Британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.
Родился 13 августа 1899 года в Лондоне в семье скромного торговца фруктами.
Родители Хичкока были строгими католиками. Однажды, когда ему было четыре или пять лет отец отправил его в местный полицейский участок с запиской. Начальник участка прочёл её и запер мальчика на несколько часов в камере, сказав, что так они поступают с непослушными детьми.
В 1906 году родители отдали Альфреда в иезуитский колледж святого Игнатия. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина и за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой.
Впоследствие Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; многие его фильмы играли на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.
После колледжа он поступил в Инженерно-навигационную школу, где изучал механику, акустику и навигацию, параллельно изучая искусствоведение в Лондонском университете.
В разгар Первой мировой войны Хичкок записался на фронт добровольцем, но из-за непомерной полноты его определили в резерв и усиленно обучали подрывному делу.
После недолгого армейского кошмара Альфред поступил на работу в рекламный отдел Телеграфной компании Хенли.
В 1921 году ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» (Number 13/Mrs. Peabody) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешёл работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.
В декабре 1926 года Альфред женился на Альме Ревилл, работавшей в "Парамаунте" редактором. Энергичная, волевая, она станет другом и советчицей режиссёра, подарит ему дочь Патрицию.
Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden, 1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино, тогда только зарождавшегося. За еще одной англо-немецкой картиной «Горный орёл» (The Mountain Eagle, 1926) последовала лента «Жилец» (The Lodger/The Case Of Jonathan Drew, 1926), в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства.
Из его дальнейших немых фильмов выделяется только спортивная драма «Ринг» (The Ring, 1927), снятая в той же энергичной манере, что и «Жилец».
Первая звуковая лента Хичкока — «Шантаж» (Blackmail, 1929) — вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Картина стала началом его большой карьеры.
Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (Murder, 1930) и комедии «Пестро и странно» (Rich and Strange/East Of Shanghai; другой перевод «Богатые и странные», 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый чёрный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.
Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина «39 ступенек» (The 39 Steps, 1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. Ленты «Секретный агент» (The Secret Agent, 1936, по рассказам Сомерсета Моэма) и «Саботаж» (Sabotage/A Woman Alone, 1937, по роману Джозефа Конрада «Секретный агент») были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских «ударных» эпизодов. Фильм «Молодой и невинный» (Young and Innocent, 1937) — романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, — вновь вернул режиссёра в его стихию, а картина «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1938) стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру.
В конце весны 1939 года Хичкок, имея выгодный контракт с продюсером Дэвидом О. Сэлзником, переехал работать в Голливуд.
Его первая американская картина, «Ребекка» (Rebecca, 1940, также по роману Дафны Дю Морье), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года.
Хичкок с семьёй поселился в Беверли-Хиллз. Они предпочитали общаться с американцами. Их дом по голливудским меркам был скромным, и, по настоянию режиссёра, без бассейна во дворе.
Во время Второй мировой войны Хичкок снял шесть уголовных драм и одну салонную комедию. Все они имели успех у продюсеров, критики и публики.
Шпионский триллер «Иностранный корреспондент» (Foreign Correspondent, 1940) пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но включал в себя ряд классических эпизодов. За романтической комедией «Мистер и миссис Смит» (Mr. and Mrs. Smith, 1941) последовали подряд несколько крупных удач, в том числе «Подозрение» (Suspicion, 1941) и «Саботажник» (Saboteur, 1942). В картине «Тень сомнения» (Shadow of a Doubt, 1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряжённого сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым.
Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации.
Фильм «Завороженный» (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплёкой, и сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. После тонкой психологической драмы «Дурная слава» (Notorious, 1946) и неудачной ленты «Дело Парадина» (The Paradine Case, 1947) Хичкок поставил свою первую цветную картину, «Верёвка» (Rope, 1948). Её действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съёмки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон плёнки. Он повторил этот эксперимент менее удачно в провальной драме «Под знаком Козерога» (Under Capricorn, 1949), а после снятого в Лондоне затянутого детектива «Страх сцены» (Stage Fright, 1950) многие критики сочли, что Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг их одним из своих самых тонко выверенных фильмов, «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train, 1951, сценарий по роману Патриции Хайсмит написал Рэймонд Чандлер).
Пятидесятые годы стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), всё действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955), с яркими красками французской Ривьеры; чёрную комедию «Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry, 1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (North by Northwest, 1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствие рядом критиков лента «Головокружение» (Vertigo, 1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актёров.
Единственный в его творчестве фильм ужаса, «Психоз» (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (The Birds, 1963, по рассказу Дафны Дю Морье) предвосхитили популярную в 1970-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Поздними шедеврами Хичкока были недооцененные триллеры «Марни» (Marnie, 1964) и «Разорванный занавес» (Torn Curtain, 1966). В 1950-е и 1960-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents, 1955-1962) и «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour, 1962-1965). Его последний фильм, «Семейный заговор» (Family Plot), был снят в 1976 году.
Хичкок всегда появлялся в павильоне в тёмном костюме, начищенных ботинках, белой рубашке и галстуке. Дома у него висели ещё двенадцать таких же костюмов, отличавшихся друг от друга только размером. Портной сшил их одновременно, но с учётом того, что клиент постоянно будет толстеть. Он и в самом деле толстел и уже не помещался за рулём машины, проходил не во все двери и систематически падал с лестниц — специально для Хичкока их оборудовали перилами.
Настоящей страстью Хичкока было дорогое вино. Он покупал коллекционное виски, редкое шампанское и складировал бутылки в подвале своего дома. После смерти режиссёра они были проданы с аукциона... Ещё одним его увлечением стало садоводство, он с большой любовью ухаживал за розами.
А вот шумных сборищ Хичкок не любил, редко ходил на приёмы, не заводил близких друзей. Свою жизнь он посвятил кино.
В 1978 году Американская киноакадемия отметила Хичкока премией "За достижения всей жизни".
Смирившись с тем, что его карьера подошла к концу, Хичкок закрыл свой офис, распустил персонал и отправился домой.
Сэр Альфред Хичкок ушёл из жизни 29 апреля 1980 года от почечной недостаточности у себя дома в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
Незадолго до смерти английская королева успела возвести его в дворянское звание.
↑ свернуть