Испанский актер Хавьер Бардем родился 1 марта 1969 года в Лас-Пальмас. Его мать — известная испанская актриса Пилар Бардем, сестра знаменитого режиссера Хуана Антонио Бардема (в свое время он пользовался большим уважением у руководства СССР, поскольку был секретарем ЦК подпольной компартии Испании). Ясно, что Хавьер был «обречен» на то, чтобы связать свою жизнь с кино (кстати, актерами стали и его брат Карлос, и сестра Моника) — ему было всего 6 лет, когда он дебютировал в телесериале «Плут».
Однако в юности Хави с энтузиазмом отдавался страстям, далеким от искусства: в тринадцать лет вошел в национальную сборную Испании по регби, потом увлекся боксом и штангой. Занятия спортом помогли развить мощную мускулатуру и тем самым сыграли не последнюю роль в формировании актерского имиджа Бардема — подлинного испанского мачо на грани пародии: брутального, коренастого, лоснящегося от пота и похоти — своего рода полемической альтернативы декоративному мачо Бандераса.
Этот образ оказался очень востребован испанским кино 90-х, с подростковым энтузиазмом развивавшим тему всепроникающей сексуальности. Чего стоят одни названия фильмов, сделавших Бардема национальной звездой! Так в трагикомедии Бигаса Луны «Ветчина / Окорока и ляжки» он сыграл молодого мясника, которого хозяйка фабрики по пошиву мужских трусов, стремясь не допустить брака сына с простой работницей, нанимает для соблазнения невесты, но, попробовав соблазнителя, решает оставить его себе.
Международную известность Бардему принес фильм 1992 года "Ветчина, ветчина" ("Jamon, Jamon"), в котором дебютировала Пенелопа Крус. Спустя 16 лет Бардем и Крус снова встретились на съемочной площадке - в 2008 году выходит фильм Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона" ("Vicky Cristina Barcelona"), в котором также снимается фаворитка маэстро Скарлетт Йохансон. Впрочем отношения Бардема и Крус теперь уже не только профессиональные.
То, что Бардема прославила роль мачо, создавало опасность, что это амплуа за ним закрепится. Поэтому в дальнейшем от таких ролей он последовательно отказывался. Зато прекрасно освоил амплуа "лишнего человека". В 1997 году он снялся в "Живой плоти" ("Carne Tremula") Педро Альмодовара в роли прикованного к инвалидному креслу параноика, который портит жизнь тем, кого любит. В 1999-м в фильме Херардо Веры "Вторая кожа" ("Second Skin") он сыграл гея, из-за которого рушится счастливый брак.
Эту работу можно считать разминкой перед самой признанной на сегодня ролью актера — кубинского поэта-гомосексуалиста Рейнальдо Аренаса умершего в тюрьме от СПИДа в американской ленте «Пока не наступит ночь» (2000). Готовясь к этой роли, Бардем сбросил 15 килограммов и довел до совершенства свой английский. Дело того стоило: «Кубок Вольпи» на МКФ в Венеции, приз голливудских журналистов «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» увенчали его труды.
Эта работа принесла ему главную испанскую кинопремию "Гойя" (всего их у Бардема четыре, эта была первой за главную роль), а также награду Венецианского кинофестиваля и первую номинацию на "Оскар" (тогда Бардем уступил Расселу Кроу, награжденному за фильм "Гладиатор" / "Gladiator").
После такого триумфа можно было ожидать, что актер начнет сниматься исключительно в Штатах, но этого, к счастью, не случилось: в 2002 Бардем блестяще исполнил роль безработного докера с задатками профсоюзного вожака, страдающего от собственной невостребованности, в испанской трагикомедии «Понедельники на солнце». На этот раз актер, вновь набравший вес, пошел в работе над образом наперекор фактуре: зритель верит, что перед ним живущий на пособие безработный, несмотря на то, что исполнитель роли по комплекции может дать фору Депардье, с которым они теперь, похоже, принадлежат одной весовой категории — и в буквальном, и в фигуральном смысле.
В 2002 году Хавьер Бардем снялся в фильме "Танцующая наверху" ("The Dancer Upstairs") - режиссерском дебюте Джона Малковича. Этот фильм - вольное переложение истории поимки в 1992 году Абимаэля Гусмана, лидера перуанского экстремистского маоистского движения "Сендеро луминосо" ("Светлый путь"). Бардем играет детектива, который, собственно, и ловит главаря повстанцев. А в 2004-м, после стольких ролей "крутых парней", он сыграл парализованного человека, который без малого 30 лет боролся за право на эвтаназию, в фильме Алехандро Аменабара "Море внутри" ("Mar Adentro"). Поскольку Бардем был значительно моложе своего героя, его гримировали каждый день по пять часов. И играл он, не шевельнув ни рукой, ни ногой - только лицом.
В 2007 году Бардем сыграл Флорентино Ариса в экранизации романа Габриэля Гарсиа Маркеса "Любовь во время чумы" ("Love In The Time Of Cholera") режиссера Майка Ньюэлла (причем режиссер предпочел его Джонни Депу). Но главной его ролью в минувшем году стал Антон Чигур - убийца, социопат, воплощение зла в фильме Джоэла и Итана Коэнов "Старикам тут не место". Если прежде он играл в основном пламенных испанских или латиноамериканских пассионариев, то здесь Бардем - хладнокровный, невозмутимый, цепкий и неистребимый душегуб, от одного вида которого делается жутковато.
Бардем известен не только как блестящий актер, но и как задиристый острослов. Например, в 2005 году, когда в Испании легализовали однополые браки, он заявил: "Если бы я был геем, я бы прямо завтра отправился выходить замуж, только чтобы трахнуть церковь". Еще он однажды рассказал, что Аль Пачино, посмотрев "Пока не наступит ночь", позвонил ему в три часа ночи, чтобы сказать, что ему понравилось. "Я не верю в Бога, я верю в Аль Пачино", - ответил Бардем. Или вот еще: "Иногда я спрашиваю себя, зачем я занимаюсь этим нелепым делом? Почему бы мне не поехать в Африку, чтобы помогать людям? Но я не могу помогать людям, потому что я ипохондрик".
В 2008 году Хавьер Бардем был награждён «Золотым глобусом» в категории «Лучший актёр второго плана» за работу в фильме «Старикам тут не место». За эту роль он также получил премию «Оскар» как лучший актёр второго плана.
В 2010 году удостоен приза Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль за роль в мексиканском фильме «Бьютифул».
В том же 2010 году Хавьер сыграл вместе с Джулией Робертс в фильме «Ешь, молись, люби».
В 2012 году с участием Хавьера вышли фильмы «К чуду» и «007: Координаты «Скайфолл».
8 ноября 2012 года Бардем получил свою именную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2013 году он сыграл роль первого плана в фильме «Влюбленный скорпион».
↑ свернуть