Его называют то пылким, то одержимым, то соблазнительным, то властным, то чарующим, он разносторонен и обаятелен. Для Аль Пачино актерская игра – это всегда вызов, проникновение в инертное, неоформленное пространство, чтобы стать в нем источником эмоций, событий, действий. Он так сживается со своими персонажами, что не может оставить зрителя равнодушным. Если внимательнее присмотреться к его работам, становится ясно, что Пачино – любитель риска. И во всех его персонажах есть нечто общее с Ричардом III, его излюбленным шекспировским героем. Лучшие из его ролей связаны единым образом одинокого, отверженного, грустного, жестокого, одновременно невинного и развращенного обманщика.
Аль Пачино родился 25 апреля 1940 в Нью-Йорке. В 17 лет он был исключен из Манхэттенской Высшей школы сценических искусств, однако продолжал изучать актерское мастерство, сперва в мастерской Герберта Бергхофа, а затем в прославленной Актерской студии (возглавляемой американским актером и режиссером Ли Страсбергом), работая, где придется и играя в небродвейских спектаклях. Темноволосый, жилистый, Пачино как нельзя лучше подходил для серых урбанистических постановок, модных в 1960-х гг. В 1968 он получил премию OBIE (присуждаемую за небродвейские постановки) за роль сумасшедшего алкоголика в пьесе Бронкс для индуса (The Indian Wants the Bronx) Израэля Горовица, а в 1969 премию Тони за роль наркомана в пьесе Носят ли тигры галстук? (Does a Tiger Wear a Necktie?), поставленной на Бродвее.
Первая значительная работа Пачино в кино – фильм Паника в Нидл-парке, снятый по сценарию Джоан Дидион и Джона Грегори Данна. В нем Пачино снова выступил в роли наркомана, несчастного и безвольного антигероя. Фильм был признан лучшим в целом ряду картин о наркомании начала 1970-х гг, а игра Пачино названа «потрясающей».
Следующий фильм Пачино стал поворотным пунктом его карьеры. Он сыграл Майкла Корлеоне, сына и наследника главы мафиозного клана, в эпической гангстерской картине Крестный отец. Американский режиссер и соавтор сценария Фрэнсис Форд Коппола, снявший этот фильм по роману Марио Пьюзо, сумел создать настоящий шедевр из рыхлого художественного материала. Пачино нисколько не затерялся на фоне множества кинозвезд, включая Марлона Брандо в главной роли. Поразительный успех этого фильма принес Пачино мировую известность и первую из его многочисленных номинаций на премию «Оскар».
В следующем фильме Пачино полностью меняет амплуа. Отказываясь от ролей, традиционно предоставляемых ведущим голливудским актерам-мужчинам, он выбирает роль тихого, обреченного бродяги в фильме Пугало (1973). В том же ряду – главная роль, сыгранная Пачино в Серпико (1973) режиссера Сидни Люмета. Эта история, основанная на реальных отчетах тайного агента полиции и рассказывающая о постепенном превращении молодого подтянутого полицейского в длинноволосого опустившегося доносчика, разыграна Пачино со всей возможной эксцентричностью.
В 1974 Пачино снова приглашен на роль Майкла Корлеоне во второй части Крестного отца. Вторая часть была признана едва ли не лучше первой. Интересно отметить, что те яркие и запоминающиеся сцены, которые войдут в число несомненных удач Пачино, сыграны в этом фильме вместе с его бывшим учителем и наставником Ли Страсбергом. Вслед за второй частью Крестного отца, Пачино снялся в напряженной драме Полдень скверного дня (1975), где ему выпала роль грабителя-гомосексуалиста. Эта очередная работа с режиссером Сидни Люметом принесла ему еще большее признание.
В 1977 Пачино снимается фильме Бобби Дирфилд (в русском прокате – Жизнь взаймы), по общему признанию, не удавшемся. Однако в этом же году снова выходит на сцену в прекрасной пьесе Дэвида Рейба Основная подготовка Пабло Хаммела. Эта работа Пачино отмечена премией «Тони».
