Его имя фактически является нарицательным, ведь оно используется в названии известнейшего на IT-рынке бренда. Говоря «Касперский», мы подразумеваем антивирус. Но нельзя забывать, что за известным продуктом стоит живой человек, со своей уникальной историей и судьбой.
Родился главный антивирусолог страны 4 октября 1965 г. в городе Новороссийске. После специализированной математической школы-интерната при МГУ Евгений окончил Институт криптографии, связи и информатики. Дело было в конце 80-х. В то время найти работу по данной специальности было не то чтобы проблемой, но, как минимум, серьезной темой для размышлений.
А так как к этому моменту Касперский уже успел обзавестись семьей (не только женой, но и двумя детьми), отнестись к выбору стоило со всей ответственностью. В итоге, выбрана была военная область. Поводом послужили две вещи. Во-первых, показалась интересной идея о воспитании в себе дисциплины, чему армия определенно способствует. Во-вторых, еще в школу к Евгению приходили вербовщики из одного крайне закрытого НИИ Генштаба ВС СССР – и произвели на юношу самое приятное впечатление.
Однако служба золотых гор не сулила, а развиваться и двигаться вперед – хотелось. Касперский попытался параллельно наладить подработку, поучаствовав в деятельности одного кооператива, занимавшегося торговлей ПК. Но затея не увенчалась успехом, если не сказать – с треском провалилась. Ни одной машины он так и не продал. Зато вынес из ситуации ценный урок: менеджмент и торговля – не его стихия.
Неизвестно, в каких еще областях он бы успел попробовать себя, если бы не вирус «Cascade», волею случая заведшийся на его машине в 1989 году. Обнаружив «болезнь», Касперский без особых проблем сумел «препарировать» вирус (все же, вряд ли программиста средней руки взяли бы в секретный правительственный НИИ). Разобрав код на запчасти, он быстренько смастерил программку, устраняющую вредоносный эффект. Вот так, практически случайно – и уж точно не задумываясь об этом, как о цели своей жизни – он написал первое «лекарство». Но за одним вирусом последовали и другие.
Многие умельцы по всему миру в те годы «дорвались» до Сети, и пока одни сеяли что-то разумное и позитивное, других хлебом не корми – дай сделать ближнему гадость. Словом, недостатка в компьютерной заразе не наблюдалось. Евгений же малварью серьезно заинтересовался, но, все еще не помышлял о ней как об источнике дохода. Он просто коллекционировал трояны, вирусы и иже с ними, а на досуге создавал «противоядия». По сути, обычное хобби.
Но слухами земля полнится. Постепенно к нему начали обращаться за помощью. Вначале денег «халтура» приносила мало, да и заказы попадались редко и были мелковаты. Пара сторонних клиентов и уже упомянутый кооператив – вот, пожалуй, все, с кем будущий глава одной из крупнейших антивирусных лабораторий мира имел дело. Само собой, такая ситуация мешала рассмотреть в этой сфере деятельности перспективную в будущем область рынка.
Сигналом к действию послужил первый серьезный заказ. Крупная фирма, разрабатывавшая большой пакет ПО, пожелала включить в комплект антивирусную программу и обратилась к Евгению. По тем временам подобное представлялось практически невозможным – технологии были не те, к тому же, ни у заказчика, ни у подрядчика не было практически почти опыта. Слишком уж монументальным представлялся проект. Однако, попытка не пытка. Контракт подписали.
Хотя родившаяся на выходе прога была далека от идеала, ее разработка все равно принесла солидные деньги. Приятной особенностью этого детища (приятной для заказчиков!) стал GUI, которым на тот период времени не могли похвастаться конкуренты. Почти везде еще царил MS-DOS, рабочим инструментом являлась командная строка, а Windows только-только делала первые робкие шаги «в народ». Стало ясно, что хобби вполне способно превратиться в работу.
А судьба, словно решив перестраховаться и опасаясь, что вышеописанный случай будет воспринят как исключение, подтверждающее правило, подкинула Евгению еще один довольно серьезный контракт. Теперь «на руках» имелась партия компьютеров, которую нужно было оснастить защитой. Дело было сделано. Машины, укомплектованные антивирями, продались хорошо, опять же принеся неплохой заработок. Заработанные деньги на этот раз Касперски вложил в свою первую книгу «Компьютерные вирусы в MS-DOS», издав ее самостоятельно. Теперь отрицать выгоду стало и вовсе глупо, наметилась определенная тенденция.
То, во что трансформировалось его хобби, отнимало все больше и больше времени. Касперский активно интересовался темой, начал посещать всевозможные конференции и форумы софт-разработчиков, писать статьи, – но делать все приходилось в свободное от работы время. Между прочим, работая в секретном НИИ, сложно вести активную публичную деятельность и выступать на различных мероприятиях. Каждый момент приходилось постоянно проговаривать с начальством. Стало ясно, что долго так продолжаться не может. Пора было определяться – или продолжать карьеру военную, или увольняться и вплотную заниматься антивирусами. Почти все знакомые и друзья отговаривали его оставлять армию, и только жена – Наталья – поддержала. Догадаешься, какой выбор сделал Евгений?
AVP и «Лаборатория Касперского»
Пройдя сложную процедуру увольнения, в 1991 году Евгений уходит работать в Научно-технический центр «КАМИ», тогда еще только-только встающий на ноги. К созданию собственной фирмы наш герой готов не был, поэтому молодой и пока совсем маленький (около 10 человек) коллектив его вполне устроил. Более того, руководитель НТЦ – Алексей Ремизов – Евгения хорошо знал и всецело ему доверял. Уже на тот момент Касперский был фигурой довольно известной, и специально для него в «КАМИ» создали новый отдел – антивирусных разработок.
