Настоящие имя и фамилия: Бернард Шварц. Родился 3 июня 1925 года в Нью-Йорке. В юности играл в любительских спектаклях, выступая в небольших ролях. Актерское мастерство изучал в Нью-йоркской школе драматического искусства.
В 1940 году дебютировал на профессиональной сцене. Его амплуа — картинно привлекательные бездельники, с веселым цинизмом взирающие на жизнь.
С самых первых шагов в кино Кертису сопутствовала удивительная популярность. Стройный, обаятельный, с длинными ресницами и бездонным взглядом прекрасных глаз, в которых утопали сердца его поклонниц, Тони самой природой был «приговорен» к ролям самоуверенных красавцев, великолепно чувствующих себя в любой обстановке.
Неиссякаемый донжуанизм буквально бил в нем ключом. С лица его героев не сходила улыбка, иронизирующая над всеми, в том числе и над самим собой.
Успех Кертиса начался с нашумевшей «черной» ленты «Крест-накрест» (1949) Р. Сиодмака. Затем он снимался без перерыва. После фильма «Гудини» (1953) Д. Маршалла, где он блестяще сыграл знаменитого иллюзиониста, критика провозгласила Тони «завтрашней звездой», справедливо предрекая ему большое будущее.
Действительно, этот первый любовник, полный шарма, пылкости и уверенности в себе, царил на экранах три десятилетия, до тех пор, пока годы не заставили его перейти на возрастные роли, в которых он также не терял своего актерского обаяния.
В 50-х годах Кертис был великолепен в полицейских и приключенческих фильмах, например «Винчестер-73» (1950) А. Манна и «Налетчики из Канзаса» (1950) Р. Энрайта. Здесь актер продемонстрировал и свой акробатический динамизм, в котором явно чувствовалось подражание Дугласу Фэрбенксу.
Затем в его творчестве проявился самобытный драматический талант («Мистер Кори», 1957, Б. Эдвардса; «Сладкий запах успеха», 1957, А. Маккендрика; знакомый нам «Спартак», 1960, Стремительная стихия комедийных ролей владеет Кертисом всю его жизнь.
Он незабываем в не устаревшей и сегодня комедии «Некоторые любят погорячее» (1959; в нашем прокате «В джазе только девушки», Б. Уайлдера) в роли легкомысленного, но привлекательного для женщин, неутомимого на выдумки бедного музыканта-саксофониста Джо, в великолепном актерском ансамбле с Мэрилин Монро и Джеком Леммоном.
Он забавен и юмористически неотразим в роли непревзойденного спортсмена Великого Лесли в комедии «Большие гонки» (1965) Б. Эдвардса, где в спортивных состязаниях его герой неизменно побеждает своего вечного соперника и завистника профессора Фэйта. И даже в детективе по А. Кристи «Зеркало треснуло» (1980) Г-Гамилтона, в эпизодической роли кинопродюсера Марти Фенна талант Кертиса заполняет экран.
Он неизменно весел, напорист, остроумен и, главное, узнаваем и правдив, что придает картине дополнительный смысл. Превосходно играя главные роли, Кертис никогда не чуждался и второстепенных. Даже короткое появление Кертиса на экране всегда оживляет фильм, привлекая к нему (1981) М. 0'Херлихи, «Портрет статистки» (1982) С. Стерна, «Принцесса мафии» (1986) Р. Коллинза и др. неизменно имели зрительский успех.
Тони Кертис был дважды женат. На актрисе Джанет Ли с 1951 по 1962 год, а с 1963 по 1967 год — на Кристине Кауфман. Его дочь от первого брака — популярная кинозвезда Джейми Ли Кертис.
Тони Кертис скончался у себя в доме в Лас-Вегасе 29 сентября 2010 года от остановки сердца.
На похоронах Арнольд Шварценеггер отметил, что Кертис не желал чувствовать себя постаревшим. «Ну скажите, кто еще мог бы раздеться догола в 80 лет?» — заявил Шварценеггер, имея в виду съёмки Кёртиса для журнала Vanity Fair в 2005 г.
Как рассказали родственники Кертиса, его похоронили с его любимыми вещами: в гроб артиста положили шляпу, шарф от модного дома Armani, пару перчаток, экземпляр его любимого литературного произведения — романа «Энтони несчастный» Херви Аллена, а также смартфон iPhone.
↑ свернуть