всемирноизвестная фирма NAXOS, и диск имел в мире широкий резонанс в мире.
Кроме голоса, умения быть искренним на сцене, поддерживать партнеров, Владимир всегда привлекал к себе внимание довольно откровенными высказываниями в адрес нашей культурной политики, старался поднять уровень культуры в Украине. Может именно поэтому Президент Украины Виктор Ющенко назначил Владимира Гришко своим Советником по культуре.
Главное кредо певца - не разрешать себе расслабиться. Владимир обладает колоссальной работоспособностью - бесконечные записи, концерты, спектакли, работа в Администрации Президента, различные мероприятия. Приходится работать с раннего утра и до позднего вечера. Вместе с тем Владимир считает, что карьера и достижения - еще не все в жизни. Нельзя забывать о самом дорогом - семье и друзьях.
В. Гришко с 1991 года - заслуженный артист УССР, а с 1996 года - Народный артист Украины. В 2001 году ему присуждена Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко. Лауреат программы «Человек года - 2004». За утверждение международного авторитета Украины и плодотворную артистичную деятельность и благотворительность награжден:
- международной премией «Олимп» и Орденским отличием «Общественное признание»,
- командорским Крестом Ордена Святого Станислава ІІІ степени,
- орденами "Святого Князя Владимира" ІІ и ІІІ степени.
- орденом "Ярослава Мудрого V степени".
↑ свернуть