Пол Брюс Дикинсон родился 7 августа 1958 года в Уорксопе, небольшом шахтёрском городе в графстве Ноттингемшир. Хотя его первое имя Пол, он с детства предпочитает, чтобы его называли вторым именем — Брюс. Его родители были ещё подростками (матери, находящейся на 5 месяце беременности, на момент свадьбы было около 17 лет, а отцу 18), и незапланированное появление ребёнка как раз и подтолкнуло их к бракосочетанию, потому как в Англии 1950-х годов аборты были ещё запрещены.
Едва закончив школу и практически не имея средств к существованию, молодая пара поначалу была вынуждена жить вместе с дедушкой и бабушкой Брюса, которые взяли на себя часть ответственности за первоначальное воспитание ребенка.
На тот момент, когда Брюсу пора было идти в школу, его родители переехали из Уорксопа и оставили его вместе с бабушкой и дедушкой, пока сами обосновывались в Шеффилде, ближайшем городе, где проще было найти работу. Воспитанием юного Брюса фактически занимались дед и бабка. Дед и бабушка первыми познакомили мальчика с миром музыки: под The Twist Чабби Чекера Брюс танцевал в гостиной их дома, а позже мальчик уговорил деда купить пластинку «She Loves You» The Beatles.
Переехав вслед за родителями в Шеффилд в возрасте 6 лет, Брюс никогда не ощущал на себе их внимания и заботы. Сосредоточенные на зарабатывании денег, которых постоянно не хватало, отец и мать воспринимали сына как обузу, которую надо обувать, кормить и одевать. Помимо этого родителям Брюса были чужды какие-либо музыкальные предпочтения, и любовь мальчика к музыке, которую он обнаружил у себя в доме бабушки и деда, не находила здесь никакой поддержки.
В школьные годы Дикинсон впервые проявил себя как актёр и вокалист. Дикинсон присоединился к театральному кружку, где участвовал в постановке многих пьес, включая трагедию «Макбет» Шекспира, а вскоре увлёкся игрой на барабанах, и хотя возможности репетировать у парня не было, он пытался присутствовать на репетициях школьной группы, где запоминал партии ударных. Тогда же Дикинсон впервые попробовал себя в качестве вокалиста, после того как выяснилось, что он берёт более высокие ноты, чем солист местной группы.
Среднее образование он закончил в государственной школе в Шеффилде. Там же юноша присоединился к мальчишеской группе Paradox, которая стала его первым серьёзным шагом на пути к профессиональной карьере.
Закончив школу в 18 лет с отличными оценками по английскому, истории и экономике, Дикинсон поначалу решил пойти служить в армию, как отец. Однако отслужив полгода, будущий музыкант осознал, что военная служба не для него.
Карьера рок-вокалиста на тот момент казалось ему недостижимой, и в итоге Брюс поступил на исторический факультет колледжа Квин Мэри, расположенный в лондонском Ист Энде.
В университете Дикинсон познакомился с мультиинструменталистом Полом «Нодди» Вайтом, с которым и обсудил возможность создания собственного коллектива. В результате Дикинсон, Пол «Нодди» Вайт, Стив Джонс, Адам Хайенд и Мартин Фрешвотер создали новый коллектив — Speed.
После распада Speed Дикинсона пригласили в другой коллектив — Shots. Выступая по клубам, группа не привлекала особого внимания, пока в один вечер Дикинсон не начал насмехаться над безразличными к музыке зрителями, которые стали сразу следить за происходящим на сцене. Польщённый таким вниманием Брюс стал подшучивать над аудиторией каждый вечер, постепенно накапливая первый опыт фронтмена.
Самой большой удачей Брюса стал тот вечер, когда участники группы Samson неожиданно появились на концерте Shots в Мейдстоне (1978 года). Благодаря песням гитариста Пола Сэмсона эта группа уже выпустила один альбом Survivors на независимом лейбле Lazer. Коллектив вызывал большой интерес у публики наряду с Iron Maiden, Saxon и Angel Witch, как один из самых ярких представителей зарождающегося движения, известного как Новая волна британского хэви-метала. В тот момент группа Samson состояла из трёх человек и искала себе нового вокалиста.
