Этот режиссер - редкий для Америки случай: он стал знаменит как представитель неголливудского, авторского кино. Джим Джармуш снимал фильмы сам, не сотрудничая с большими студиями – и ему никто не диктовал условия.
Джим Джармуш родился 22 января 1953 года в индустриальном городе Акрон, штат Огайо. Его отец работал на шинном заводе, а мать писала рецензии к фильмам в местном журнале. В детстве Джим любил смотреть самые разнообразные фильмы в огромном количестве, кроме того, увлекался литературой.
Получив начальное образование, Джармуш поступил в Школу журналистики при Северо-Западном университете, а затем перевелся в Колумбийский Университет в Нью-Йорке, где изучал английскую и американскую литературу. В 1975 году, перед окончанием университета, по программе культурного обмена он поехал в Париж, и был потрясен открывшимся для него миром европейского кино. Джим остался в Париже на год, изучая творчество незнакомых ему режиссеров во Французской Синематеке — крупнейшем в мире архиве фильмов.
По возвращении в США Джим окончил Колумбийский университет со степенью бакалавра по литературе, но уже решил заниматься созданием кино и поступил в киношколу Нью-Йоркского университета. Во время учебы он стал ассистентом выдающегося режиссера Николаса Рэя и германского режиссера Вима Вендерса, вместе с которым работал над документальным фильмом «Молния над водой» (1980).
В том же году Джармуш закончил работу и над первым самостоятельным фильмом «Отпуск без конца». Лента о двух с половиной днях из жизни молодого человека без определенных занятий была снята полукустарным способом, на 16-мм пленке, при «бюджете» примерно в 15 тыс. долларов.
Следующей картиной Джармуша стала 30-минутная короткометражка «Новый Свет» (1982). Затем он решил сделать из нее полнометражный фильм в трех частях. Получившийся в результате фильм «Более странно, чем в раю» (1984) получил премию «Золотая камера» (награда за режиссерский дебют) Каннского фестиваля 1984 года, а Джим Джармуш стал модной фигурой в артистических кругах.
В 1986 году он выпустил снятую на черно-белой пленке комедию «Вне закона» о трех заключенных, совершающих побег из тюрьмы. Фильм был номинирован на приз Каннского кинофестиваля. В том же году Джармуш снял короткометражку «Кофе и сигареты», которая затем получила продолжение в 1989 и 1993 годах. Эти фильмы, по сути, откровения известных актеров, шоуменов и музыкантов «за чашкой кофе». Лента «Кофе и сигареты-3» (1993) получила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм. В 2003 году режиссер объединил все новеллы и выпустил полнометражный фильм «Кофе и сигареты».
Очередная лента Джармуша, философская комедия «Таинственный поезд» (1989), продемонстрировала сложившийся стиль режиссера: фильм состоит из отдельных новелл, связанных между собой неким общим смыслом. В таком же ключе оказалась выдержана и последующая его лента «Ночь над Землей» (1991), состоящая из пяти отдельных историй из жизни таксистов в разных странах за одну ночь.
Из этого ряда несколько выбился мистический вестерн «Мертвец» (1995), который считается одним из лучших фильмов Джармуша. Сыгравший главную роль Джонни Депп с этой картины начал путь к актерской славе, а режиссер в очередной раз номинировался на Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Еще одним номинантом на этот приз (и также одним из самых известных фильмом Джармуша) стала притча об убийце-одиночке «Пес-призрак: Путь самурая» (1999).
После довольно длительной творческой паузы (в течение 6 лет Джармуш участвовал только в документальных и короткометражных проектах) режиссер с блеском вернулся к художественному кино. В 2005 году он закончил лирическую комедию «Сломанные цветы», в которой главную роль сыграл комик Билл Мюррэй. Картина снова была представлена в Каннах и на этот раз взяла Гран-при престижного фестиваля.
↑ свернуть