Далее следует серия проходных фильмов: Правосудие для всех (1979), Круиз (1980), Революция (1985). Более удачным можно считать Лицо со шрамом (1983). Но настоящий успех возвращается к Пачино с фильмом Море любви (1989), где он играет уличного полицейского, переживающего кризис среднего возраста. В 1990 появляется Дик Трейси (1990), и снова Пачино блистателен. В том же году выходит третья часть Крестного отца, в которой Пачино доводит до логического завершения созданный им образ Майкла Корлеоне.
В 90-е гг. Пачино много и успешно снимается. Признание критики приносят ему фильмы Фрэнки и Джонни (1991) и Гленгарри Глен Росс (1992; в русском прокате – Американцы), снятый по пьесе Дэвида Мэмета, получившей Пулитцеровскую премию. В первом Пачино играет бывшего жулика, наделенного неотразимым обаянием, во втором – неряшливого авантюриста. За роль в Американцах Пачино в седьмой раз номинирован на «Оскар». Этой престижной он наконец-то удостоен в том же году за великолепную игру в фильме Запах женщины (1992). Пачино исполнил в нем роль слепого и озлобленного полковника в отставке.
Вслед затем выходят несколько сильных и значительных картин: Путь Карлито (1993); Схватка (1995), взрывной фильм, в котором сошлись два актера мирового класса – Пачино в роли хитроумного детектива и Роберт Де Ниро в роли грабителя-профессионала, вооруженного совершенной техникой; и Мэрия (1996), энергичная история закулисных политических игр, с Пачино в роли мэра большого города, совестливого и честного. В 1996 Пачино дебютирует как режиссер фильмом В поисках Ричарда. Это почти документальный рассказ о работе Пачино над ролью шекспировского Ричарда III. Благодаря звездному составу (во главе с самим Пачино) фильм получился, по выражению критика Леонарда Мартина, «удовольствием от начала до конца».
В следующем, 1997, вышли два фильма с участием Пачино: в Донни Браско он сыграл мелкого гангстера, в Адвокате дьявола (The Devil's Advocate, 1997) – дьявола в образе адвоката. В 1999 появляется Свой человек (The Insider, 1999), фильм, основанный на реальных фактах, с Пачино в роли продюсера телевизионной программы новостей «60 минут», получающего разоблачительные сведения о деятельности крупной табачной кампании от одного из ее бывших сотрудников. В том же году в фильме на тему американского футбола Каждое воскресенье (1999) Пачино играет тренера команды «Акулы».
В 2000 он снова пробует себя в качестве режиссера и снимает Китайский кофе (2000). Айра Льюис написал к фильму сценарий по собственной пьесе, уже знакомой Пачино – в небродвейской постановке 1994 он играл в ней одну из главных ролей. Фильм был показан на кинофестивале в Канаде, но так и не появился в американском прокате.
Несмотря на всемирную популярность Пачино, актер не страдает "звездной болезнью" и известен своим категорическим неприятием славы, считая ее неестественным феноменом для человека, с присущими ему инстинктами самоутверждения и признания. Давая интервью, Пачино предпочитает не касаться личных тем, а потому его жизнь остается для публики по большей части тайной. В январе 2001 году у Пачино и его подруги Беверли Д'Анджело родилась двойня - мальчик и девочка. Однако даже это не побудило Пачино отказаться от своего холостяцкого статуса - Альфредо, уже имевший дочку Джуль Мари от своей предыдущей подруги - Яны Таррант, никак не решается обременить себя семейными узами, несмотря даже на свой уже немолодой возраст.
В 2002 Пачино сыграл очередного офицера полиции в фильме Бессонница (2002). Опытный полицейский вовлечен в опасные психологические игры никем иным как Робином Уильямсом.
↑ свернуть