Дикинсон получив приглашение присоединиться к группе.
Поскольку Дикинсон присоединился к группе сразу после записи альбома Survivors, на концертах ему приходилось исполнять песни, которые не были рассчитаны на его вокальный диапазон. Проблема подобного рода побудила музыкантов приняться в скором времени за запись новых песен, которые были включены в гастрольный тур, а их студийная версия была представлена уже на следующем альбоме — Head On (выпущенный в 1980 на лейбле Gem).
Как Samson, так и Iron Maiden в то время были ведущими представителями Новой волны британского хэви-метала, и принадлежность к одному музыкальному движению была обусловлена тесной связью, которая установилась между коллективами, конкурирующими между собой на тот момент. Впервые выступление Iron Maiden Дикинсон увидел в 1980 году. Последующая их встреча состоялась год спустя, когда Samson записывали Shock Tactics в студии соседней с той, где Maiden работали над альбомом Killers. Дикинсон сразу отметил для себя сходство группы со своими кумирами Deep Purple, однако сам попытки наладить контакт с группой не предпринимал. В то же время Samson настигли крупные проблемы в связи с менеджментом и продюсированием альбомов, так как их бывший лейбл обанкротился, а новый не воспринимал их должным образом и, соответственно, не собирался финансировать.
По словам самого Дикинсона, выступление на фестивале в Рединге стало последней точкой соприкосновения: он получил приглашение на прослушивание в Iron Maiden, и на этом моменте этап его карьеры с Samson получил своё логическое завершение.
В Iron Maiden Дикинсон пришёл на смену уволенному вокалисту Полу Ди’Анно, который был в составе группы с 1978 по 1981 год.
Уже на первой репетиции Дикинсон осознал, что уровень подготовки в Iron Maiden был выше, чем в его предыдущей группе. Коллектив был полностью оснащён необходимым оборудованием, имел профессиональный техперсонал, контракт с компанией звукозаписи, хорошего менеджера, а главное — амбиции и желание работать.
После нескольких выступлений в Италии, позволивших Дикинсону влиться в коллектив, группа приступила к записи третьего альбома. Альбом The Number of the Beast был записан в течение 5 недель.
С новым альбомом Iron Maiden наконец-то отправились в США, где их встречали с одной стороны восторженные поклонники, с другой — религиозные фанатики, которые публично уничтожали альбом The Number of the Beast, обвиняя британских музыкантов в безнравственности и поклонении Сатане.
Следующий альбом Piece of Mind вышел в 1983 году.
В 1984 году вышел альбом под названием Powerslave. В поддержку альбома был организован гастрольный тур World Slavery Tour, который стал одним из самых масштабных турне в истории коллектива и рок-музыки в целом. В рамках нового тура Дикинсон старался привнести в свои выступления больше театральных элементов: во время исполнения песни «Powerslave» он надевал перьевую маску, а при исполнении композиции «Revelations» музыкант появлялся на сцене с гитарой, на которой играл акустический перебор.
После завершения World Slavery Tour (в мае 1985 года) Дикинсон вернулся в Англию, где наконец мог насладиться долгожданным отдыхом. Время, свободное от гастролей и записи нового материала, Брюс решил посвятить спорту, на этот раз уделив ему главное внимание. И если до этого времени занятия фехтованием носили спорадический характер, то летом 1985 года певец тренировался 5 раз в неделю, пригласив в качестве наставника тренера британской олимпийской сборной по фехтованию З. Войцеховского.
К концу 1986 года он принял участие в соревнованиях и добрался до финальной серии из 16 турниров как в Англии, так и в Голландии.
Вместе с тем в преддверии записи нового альбома Дикинсон нашёл время для сочинения новых композиций, в которым основной акцент был сделан на акустическое исполнение, что, по мнения музыканта, должно было освежить звучание Iron Maiden. Однако ни басист Стив Харрис, ни продюсер Мартин Бирч не оценили предложения вокалиста и посчитали, что предложенный им материал не вписывается в стилистику коллектива.