Первое время весь персонал отдела ограничивался только самим Евгением. Но зато ему дали полноценное рабочее место, компьютер и возможность творить. Пришла пора наверстывать упущенное, ведь то, что представляли собой его тогдашние наработки, вряд ли могло бы выжить на стремительно разросшемся рынке. Среди отечественных продуктов тогда твердо лидировало детище Лозинского – Aidstest; ну и западные монстры вроде McAfee и Norton AntiVirus, который появился в 1992 году, оставляли маловато пространства для маневра.
Работая не покладая рук, по 12 часов в сутки, без отпусков и частенько – без выходных, Касперский принялся за создание собственного антивируса, практически воплощая мечту. Постепенно в отделе, помимо него, появились другие специалисты. Антивирусные базы существенно расширились. Словом – процесс пошел.
Уже к 1994 году AntiViral Toolkit Pro (такое имя получил проект) стал выглядеть относительно законченным. Его уже не стыдно было посылать на тестирования в известные университеты и институты, что Касперский и не замедлил сделать (воспользовавшись наработанными ранее связями). Он отправил ATP в университет Гамбурга, но, прикладывая программу к письму, случайно опечатался, назвав архив AVP.zip. По тестам разработка обошла всех конкурентов, обнаружив наибольшее количество вирусов. Первое время Евгений никак не мог взять в толк, о каком еще AVP ему пишут хвалебные мейлы. Лишь потом он заметил досадную опечатку, но менять что-либо было поздно – программа уже получила известность под «ошибочным» именем.
В том же 94-м, после триумфа в Гамбурге, появились и первые контракты. Сразу, с места в карьер, зарубежные – с Италией и Швейцарией. Продавался AVP и через сам НТЦ «КАМИ», но продажи были просто смешными (не говоря уже о вырученных деньгах). В 1994-м же году к работе мужа присоединилась Наталья Касперская, сначала поработав в магазине «КАМИ», а потом – перейдя в сам антивирусный отдел, в роли менеджера. На нее возложили практически главную на тот момент задачу – наладить сбыт продукта.
На руинах того, что еще совсем недавно было Советским Союзом, было сложно заниматься бизнесом, а уж IT-бизнесом и подавно. Дела у «КАМИ» шли не лучшим образом, в то время как отдел Евгения мало-помалу обрастал серьезными договорами и контрактами. Методом проб и ошибок стала выстраиваться партнерская сеть. Особо знаковыми моментами стали сделка с «1С» в 1996 и договор с крупной финской компанией F-Secure об использовании ядра AVP в их антивирусных продуктах. Примерно в этот же период Наталья заговорила о создании собственной фирмы и отделении от «КАМИ». Вначале Евгений не разделял идей жены, высказываясь против, но когда в НТЦ все сделалось совсем уж безрадостно – сдался.
Таким образом, 21-го июля 1997 года на свет родилось самостоятельное предприятие «Лаборатория Касперского». На том, что в названии должна использоваться фамилия нашего героя, настояла опять же супруга. Публика уже привыкла к AVP как к продукту «by Eugene Kaspersky», – да и сам Евгений был фигурой широко известной. Впоследствии ход с выбором названия полностью себя оправдал.
Возглавила новое предприятие Наталья. Она заняла пост генерального директора лаборатории, оставив непосредственно работу над проектом мужу. И дела пошли в гору. Уже в 99-ом открылось первое международное представительство компании, а доля российского рынка, принадлежащего «Kaspersky Lab» резко выросла с 5% до 50%. Сыграли роль и качество продукта, и круглосуточный саппорт для клиентов, что на тот момент было огромной редкостью, и множество других, более мелких, но важных, факторов. Бывший AVP, переименованный в «Антивирус Касперского», уже ничем не уступал западным конкурентам.
С наступлением третьего тысячелетия мы подобрались к «новейшей истории» ЗАО «Kaspersky Lab». Сфера деятельности компании давно расширилась и теперь охватывает не только персоналки, но и рабочие станции, файловые и почтовые сервера под практически любыми ОС, КПК и т.д. «Антивирус Касперского» совершил гигантский скачок, за несколько лет из категории «один из многих» перейдя в категорию мировых лидеров. Нюансы работы «Лаборатории Касперского» вполне достойны отдельной статьи, но краеугольной фигурой здесь все же выступает «лицо и имя» данного бренда. Сам Евгений за эти годы успел развестись с женой и впоследствии сменить ее на посту генерального директора. Наталья тоже продолжает работать в компании, но теперь в качестве председателя Совета директоров. Все перестановки произошли совсем недавно, в 2007 году, и оба склонны согласиться с тем, что совместная работа не очень хорошо повлияла на семейные отношения.
Касперский продолжает заниматься любимым делом, изучая вирусы и храня покой наших компов. Сегодня он без тени преувеличения является одной из самых весомых и значимых фигур в своей области. Слово «эксперт» более чем уместно.
У Евгения Касперского два сына: один учится на географическом факультете МГУ, другой на ВМК МГУ.
21 апреля 2011 года было сообщено, что неизвестные похитили одного из его сыновей, Ивана Касперского, и требуют выкуп в размере трёх миллионов евро. 24 апреля сотрудники Московского уголовного розыска вместе с коллегами из ФСБ при поддержке бойцов ОМСН освободили Ивана.
Бывшая жена, соучредитель и акционер компании — Наталья Касперская.
↑ свернуть