Когда тур Somewhere on Tour был завершён, Дикинсон переехал в Бонн, где он смог быть ближе к Западногерманскому центру фехтования — международному центру, где собирались элитные спортсмены и тренеры фехтования. В конце 80-х Дикинсон достиг пика своей спортивной карьеры: он поднялся до 7 позиции в списке лучших фехтовальщиков Великобритании, а его клуб (Hemel Hempstead Fencing Club) представлял Великобританию на Европейском кубке 1989 года.
Iron Maiden приступили к работе над новым, на этот раз концептуальным альбомом. Это опять-таки была неизведанная территория для группы. Харрис записал песню «The Clairvoyant», Дикинсону идея понравилась и вскоре группа приступила к записи цельного альбома, основанного на истории персонажа, наделённого даром предвидения. На этот раз Брюс в соавторстве с другими участниками группы написал половину текстов песен, используя часть наработок, созданных для предыдущей пластинки.
После окончания тура в поддержку альбома Seventh Son of a Seventh Son в 1988 году, который увенчался участием группы в качестве хедлайнеров на фестивале Monsters of Rock в Донингтоне перед стосемитысячной толпой, музыканты взяли годичный перерыв. Дикинсон использовал освободившееся время для реализации своих творческих возможностей вне рамок Iron Maiden: он использовал предоставившуюся возможность записать саундтрек к триллеру «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна», пригласив для участия в записи своего старого друга Яника Герса.
Примерно в это же время Дикинсон появился в эпизоде телесериала Paradise Club, где он играл роль рок-гитариста, пытавшегося вырваться из-под диктата компании звукозаписи.
После записи песни «Bring Your Daughter to the Slaughter» руководители Zomba Records, вдохновлённые успешным сотрудничеством с рок-вокалистом, обратились к нему с предложением выпуска целого альбома с подобным материалом.
В результате их работы свет увидел альбом Tattooed Millionaire, который был записан в короткие сроки — два месяца.
Дикинсона не устраивало качество материала, который он создавал в рамках Iron Maiden, а также тот факт, что Стив Харрис стал продюсировать альбомы коллектива, таким образом всецело контролируя процесс записи и качество исходного материала. Воспользовавшись перерывом в гастрольном графике группы, Брюс отправился в Лос-Анджелес к продюсеру Кейту Олсену с намерением показать ему имеющиеся наработки.
В то время музыкант в сольном творчестве ориентировался на американский формат: Iron Maiden в силу своего несоответствия радиоформату не могли завоевать этот сегмент рынка, так что музыкант стремился заполнить эту нишу сольным творчеством.
Однако прежде чем запись альбома подошла к концу, музыкант вернулся к Iron Maiden, чтобы отыграть с ними запланированные концерты. Его последнее (на тот момент) выступление в составе группы состоялось 28 августа 1993 года.
После завершения турне музыкант вновь прибыл в Лос-Анджелес, где планировал продолжить работу с Кейтом Олсеном, результаты сотрудничества с которым впрочем не приносили ему большого удовольствия. Поворотной для карьеры Дикинсона стала встреча с американским музыкантом Роем Рамирезом, более известным как Roy Z. Музыка, которую писал Рой для своей группы Tribe of Gypsies, настолько впечатлила вокалиста, что он отказался от сотрудничества с Олсеном и пригласил Рамиреза стать продюсером его новой работы.
После выхода в свет альбома Balls to Picasso (1994) Рой Зи и Tribe of Gypsies продолжили совместную деятельность, а Дикинсон, вдохновлённый опытом успешной работы, продолжил поиск новых партнёров.
В 1994 году музыкант познакомился с молодым гитаристом Алексом Диксоном и предложил ему сотрудничество, главным образом с той целью, чтобы организовать концертную команду для гастрольного тура в поддержку Balls to Picasso. в состав коллектива также вошли бас-гитарист Крис Дэйл и барабанщик Алессандро Елена. С новой командой Дикинсон выступал на небольших европейских и американских площадках, стараясь всеми силами избежать ярлыка «бывшего вокалиста Iron Maiden».
На протяжении 1994 — первой половины 1995 гг. Брюс и его команда исполняли песни из альбомов Tattooed Millionaire и Balls to Picasso, которые были записаны совершенно другим составом. Исходя из этого Дикинсон счёл необходимым записать текущим составом новый материал. В качестве продюсера для новой работы он пригласил Джека Эндино, известного своей работой с гранжевыми коллективами, такими как Mudhoney, Soundgarden и Nirvana. Как вспоминал Эндино, Брюс настаивал на том, что в его группе все музыканты имеют равные права, хотя остальные участники Skunkworks понимали, что они работают с маститым рок-вокалистом, который вдвое старше их, и что последнее слово остаётся за ним. Альбом, получивший название Skunkworks, но изданный по настоянию менеджеров под именем Bruce Dickinson, носил гранжевый оттенок, что не только стало неприятным сюрпризом для слушателей, но и заставило крепко задуматься самого музыканта. После выхода альбома группа отправилась в новый гастрольный тур. Когда же подошла очередь к записи второго студийного альбома, Дикинсон пришёл к выводу, что Skunkworks исчерпали себя и единственно правильным решением было бы распустить группу.
Планируя записать свой последний альбом, Брюс вновь привлёк к сотрудничеству Роя Зи и, отказавшись от любых экспериментов, приступил к работе над новым хэви-металическим альбомом Accident of Birth. В записи альбома и последующем туре участвовал бывший гитарист Iron Maiden Адриан Смит. Accident of Birth имел большой успех, и Дикинсон продолжил работу в этом направлении при записи следующего альбома The Chemical Wedding, основанном на произведениях Уильяма Блейка. Ко времени выхода концертного альбома Scream for me Brazil отношения Брюса с Iron Maiden нормализовались, и вокалист вернулся в родную команду.
Вместе с Адрианом Смитом Дикинсон воссоединился с Iron Maiden в 1999 году. Теперь как группа с шестью участниками коллектив совершил небольшое турне. После записи нового, двенадцатого по счёту студийного альбома, первого со времени ухода Брюса в 1993 году, группа отправилась в The Brave New World tour, апогеем которого стало выступление перед 250-тысячной аудиторией в Рио-де-Жанейро, которое было запечатлено для первого DVD Iron Maiden Rock In Rio.
В последующие годы Дикинсон остаётся участником группы: он принял участие в записи последних альбомов группы Dance of Death , A Matter of Life and Death и The Final Frontier, выступая при записи материала также как соавтор музыки и песен. С именем Дикинсона связан и происшедший с группой инцидент на Оззфесте в Сан-Бернандино, где Дикинсон проявил свои качества фронтмена.
В то же время Брюс продолжил заниматься и сольной карьерой, привлекая к ней своего друга Роя Зи. Ещё в самом начале воссоединения с Iron Maiden ими был выпущен концертный альбом Scream For Me Brazil.
В 2001 году свет увидела компиляция лучших произведений сольной карьеры Дикинсона на двух дисках The Best of Bruce Dickinson.
Летом 2005 года в продажу поступил альбом Tyranny of Souls, шестая сольная работа музыканта. Сочинение материала к этой пластинке Дикинсон проводил во время гастролей с Iron Maiden. Ориентируясь на несколько риффов, предложенных Роем Зи, вокалист писал тексты песен в комнатах отелей в свободное от выступлений время. Музыка и вокал были записаны в доме Роя Зи, в комнате, где стояла лишь одна кровать. Как объяснял Брюс в интервью журналу Classic Rock, он растянул мускулы, прыгнув со сцены, и испытывал сильную боль, поэтому был вынужден ложиться через каждые несколько минут. В то время как на создание The Chemical Wedding Брюса вдохновили алхимия и оккультизм, то песни с нового альбома объединяла тема авиации и научной фантастики.
Как итог сольной карьеры летом 2006 года музыкант выпустил сборник своей видеографии Anthology, который отражает все этапы его творчества вне Iron Maiden: Samson, сольный тур 1991 года, Skunkworks, завершающий этап сольной карьеры (Scream For Me Brazil), а также содержит все клипы.
В 2011 году университет Queen Mary присвоил Брюсу Дикинсону почётную степень доктора наук в музыке.
↑ свернуть